Урок литератуного чтения в 3-м классе по теме "К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
  • создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
  • организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог;
  • содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.

Ход урока

1.Организационный момент.

1) Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на “отлично”,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор

– А наш разговор мы начинаем со

2) Скороговорки: 5 ребят нашли у пенька 5 опят.

3) Тренировка памяти.

– Вспомните, из какого произведения эти строки:

“Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…”

(Сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

“Выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом…”

(Сказка “Сивка-Бурка”)

“…в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные…”

(Былина “Добрыня Никитич”)

“…– Доливай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам…И почуял он в себе здоровье богатырское…”

(Былина “Исцеление Ильи Муромца”)

“Увидишь в тереме окошко: на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит “Жар-Птица””

(Сказка “Иван-царевич и Серый волк”)

“От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле прислоняются…”

(Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”)

2.Проверка Д/Задания

– Итак, продолжаем наш разговор

  1. – Какое задание вы готовили дома
  2. – Вспомним, какие требования к чтению стихотворения мы знаем.
  3. ПАМЯТКА:

    • Читай в 2 раза медленнее, чем разговариваешь;
    • Читая, представляй, воображай то, о чем читаешь;
    • Читай внятно, выразительно, учись слушать себя.
  1. Чтение учащимися стихотворения К.Д. Бальмонта “Осень”
  2. Дополнительные вопросы: – Какая основная мысль этого произведения?

    – Какие образные выражения нашли в стихотв.?

    – Назовите приметы осени, описываемые в произв.

  3. – А сейчас немножко творческой работы : составим АКРОСТИХ на слово
  4. О….Е….

    С….Н….

  5. – Итог проверки домашнего задания:

– Молодцы, вы очень хорошо поработали.

3. Подготовка к изучению нового материала

– На первом уроке, когда мы только познакомились с поэтом К.Д. Бальмонтом, вы признались, что раньше не читали его стихов. И я попросила учащихся подготовить к этому уроку стихотворения, которых нет в учебнике.

– Но сначала вспомните, какое влияние оказал отец на будущее поэта?

  1. Стихотворение…вот об…этой птичке (рисунок), которую вы наверняка видели расскажет учащийся 1
  2. – Что необычного подметил автор в этой птичке?

    – Как её зовут? “Трясогузка”

  3. Вспомните, где учился поэт?
  4. К.Д. Бальмонт очень любил Москву, особенно весеннюю. Любил праздники с колокольными перезвонами. Об одном из них нам расскажет учащийся 2 .

    – О каком празднике идёт речь?

    – Что за синие цветочки появляются ранней весной?

  5. В 1920 году поэт уехал жить во Францию и жил там, в Париже, до конца своих дней. За границей он очень тосковал по своей Родине – Москве.

Стихи:

Учащийся 4 – О Родине

Учащийся 5 – О Москве

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Под музыку: – Какие картины родной природы вы себе представили?)

4. Изучение нового материала

  1. – Давайте вспомним, как сказал о К.Д. Бальмонте другой поэт А. Блок
  2. На доске: “…Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта– всегда слушаешь весну”

    – Может кто-то догадается, о чём будем сегодня говорить на уроке?

    – О ВЕСНЕ. А чтобы вам хотелось узнать о весне?

  3. Чтение стихотворения (учащийся подготовленный ранее) “Золотое слово”.
  4. – Понравилось вам стихотворение?

    – Что же значит “Золотое слово”?

    Главная мысль стихотворения.

    – Что обещала осень?

    – Как ответила зима?

    – А чьё слово оказалось самым твёрдым? Сказала и сделала.

    – Так какое слово можно назвать “золотым” (Верное, стоящее, не пустое, сказано сделано)

  5. Словарная работа:
  6. КУТЕРЬМА – беспорядок, суматоха.

  7. Чтение стихотворения вполголоса:
  8. – найдите приметы весны (рисунки: лютика, одуванчика)

  9. Чтение в парах:
  10. – Найдите красивые образные выражения.

  11. ИГРА:а)1. стр.: слова-предметы, т.е. имя существительное.

“Читает и находит” 2.стр.: слова-действия, т.е. глагол.

3.стр.: слова-признаки, т.е. имя прилагательное.

б) в течении 1-й мин. Учащиеся находят слова, ставим точку под словами.

в) сообщения детей о найденных словах “на ушко”

г) чтение вслух с похлопыванием (хлопок вместо найденного слова)

5. Проверка первичного усвоения нового материала

  1. С/р: чтение вполголоса.
  2. – Подготовься читать вслух для всех.

  3. Что бы вы хотели улучшить в своём чтении?

6. Д/З: Научиться выразительно читать; сделать рисунок к стихотворению (творческая работа).

7. Итог урока.

– Творчество какого поэта мы изучали?

– Какое стихотворение особенно понравилось, и хотели бы вы его ещё раз услышать, прочитать?

– А какие чувства вызвал у вас стих “Золотое слово” – Что захотелось?

8. Рефлексия.

– А сейчас мы возьмём нашего мишку, вспомним всё, что было сегодня на уроке и передавая игрушку по цепочке будем сообщать:

– Сегодня меня порадовало…

– Сегодня меня огорчило…

Итог рефлексии.