Закрепление материала на уроке математики в 1-м классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить, углубить, закрепить значение табличных случаев сложения с переходом через десяток и состава чисел второго десятка.
  2. Помочь учащимся продолжать формировать умение составлять и решать задачи.
  3. Создать условия для совершенствования вычислительных навыков, для развития логического мышления, внимания.
  4. Познакомить учащихся с природными богатствами и достопримечательностями Белгородской области.
  5. Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Оборудование: фотография заповедника “Бекарюковский бор”, аудиозапись “Голоса птиц”, словарные слова, опорные схемы для устного счёта, рисунки цветов, рисунки к задачам.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 1 мин.
  3. Устный счёт –3 мин.
  4. Мобилизующий этап – 2 мин.
  5. Психологический настрой – 2 мин.
  6. Введение в краеведение – 2 мин.
  7. Решение задачи – 3 мин.
  8. Физкультминутка – 1 мин.
  9. Обобщение и закрепление знаний о сложении и вычитании чисел в пределах 20 – 5 мин.
  10. Закрепление знаний о решении задач – 6 мин.
  11. Физкультминутка – 1 мин.
  12. Работа с учебником – 4 мин.
  13. Итог урока – 2 мин.
  14. Рефлексия – 2 мин.

Продолжительность урока – 35 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Соберись и улыбкой поделись!

2. Сообщение темы и целей урока.

- Скоро заканчивается учебный год. За это время вы узнали много нового, впереди лето, каникулы. А самый лучший отдых – путешествие, поход с рюкзаком за спиной по родной стороне.

Этот урок поможет вам не только вспомнить и закрепить знания о сложении и вычитании чисел в пределах 20, но и узнать кое-что новое о своём родном крае.

Итак, собираем рюкзаки. А собрать вы их сможете, если будете внимательно слушать и считать.

3. Устный счёт.

- Перед вами предметы, необходимые в походе, на обратной стороне которых записаны числа (ответы).

- Я читаю пример, а вы выбираете предмет с соответствующим результатом.

4. Мобилизующий этап.

- Молодцы! Справились! Теперь можно отправляться в путь. Путешествовать можно по-разному: на автобусе, на самолёте, пароходе, но мы, как истинные туристы, пойдём пешком.

- Умницы! А вы хотите узнать, куда мы пойдём? (Да!)

- Часто бывает, что люди совсем не знают, что их окружает. Мы с вами сегодня отправимся не просто в лес, а в заповедник. (Табличка со словом “заповедник” расположена на доске в разделе “Словарь”, проводится словарная работа.) Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова, и узнаем лексическое значение этого слова.

5. Психологический настрой (звучит аудиозапись “Голоса птиц”).

- А сейчас, ребята, закройте глазки, послушайте пение птиц и представьте, что мы уже в лесу. Представили? Молодцы!

- А где в лесу нужно ходить? (По тропинке)

- Почему? (Чтобы не вытаптывать траву, цветы, грибы)

Показать учащимся знак “Туристическая тропа”

6. Введение в краеведение.

- Итак, наш заповедник называется “Бекарюковский бор”. (Табличка с названием заповедника и фотография тоже расположены на доске в разделе “Словарь”).

- Это удивительное место Белогорья. (Показ фотографии). Мел – тот же камень, на нём, кажется, ничего не растёт. А здесь – в Бекарюковском бору, недалеко от Белгорода, на чистейшем мелу высятся роскошные сосны. Многим из них уже по 200 лет. Есть такие боры и в соседней, Воронежской области, а больше нигде на земле такого дива не увидишь.

7. Решение задачи.

- Ребята, посмотрите, сколько в этом бору прекрасных сосен (показ рисунка с соснами на двух полянах).

- Составьте, пожалуйста, задачу по этому рисунку. Давайте послушаем, какая же задача получилась.

Задача: На одной поляне росло 12 сосен, а на другой – 7. На сколько сосен больше на первой поляне, чем на второй?

