Открытый урок предмета эстетики по теме "Сказочная птица"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Вид занятия: рисование красками по памяти и представлению.

Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, закрепление знаний об анималистическом жанре; повторение изученного о "тёплых" и "холодных" цветах, умение пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами, как средствами художественной выразительности, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Необходимые материалы: гуашь, кисти крупные и мелкие, лист бумаги, иллюстрации, картинки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры.

Зрительный ряд: картина с фантастической птицей, картина М. Врубеля "Царевна Лебедь", "Тёплые и холодные цвета".

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре.

Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? ("Финист - ясный сокол", "Сказка о золотом Петушке", "Царевна-Лебедь в сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина , Жар-Птица в сказке "Конёк-Горбунок" П.Ершова. Чтение некоторых отрывков из сказок.

У каждого народа есть свои обычаи и обряды. Образ птицы не отделим от начала весны. Отмечали выпечкой "жаворонков" - вкусных булочек в форме птичек. А ещё выпускали на волю птиц, проживавших в доме человека всю зиму.

Был обычай петь песенки про птиц (например):

"Жавороночки, прилетите к нам, А зимушку унесите от нас.

2)

Синички - сестрички,
Чечётки - тётки,
Кулички - мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите
Весну красную несите.
Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: "ку-ку"
Сколько лет я проживу?

Показ иллюстраций, украшенных стилизованными рисунками птиц (дымковская, филимоновская, хохломская и др.). Объяснить, как таким рисунком украшаются полезные в быту вещи (в технике, вышивке, аппликации, росписи).

Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых птиц и изображений птиц на изделиях.

Объяснить, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художник будет учитывать гармоничное сочетание цветов в росписи.

Рассмотреть "Тёплые и холодные" цвета.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся: "Птица - фантазия "Сказочная птица".

Учитель: Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу, либо в холодном, либо в тёплом колорите. Вы должны выбрать те краски и 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и дополнительно смеси цветов на их основе.

Также условием будет выполнить фон в противоположном цвете птицы колорите (птица в "тёплом" цвете - фон в "холодном" и наоборот).

Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлечённость процессом изображения.

IV. Итоги урока:

Можно к каждому рисунку придумать название. Сделать из сказочных птиц стенд. Уборка рабочих мест.

Ожидаемые результаты.

На своих уроках первую очередь я стараюсь, чтоб дети чувствовали доброту, тепло, любовь и уважение к ним. В наше непростое время большинство детей быстро утомляются, нервничают, даже наблюдается жестокость. За все время, что я работаю с детьми, воспитываю в них чувство уважения друг к другу, понимания, чувство поддержки, помощи в трудную минуту. Учу детей слушать одноклассников, не перебивать. Стараюсь воспитывать в детях чувство красоты, отличать плохое от хорошего, добро от зла. На уроках мы читаем стихи, рассказы, сказки. Дети любят стихи Чуковского, Барто и.др. Рассказы Носова, Драгунского, Курлядского и др. Затем мы анализируем каждое прочитанное произведение. По многим прочитанным произведениям мы рисуем, что больше нам понравилось и запомнилось. Ставим себя на место героев. С этим классом я занимаюсь 2 месяца, но уже вижу результат. Дети здороваются, входя в класс, благодарят за урок и даже говорят такие слова: "До скорой встречи" и спрашивают, а что мы будем делать на следующем уроке? Это говорит о том, что им интересно, и они хотят дальше общаться со мной, узнавать что-то новое и интересное. Дети дарят свои рисунки, подарки сделанные дома.

Я очень благодарна детям и вижу, что они меня любят, а это очень о многом говорит и я счастлива. Не хочется, чтобы все мои ученики были воспитанные, добрые и видели больше позитивного.

Я очень люблю детей и все 40 лет я всегда искренно и с душой веду любой урок. Главное, чтоб в детях осталось все, что я хочу донести до их детских душ и, чтоб в жизни им это пригодилось.