Урок музыки в 4-м классе по теме "Музыка народов мира"

Разделы: Музыка


Цели:

  1. Проверить сформированность навыка музыкальной памяти.
  2. Воспитывать любовь к музыке на основе эмоционального восприятия музыки.
  3. Развивать музыкальную память, кругозор, образное мышление.

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • мультимедиа проектор;
  • компьютер;
  • пластиковая доска;
  • раздаточный материал (слова песен, жетоны, тест);
  • диски с музыкальным материалом;
  • презентация “Музыка Европы”;
  • компьютерный тест “Музыка народов мира”;
  • инструмент.

Тип урока: Урок-викторина-путешествие.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем музыкальное путешествие по странам мира.

II. Сообщение темы и цели урока.

Все народы, живущие в разных странах, имеют свой язык, свои обычаи, свою музыку.

1 слайд. Политическая карта мира. Приложение 1

Музыка – это язык, на котором люди общаются друг с другом, выражают свои мысли и чувства – это музыкальный язык. Каждый народ имеет свой разговорный - литературный язык, и обязательно имеет музыкальный язык. В нем отражается национальный колорит, стиль композитора, характерные особенности музыкальных произведений. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.

III. Викторина

Сегодня на уроке-викторине мы возьмем только европейскую часть мира и совершим путешествие по странам Европы. Во время урока за правильный и полный ответ вы получаете жетон – скрипичный ключ. А за хороший ответ – жетон-нотки. (Показываю)

Итак, первый вопрос: Послушайте внимательно фрагмент и скажите, с какой страной ассоциируется это музыкальное произведение, и именно с неё мы с вами начнем наше путешествие?

- Звучит песня в исполнении Эдит Пиаф.

2 слайд. Карта Европы, Франция.

Молодцы. Правильно.

Второй вопрос: Посмотрите на слайд, я вам сразу подскажу – это французский композитор, а вам остается назвать только его имя? Как же его зовут? Ж.Бизе.

Послушайте фрагмент и назовите произведение. Марш Тореадора.

Расскажите, какое произведение по характеру? Молодцы! Хорошо справляетесь с заданиями.

Послушайте фрагмент и скажите название произведения.

- Звучит этюд № 12 Ф.Шопен. Правильно. Что такое ЭТЮД.

Мы с вами в нашем путешествии встречаемся с нашим другом польским композитором Ф.Шопеном.

Ну а теперь, трудный вопрос.

Послушайте и вспомните, как сам композитор называет эти звуки?

- Симфония № 5 Л.В.Бетховен. “Так судьба стучится в дверь”.

- В какой обработке произведение прозвучало? Почему так решили?

- Кто автор этого произведения? Продолжите сейчас мою фразу – это выдающийся композитор из Германии!

- В чем заключается его человеческий подвиг?

- А в чем же подвиг? (Он оглох, но не опустил руки, а продолжал бороться за жизнь и писать произведения)

Молодцы.

- А теперь узнайте композитора. Он прожил всего 35 лет, но сочинил очень много произведений. Кто это? О ком мы будем говорить? (Моцарт)

- Слушаем симфонию № 40... Расскажите о характере музыки.

- Слушаем турецкий марш.

Послушайте фрагмент произведения и скажите название.

- Утро (“Пер Гюнт” Э.Григ). Жетон. О чем рассказала вам эта музыка? Какую картину она нарисовала?

- Кто помнит автора этого произведения? А сейчас найдите ошибку в моем предложении. Это известный шведский композитор. Правильно ли я сказала? А как нужно было сказать? (Норвежский)

А вот ещё один фрагмент произведения, узнаете ли вы его?

Танец Анитры Э.Григ

А теперь наш путь лежит в солнечную, знойную страну, в которой поют веселые песни. И встретимся с композитором и скрипачом Никколо Паганини.

В какой стране мы оказались? Да, правильно, в Италии.

Послушайте фрагмент произведения, и вспомните, как же оно называется? Каприз (Каприччио)

Итальянскую музыку можно сразу узнать, её отличительные черты – яркость, быстрый темп, задор. А мы с вами знаем итальянскую песенку? Как она называется? А как её нужно исполнить? (Напеваю)

Молодцы. С I частью викторины вы справились. II часть нашей викторины – это наше творчество. Сейчас мы будем исполнителями.

4. Вокально-хоровая работа.

А чтобы нам исполнить маленькую итальянскую попевку что мы должны сделать? (Подготовить голосовой аппарат). И помним, за правильное, качественное исполнение вы можете получить жетон.

Распевание: Насладимся нежным ароматом цветка.

Ле-ле-ле

Гамма

- исполняем “Лести”.

- Узнайте музыкальную загадку по 4 нотам. (Играю “Цыплята”)

- Песню какого народа мы будем сейчас петь? (Азербайджанского)

(Поем “Чебилерем”)

Послушайте, вот как характеризуется музыка этого народа.

Музыкальные напевы этого народа состоят из узорчатого мелодического рисунка, имеют яркую музыкальную выразительность, их нельзя спутать с напевами других народов. А также говорят, что эти “сказы и песни рождены в дороге”. Кто догадался?

Цыганская “Настенька”.

А в какой песне мы можем спеть и по-русски, и по-английски, и по-немецки?

- Сколько нас. Поем.

Урок музыки невозможен без татарской национальной музыки “Татарстан”.

Молодцы. Вы очень хорошо потрудились и показали хорошую музыкальную память, пришло время сосчитать, сколько же у вас жетонов? (Считаем)

У кого больше всех? Умница. Тебе достается право отвечать на вопросы теста на компьютере. (Приложение 2)

Тестирование.

Желаю удачи!

- Читаем вопрос. Отмечаем вариант ответа. И сравниваем с ответом компьютером.

5. Итог урока. Анализ итогов тестирования. Спасибо за урок. До новой встречи.