Использование технологического инструментария дидактики для активизации самостоятельной работы учащихся

Разделы: Математика


Под технологическим инструментарием дидактики я понимаю совокупность различных технологий, дидактических приемов, которые помогают учителю построить свою работу так, чтобы она отвечала современным потребностям общества, т.е. была инновационна. Приложение 1.

Развитие и уровень знаний учащихся зависит от овладения ими методом познания. Ученик должен сам осознавать пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть пути устранения этих пробелов. Моя цель - привести детей к успеху и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает это, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует интерес к учебе, повышает чувство собственного достоинства, создает морально психологическую обстановку в классе.

Когда 20 лет назад я пришла в школу, то почти сразу поняла - просто вызывая учеников к доске, работая традиционными методами, я ничего не добьюсь. Не научу ребят математике, потому что один работает у доски, 5-6 человек решают сами, а остальные 20 просто списывают, и тогда я стала применять тренинговую технологию.

Уже в 5-6 классах я постепенно приучаю работать самостоятельно по тренажерам, а с 7 класса почти на всех уроках ребята используют тренажеры. Конечно, сначала изучается теория, она обычно дается блоком, что позволяет сократить время. На первом уроке по теме ученикам выдается памятка в дневник. В этой памятке расписана работа на всю тему.

Памятка в дневник

№ урока  Тренажер С/р Д/З
1 20 1 С-6 № 306-311
2 21 2 С-40 № 312-315,317,318
3 22 3   № 326-328
4 22 3 СО-14
5 23 4 С-18 1,2,3,6(А) №340-341,343-346, 357
6 24 5   №362-365
7 23 5 с-8 №369
8 23 Пр.р С-5 №241-248Экз.сб.
9 23 6 С-48л №347-349
10 24 7 С-47л №350-355
11 24 8 С-22 №1,2,3(а) №356,383, 379-382
12 24 9 С-50л №366Экз.сб.№225-240четные.
13 24 10 С-22 №4,8 №358,371экз.сб №249-266четные
14 К.р. К.р.    

А потом ребята получают тренажеры: первые примеры очень простые, ребята быстро увлекаются работой, а потом сложность заданий постепенно нарастает. После разбора образцов решения некоторых заданий ученики самостоятельно решают тренажер. Я консультирую, помогаю и проверяю примеры, которых в тренингах в избытке и, далеко не каждому ученику надо решать все задания. После тренинга ученику дается самостоятельная работа. А после ее проверки выставляются оценки в журнал за тренажер, домашнее задание и самостоятельную работу.

В классе вывешивается лист контроля и каждый ученик знает без подсказки учителя, что и когда ему делать. Приложение 2.

Лист контроля

Список

Трен.1

Д/з

С/р

Трен.2

Д/з

С/р

.......

К/р

Иванов А.                
Петров В.                

 Но начинается урок, как правило, с разминки. Обычно это презентация, которая включает в себя примеры на повторение, систематизацию знаний, а также вопросы по текущей теме.

Ребята работают как фронтально, так и самостоятельно. Так, например, в 11 классе практически на каждом уроке идет подготовка к ЕГЭ.

Двум ученикам выдается раздаточный материал с примерами из презентации, они выходят к доске и пишут ответы на примеры. А в это время класс работает со слайдами, которые сменяются через определенное время. После окончания работы доски открываются, и класс сначала сверяет свои ответы с ответами на доске, а потом мы разбираем эти примеры все вместе. Приложение 3.

При разработке уроков я активно применяю ИКТ. Это позволяет сэкономить время, показать грамотные чертежи, решить большее количество задач. Ребята решают самостоятельно, иногда высвечиваются подсказки, а потом, взяв тетрадь ученика можно проверить решение с классом, отсканировав работу. Приложение 4.

Ребята занимаются и проектной деятельностью: при получении зачета по элективному курсу проводится защита презентаций, которые разрабатываются ребятами в течение учебного года. Приложение 5.

Также в своей работе я использую элементы дистанционного обучения. В этом мне помогает прекрасный сайт для учителей математики: uztest.ru

К активизации самостоятельной деятельности учащихся ведут многие пути. Я назвала лишь некоторые из них. Конкретные условия работы, опыт, личные качества учителя подскажут ему другие пути и средства активизации самостоятельной деятельности учащихся. Главное - чтобы учитель сам умел и хотел учиться.