Кремний и его соединения

Разделы: Химия


Цели:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формирование коммуникативной, информационной компетентности.

Задачи:

  • Познакомиться с кремнием, как необходимым элементом для жизни растений, животных и человека.
  • Научиться оформлять результаты работы.
  • Научиться работать с различными источниками информации.

Планируемый конечный результат.

  • Устные сообщения учащихся с компьютерными презентациями.
  • Создание учащимися стенда минералов для кабинета географии.
  • Оформление учащимися стенда "Юный химик" по данной теме.
  • При проведении данного урока использован метод проектов.

За неделю до занятия учащиеся класса разбиваются на три группы. При делении класса учитываются индивидуальные особенности учащихся, входящих в группу. Все группы примерно по числу учащихся и по интеллектуальному развитию. В каждой группе был выбран ответственный за данную работу. Консультации проводились с группами мною, если возникали вопросы. Занятие проводилось в компьютерном классе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснения нового материала

а) сообщения с презентациями;

б) показ и краткий рассказ о минералах;

в) показ и краткий рассказ рубрик для стенда "Юный химик".

3. Беседа по проблемным и частным вопросам учебной темы.

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Почему углерод называют элементом живой природы, а кремний - основным элементом неживой природы?
  2. Почему физические свойства оксидов кремния и углерода резко отличаются друг друга?
  3. Почему нельзя хранить плавиковую кислоту в стеклянной посуде?

Частные вопросы:

  1. Каковы физические свойства кристаллического и аморфного кремния?
  2. Что общего в химических свойствах кремния и углерода?
  3. Какие отличия в химических свойствах кремния и углерода?
  4. Как получают кремниевую кислоту?
  5. Какой раствор называют "жидким стеклом"? Где его используют?

4. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)

Представьте себе - встает человек утром с постели, подходит к зеркалу, а вместо него - пустая рамка, ищет очки, а от них лишь одна оправа; вдруг он ощущает порывы ветра, так как в доме нет ни одного окна; от ужаса человек хочет выпить глоток воды, но не может найти ни одной чашки, стакана - вообще нет никакой в доме посуды - все бесследно исчезло! И это только начало ужаса:

Далее треск, грохот - рушатся потолок, стены, они летят и рассыпаются, превращаясь в пыль и песок: Параллельно с этим выделяется огромное количество кислорода, который меняет состав воздуха, то есть земной атмосферы!

А самое страшное, что в последствии почти целиком исчезает земная кора, испаряются океаны и не существует больше жизнь на Земле:

Что это за элемент и почему его исчезновение могло вызвать такие катастрофические изменения?

Выполнение теста.

1. Содержание кремния в земной коре составляет примерно:

а) 30%;

б) 20%;

в) 40%;

г) 50%.

2. Кремний в промышленности получают из:

а) нефти;

б) глины;

в) песка;

г) силицида магния.

3. В природе оксид кремния встречается в виде: 1) глины; 2) песка; 3)горного хрусталя; 4) карборунда; 5) корунда; 6) кварца; 7) яшмы. Какие утверждения правильны?

а) 2, 3, 6, 7;

б) 1, 2, 3, 4;

в) 3, 4, 5;

г) 2, 4, 5, 6;

4. Кремниевая и угольная кислоты сходны между собой:

а) по силе;

б) по агрегатному состоянию;

в) основностью;

г) кислотностью.

5. Какое из производств существенно обособлено:

а) цемента;

б) целлюлозы;

в) кирпича;

г) стекла.

Ответы: 1а; 2в; 3а; 4в; 5б.

Вывод.

В природе кремний - второй по распространенности после кислорода химический элемент. Кремний применяют для полупроводниковых материалов, а также кислотоупорных сплавов. Его оксиды являются основной частью песка и глины, в виде кристаллов входит в состав горных пород. На основе его соединений создано промышленное производство керамики, стекла, цемента.

Презентация.