- О чём говорится в задаче? (О соснах)

- Что о них известно?

- Повторите условие задачи.

- Что надо узнать в задаче? Повторите вопрос.

- Каким действием решается задача? Почему?

- Запишите решение и ответ.

12 - 7 = 5

Ответ: 5 сосен.

8. Физкультминутка.

- Немного отдохнём и продолжим путешествие.

Ёлки лучше получаются,
Если пальчики сжимаются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты распрями.

9. Обобщение и закрепление знаний о сложении и вычитании чисел в пределах 20.

- И вот мы с вами оказались на цветочной поляне. Шведский учёный Карл Линней придумал для вас интересную игру-загадку.

Наблюдая за растениями, он заметил, что цветы раскрываются по определённому расписанию, и по ним, как по часам, можно определять время. Надо только помнить, что цветы раскрываются в солнечные дни, а в пасмурные – наполовину или совсем не раскрываются.

На рисунках вы видите цветы, которые растут в Белгородских лесах. Под рисунком зашифровано время раскрытия цветов. Решив данные примеры, вы узнаете “расписание” этих растений.

Мать-и-мачеха: 13-7=6

Ромашка: 3+6=9

Ландыш: 11-4=7

Мак: 4+6=10

Колокольчик: 14-9=5

- Итак, какое растение просыпается раньше всех? (Колокольчик). А позже всех? (Мак).

10. Закрепление знаний о решении задач.

- Ребята, посмотрите, кто это возле сосны движется? Узнали? (Муравьи).

- Да, это муравьи. Если побродить тихонько по бору, то можно увидеть несколько муравейников. Они ничем не ограждены, поэтому и неприметны. Муравьи самые трудолюбивые лесные жители.

- А муравьи человеку друзья или враги? (Друзья)

- Правильно. Человеку муравьи – друзья: они спасают лес от гусениц и других вредителей. Вот почему, там, где высятся муравьиные крепости, лес всегда здоровый и чистый.

- Давайте решим задачу про наших новых друзей.

Задача: Возле сосны встретились 8 чёрных муравьёв и 3 красных. Сколько всего муравьёв было возле дерева?

- О ком говорится в задаче? (О муравьях)

- Что о них говорится?

- Что надо узнать?

- Повторите условие и вопрос задачи.

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Каким действием будем решать задачу? (Сложением)

- Запишите решение и ответ.

8+3=11

- Сравните свою запись с моей. Проверьте решение и ответ.

11. Физкультминутка “ Деревце”.

Стоя, поставьте ноги вместе, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
Держите их ладонями дуг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом.
Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце.

12. Работа по учебнику.

- Что-то все мы немного устали, а уставшим путникам необходим отдых. Давайте устроим привал и полакомимся яблоками из задачи №1 на странице 86.

- Прочитайте задачу про себя, а теперь вслух.

- О чём говорится в задаче? (О яблоках)

- Что о них говорится?

- Что надо узнать?

- Повторите условие и вопрос задачи.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Каким действием будем решать задачу? Почему?

- Запишите решение и ответ.

13. Итог урока.

- Вот и закончился наш поход. В каком лесу мы с вами побывали? Как он называется?

- Да, мы были в заповеднике, в Бекарюковском бору, а сколько ещё интересных мест в нашем городе и за его пределами! Мы обязательно туда отправимся в следующий раз.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Давайте вспомним, что же помогло нам так удачно сходить в поход? (Мы решали различные примеры и задачи на сложение и вычитание)

- А сейчас я хочу поблагодарить вас за хорошую работу на уроке. Спасибо!

14. Рефлексия урока через настроение.

- Мы начинали урок с улыбки, и закончить хочу “улыбкой”.

- Кому бы вы подарили свою улыбку за хорошую работу? (Дети раскрашивают “улыбки” из бумаги и дарят друг другу)