Урок по теме "Испарение и конденсация"

Разделы: Физика


Тема урока: «Испарение и конденсация».

Цели:

  • определение явлений испарения и конденсации с точки зрения МКТ;
  • формирование мировоззрения, самостоятельного и активного мышления;
  • развитие творческой активности школьников.

Оформление доски:

ХОД УРОКА

– Урок сегодня я начну с вопроса – будьте внимательны: Почему уменьшается количество воды, если сосуд оставить открытым?
– Вода переходит в другое состояние.
– Сегодня мы должны на уроке подробнее познакомиться с явлениями испарения и конденсации. (Тема урока записывается в тетрадь)
– Мы уже знакомились с переходами из твердого состояния в жидкое. Как называется этот процесс? (Переход из жидкого в твердое называется кристаллизация.)

Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

– Подумайте какими способами можно превратить жидкость в пар? (Кипение, испарение)
– Сегодня мы познакомимся с процессом испарения. Нужно ли нагревать жидкость для испарения? (Парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется испарением.)

– Объясним процесс испарения с помощью МКТ. Рассмотрим жидкость в сосуде:
– Из чего состоит жидкость?

– Что происходит с молекулами?
– Как они движутся? От чего зависит скорость движения молекул?
– Что происходит в процессе движения? Молекула столкнулась несколько раз, увеличила свою скорость и … вылетела из жидкости, преодолев притяжение жидкости, превратилась в пар.
– Может ли другая молекула покинуть жидкость? (Процесс испарения идет постепенно, молекулы жидкости переходят в молекулы пара.)
– Какие молекулы покидают жидкость?
– Какие молекулы остаются?
– Что происходит с внутренней энергией испаряющейся жидкости?
– Что происходит с t испаряющейся жидкости? (Сама жидкость охлаждается)
– В жаркий день, выходя из воды, что вы чувствуете? Почему? (При испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается,  жидкость (тело) охлаждается.)
– Давайте подумаем – при испарении жидкости температура понижается.
Почему к концу дня вода в открытом сосуде не замерзает? А как наш организм защищает себя от перегрева?

Д/Э. Понаблюдаем за t С испаряющейся жидкости. Возьмем 2 термометра запишем исходную температуру. Запишем t = , обернем один из них бинтом, смоченным спиртом, а другой смоченным водой, оставим в таком положении на несколько минут, а потом  определим t.
– Что произошло с температурой? Почему t уменьшилась? Сравним температуры – почему  разные? Что  можно сказать о процессе испарения разных жидкостей?
– Дома у вас было задание №3 учебника. Какой вывод вы сделали?
– Подумаем, от чего может зависеть скорость  испарения? (Обсуждение)

  • от t жидкости                                        объясните почему?
  • от рода вещества
  • от площади поверхности
  • от ветра

(лужи, чай с блюдца, мокрое белье, дуем на чай)

При любой ли t происходит процесс испарения? А почему? (Молекулы всегда движутся!)
– А если взять закрытый сосуд, что будет происходить, будут ли молекулы испаряться? – знакомство с понятием насыщенный пар.

– Могут ли твердые тела испаряться? Почему? (Нафталин)
– А что можно сказать о скорости испарения твердых тел?
– А знакомо ли вам явление обратное испарению? Приведите примеры явления.

Конденсация                                                 Жидкость                                         Пар

                                                                     Конденсация

Конденсаре – сгущать. 

Д/Э Пронаблюдаем процесс конденсации. Из трубочки будет выходить пар, встречая на пути стекло, температура которого ниже t пара.
– Что образуется  на стекле? (Капли)  
– Объясните наблюдаемое явление? (Из молекул пара образуются молекулы воды.) – Капельки – это результат процесса конденсации.  При конденсации выделяется энергия! Поэтому нужно быть осторожным с паром!
– Какие природные явления, связанные с конденсацией вы знаете? (Роса, облака)

На уроке можно использовать интересный материал о народных приметах: вода в реке делается теплее – быть дождю; если утром по воде стелется туман, будет хорошая погода; вода в реках убывает – жди сухой и жаркой погоды, а также
сообщения о росе, образовании облаков. Можно показать опыт, как образуется туман.

– Откройте бутылку лимонада и отлейте из нее 1 стакан. Затем сразу плотно закройте сильно встряхните и поставьте на стол. Если быстро открыть. То все пространство над жидкостью заполниться туманом.
– Итак, сегодня мы говорили о двух явлениях, которые встречаются в нашей жизни. О каких?
– А сейчас проведем эксперимент – возьмем и медленно выдохнем себе на ладонь. – Что вы  чувствуете? (Тепло)
– Теперь подуем на ладонь, что вы ощущаете? (Прохладу)
– Почему? (1 – конденсация,  2 – испарение.)

Дома можно предложить следующие задания по желанию и затем на обобщающем уроке устроить смотр:

1. Нарисовать картинку физических явлений испарения и  конденсации.
2. Составить паспорт явления

Название явления                                                                      
В чем оно заключается  
Понятия с помощью которых его описывают  
Определение  
Чем оно объясняется  
Условия возникновения  
Основные свойства  
Где проявляется  
Где учитывают  

3. Придумать рассказ или сказку о волшебном превращении молекулы воды.