Занятие географического кружка "Вокруг света" по теме "Край речной, озерный"

Разделы: География


Цели и задачи:

1. Закрепить в сознании географические названия в их значении.

2. Осознать топографическую картину местности и сделать картосхему Танаевских лугов (простейший план местности).

3. Выявить богатства края, связанные с поверхностными водами

4. Прививать навыки культурного и бережного общения с природой, воспитывать любовь к истории села.

Оборудование:

1. Физическая карта Татарстана

2. Топографическая карта Татарстана

3. Словари (этимологический, толковый, топонимический, словарь гидронимов Татарстана и самодельные словари из школьного музея (Приложение 1.)

4. Графопроектор (мультимедиапроектор)

5. Контурные карты Танаевских лугов (пойма р.Камы) – самиздат. (Рисунок 1)

Опережающее задание:

1. Изготовить контурные карты по шаблону (калька)

2. Сходить в поход (разумеется, с руководителем кружка), сделав маршрутную съемку местности.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Приветствие, объявление задач занятия.

  3. Слово руководителя

  4. – Итак, ребята, мы с вами совершили увлекательное путешествие по нашим лугам, увидели и заново открыли всем давно известные места, ещё раз взглянули на нашу родную землю и вновь убедились, что лучше её нет нигде.

    А теперь все, что мы с вами собрали, необходимо свести воедино, чтобы получилась четкая, всем понятная картина, то есть карта, чтобы путешественник, который будет проходить по нашим лугам, смог увидеть все самое лучшее, что есть у нас, и ничего не пропустил и полюбил нашу природу так же, как любим её мы.

  5. Практическая работа – оформление плана местности

  6. а) на экране контурная карта Танаевских лугов, у детей на столах точно такие же и листы маршрутных съёмок похода;

    б) постепенно совместными усилиями подписываются названия рек, озер, бродов с параллельным составлением словарика гидронимов в тетради;

    в) обозначение топографическими знаками других объектов местности.

  7. Выводы

  8. – А теперь, – говорит преподаватель, – нам предстоит сделать вывод о водных ресурсах окрестностей Танайки. Пожалуйста.

    (ожидаемый ответ: водные ресурсы этой части камской поймы велики. Их запасы позволяют получать два урожая многолетних трав, высокие урожаи зерновых яровых культур (отметь, что именно яровых, так как луга заливные). Также велик рекреационный потенциал, имеет значение для личных хозяйств промысел рыбы в разрешённых объёмах. Не стоит забывать и о традиционном для сельской местности лозоплетении, лозу для которых дает обилие водоёмов. Кроме того, луга – место гнездовья огромного количества водоплавающих птиц и птиц, живущих вблизи водоёмов (кулики, утки, цапли, гуси, лебеди и другие).

    – Следует отметить, вновь говорит преподаватель, что в начале 20 века птиц было здесь значительно больше и рыбы в водоёмах тоже. Причинами уменьшения численности является, конечно же, деятельность человека. Но отрадно то, что во последние годы со времени создания национального парка “Нижняя Кама”, в составе которого и наши луга, численность птиц медленно, но увеличивается.

  9. Подведение итогов занятия

а) выявление лучших работ;
б) поощрение наиболее активных ребят.

 Рисунок 1.

Картосхема Танаевских лугов в пойме реки Камы.

Приложение