Интегрированный урок во 2-м классе "Каша - подруга наша"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить понятие об имени существительном и имени прилагательном;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;
  • воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;
  • расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;
  • формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;
  • расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
  • сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Учитель: У нас сегодня урок русского языка. Не совсем обычный, так как нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном и прилагательном, но и поговорить о правильном питании. А начнём мы наш урок традиционно с минутки чистописания.

3. Чистописание. Закрепление знаний об имени существительном

На доске записаны слова.

Овёс, пшеница, рис, каша, ячмень, просо, кукуруза.

Учитель: Прочитайте слова, найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква находится в слове, которое состоит из двух слогов. а в слове состоящем из 3х слогов её сразу две. Эта буква обозначает согласный, глухой, парный, твёрдый звук. (Буква Кк)

А может ли эта буква обозначать мягкий звук. В каких случаях? (Ке, ки, кё, кя, кю, кь)

– Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша)

– Как можно назвать одним словом остальные слова? (Злаковые растения)

– Злаковые растения относятся к дикорастущим растениям или к культурным? (Культурные)

– Почему? (Возделывает человек)

– На какой вопрос отвечают эти слова? (На вопрос что?)

– Что обозначают? (Обозначают неодушевлённые предметы)

– Как называются такие слова? (Имена существительные)

– На какие группы можно разделить данные сущесвительные? (Существительные женского, мужского рода и среднего рода)

– Запишите существительные и обозначьте род.

4. Работа над определением одушевлённых и неодушевлённых существительных. Работа с предложением. Постановка задач

– Какое слово мы с вами не записали? (Каша)

– Какая связь между словами каша и злаковыми растениями?

(Из злаковых растений получают крупы, из которой затем готовят каши.)

– Прочитайте слова. (Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, кашный.)

– Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У них общий корень и они близки по смыслу.)

– Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?

– Выпишите только имена существительные?

– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые)

– Придумайте предложения, используя данные слова.

– Посмотрите, какое предложение придумала я. Варит кашу кашевар для Васи.

– Запишите его, подчеркните главные члены предложения. Найдите в предложении существительное одушевлённое, собственное. (Вася)

– Как они пишутся? (С большой буквы.)

Сегодня вам предлагают поговорить об этом блюде ваши знакомые Зелибоба, Кубик, Бусинка и тётя Нина.

Каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.

5. Из истории каши. Работа с фразеологическими оборотами

– Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи лет.

Каша – исконно русское блюдо. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу.

Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.

Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.

При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить.

Сапоги каши просят
Во рту каша
В голове каша
Мало каши ел
Заварил кашу
Расхлёбывать кашу
распутывать сложное дело
рваная обувь
затевать хлопотное, сложное дело
у кого-либо нет ясности в понимании
о человеке слабом
говорит непонятно

– А кто из вас пробовал берёзовой каши? Что обозначает это выражение? (Наказать розгами, выпороть, высечь)

– Я, вместе с Зелибобой и его друзьями и вам советую, каждый день есть кашу на завтрак. Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

5. Физкультминутка

Кашка-малашка

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“с трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)

6. Закрепление знаний о прилагательных

Рассказ учителя о том, из чего варят каши.

– А из чего варятся каши? (Из крупы)

– Из каких растений получают крупы? (Ответы детей.)

Сейчас давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу? (На столе у каждого ребёнка цветная таблица.) Работа с таблицей.

Растения Зерно, крупа Каша
пшеница манная манная
пшеничная пшеничная
просо пшено пшённая
овёс овсяные хлопья овсяная
геркулес геркулесовая
гречиха гречка гречневая
ячмень ячневая ячневая
перловая перловая

– А теперь посмотрите, какие слова записаны.

– На какой вопрос они отвечают?

– Что обозначают все эти прилагательные?

– К какой части речи относятся?

– А сейчас давайте подберем имена прилагательные, чтобы похвалить кашу. (Ответы учеников.)

– Посмотрите, какие я подобрала имена прилагательные

Какая? Вкусная, сладкая, горячая, полезная, любимая, молочная.

– К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные?

(К слову каша.)

– Запишите прилагательные сладкая и молочная и подчеркните опасные места.

7. Как сделать кашу вкусной?

– Сегодня мы узнаем как сделать кашу вкусной. Первый совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В.Суворов.

Однажды в одном из военных походов Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии. Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.

Второй совет вам решили дать Зелибоба, тётя Нина

В кашу ещё можно добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье. А кто не любит сладкие каши -может положить орешки.

8. Домашнее задание

Теперь вам осталось только сварить кашу и сделать её вкусной, воспользовшись советами Зелибобы и его друзей. Вот вам типовой рецепт каши. Дома вы прочитаете его и дополните текст прилагательными, а также найдёте в словаре значение слов полба и мюсли.

1. Дополни рецепт каши прилагательными.

Рецепт………..…. ……… каши.

  1. Взять 4 горсти.…. ………… крупы. Промыть её в………. ……… воде.
  2. Налить в…...…………….…кастрюлю воды или молока. Поставить на ………………….. огонь. Добавить соль и сахар по вкусу.
  3. После того, как вода или молоко закипит, засыпать в кастрюлю крупу.
  4. Варить на …………………… огне, помешивая …………..……… ложкой, до полного приготовления каши.
  5. В кашу можно добавить…… ………… фрукты, ………………… варенье или ………….……… орехи.

2. Найди в словаре и запиши значение слов:

Полба___________________________________________________________

Мюсли – ________________________________________________________

8. Подведение итогов

Учитель: Подведём итог нашей работе.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что повторили?
  • Что нового узнали?
  • Что полезного вынесли для себя.

Выслушиваются ответы детей.

9. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока

Учитель: Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова.

Чтобы стать весёлым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю детвора.

– Если урок понравился, прикрепите на рисунок тарелки с кашей всё то, что делает её вкусной: ягодки, орешки, фрукты. (Рисунки с кашами висят на доске.)

Спасибо!

(См. Приложение 1)