Урок-мастерская по технологии "Фантазии из муки, соли и воды"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Обучающие:
    • Сформировать понятия о:
      • механизме создания соленого теста;
      • способах сушки и запекания соленого теста;
      • создании фактуры поверхности;
      • видах инструментов;
      • лепке простых элементов и оформлении
      • композиции из соленого теста.
    • Называть:
      • материалы, необходимые для создания теста;
      • инструменты, применяемые для работы с тестом.
    • Определять:
      • консистенцию теста и температурный режим для сушки и запекания в духовке.
  • Развивающие:
    • Развивать у учащихся:
      • познавательный интерес к творческой деятельности;
      • умение строить композицию из отдельных элементов;
      • самостоятельность в добывании знаний;
      • учебные умения сравнивать, анализировать, прогнозировать, наблюдать.
      • умение логически излагать свои мысли.
    • Содействовать развитию памяти и положительных эмоций при создании изделия.
    • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывающие:
    • Содействовать формированию хорошего вкуса.
    • Воспитывать духовно-нравственные качества личности (уважительное отношение к культуре разных народов, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к хлебу, этические представления).
    • Формировать коммуникативные отношения в коллективе.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение целей и задач.
  4. Изучение нового материала:
    1. Теоретическая часть
    2. вторичная постановка проблемы и решение ее через визуализацию, презентацию, плакаты, рассказ;
    3. терминология ( выявление пробелов в знаниях).
    4. Практическая часть:
    5. самостоятельная работа учащихся через заполнение пробелов в знаниях (текстовые комментарии и алгоритмы работы, видеоматериалы, наглядные пособия).
  5. Рефлексия.
  6. Устранение пробелов в знаниях.
  7. Написание синквейна.
  8. Подведение итогов.

Методический инструментарий.

1. Методы.

  • Проблемно-поисковый.
  • Субъективизация знаний.
  • Словесно-наглядно-практический.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.

2. Средства.

  • Предметные
    • опорный конспект;
    • презентация;
    • раздаточный материал.
  • Практические:
    • демонстрационный показ, инструменты, тесто, создание панно.

3. Организационная форма: индивидуальная и групповая.

4. Результаты:

  • Создавать:
    • поделки из соленого теста,
    • фактуру изделий,
    • простые элементы и композиции.
  • Называть:
    • разные виды инструментов,
    • материалы для создания теста.
  • Определять:
    • готовность изделия.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Постановка проблемы

Учитель: Перед вами черный ящик. В нем лежит предмет, из которого можно сделать произведение искусства? Что это?

(Учащиеся отвечают, если нет правильного ответа, то второй наводящий вопрос)

– Этот предмет почитается народом всех стран и он « всему голова»?

(Ответы учащихся)

– Да, «хлеб всему голова», и он ценился в ВОВ дороже золота и бриллиантов.

– А как вы думаете можно ли из хлеба сделать произведение искусства?

(Предположения учащихся)

– А как вы думаете, сохраниться ли это произведение на многие годы?

(Предположения учащихся)

Учитель делает вывод вместе с учащимися:

– Хлеб и тесто – это материал, который может долго сохраняться как кирпич, как камень. Вот и мы с вами должны сегодня на уроке научиться создавать произведения искусства из теста, которые будут радовать людей долгие годы.

Рассказ учителя (возможны сообщения учащихся):

– А все началось давным-давно, в седую старину, с хлебной лепешки. Когда-то люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки из теста лепили фигуры людей и животных и приносили их в жертву богам. В Европе фигурный хлеб делали только руками. Италия в средние века славилась мастерами, которые пекли такие фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их и в своих странах продавали очень дорого. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев. А на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки. В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.
На Руси в Великий пост наступает день Сорока мучеников, называемый в простонародье Сороки. Они иногда разделяют пост пополам. Накануне дня Сорока мучеников матери не дают спать своим детям, заставляя их слушать, как переломится пост. Посреди Великого поста пекут кресты и с этими крестами сажают кого – либо на ночь, на печь, чтобы он подслушивал, как перейдет середина поста. Некоторые пекли кресты по числу мужчин в семействе, не исключая малолетних, и один деревянный или медный крест запекают в пшеничной лепешке: кому он достанется, тот и должен засевать хлеб в следующую весну. В нашем крае было принято, чтобы дети влезали на крышу с птицами, испеченными из пшеничной муки, и звали весну и жаворонков или бегали по деревне с насаженными на палку птицами и тоже закликали весну и жаворонков.
Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто в последние годы стало
очень популярным материалом для лепки. И мы видим, что почти в каждой стране мира есть умельцы, работающие с тестом.
Для любого дела необходим инструмент. Перед вами на столах лежат предметы, которые вы можете найти в каждом доме. А как эти приспособления можно использовать при работе с тестом?

(Ответы учащихся)

– Версий много, поэтому давайте обратимся к презентации «Инструменты для работы с соленым тестом». (Приложение 1)

(Учащиеся самостоятельно изучают назначение инструментов для работы с соленым тестом)

– В каждом виде творчества есть своя технология и терминология. Существует она и при изготовлении поделок из теста. У вас на столах лежит рабочий листок, в котором вы должны найти раздел терминология. В нем помещена таблица терминов, если вы знаете термин, то отмечаете его плюсом и пишете, что он означает, если не знаете термин, то ставите минус. В процессе урока мы с вами познакомимся с незнакомыми терминами и заполним нашу таблицу до конца. (Приложение 2, Приложение 4)

(Самостоятельная работа учащихся с опорным конспектом, заполнение таблицы)

– Предметы, выполненные из теста, часто называют «скульптурой из хлеба», имея ввиду используемые ингредиенты – муку, соль и воду, то есть те самые, из которых пекут хлеб. А так как скоро приближается весна, то мы с вами как наши предки попробуем сделать скульптуры из хлеба в виде птиц, чтобы быстрее наступила весна и прилетели жаворонки. Для того чтобы изготовить птицу необходимо соленое тесто, рецепты которого вы можете найти в опорном конспекте и прочитать, как оно готовится. На сегодняшнем уроке вы будете работать с готовым тестом, которое лежит у вас на столах. В процессе работы всегда под рукой должна быть доска для раскатывания теста, небольшая емкость с водой и полотенце, ведь очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты, при работе с которыми вы должны помнить о технике безопасности.

– По опорному конспекту «Технология изготовления птицы» (Приложение 3) вы должны самостоятельно выполнить птичку, причем для того чтобы украсить ее вы должны проявить намного фантазии и творчества, чтобы у вас получились непохожие друг на друга птички.

(Практическая работа учащихся)

– А теперь остался последний этап работы с тестом. Мы должны сделать дегидратацию, то есть высушить наше изделие. Существует несколько способов дегидратации, но мы с вами применим воздушный способ сушки, так как не имеем возможности высушить в духовом шкафу. Об остальных способах сушки и запекания вы можете узнать из дополнительной литературы или из опорных конспектов.

– Вспомним термины, которые мы использовали в работе и заполним пробелы в таблице «Терминология».

(Проверка заполнения таблицы «Термины»)

– Человека творческого всегда переполняют чувства, эмоции, и я прошу вас выразить ваши эмоции и чувства в синквейне. В опорном конспекте найдите определение слова «синквейн» и посмотрите, как он строится.

1 строчка – существительное – грибок.
2 строчка – два прилагательных – красивый, большой.
3 строчка – три глагола – ищу, нахожу, радуюсь.
4 строчка – 1 предложение из 4-5 слов – наслаждаюсь сбором грибов и природой.
5 строчка – 1 существительное, которое показывает ваше отношение ко всему процессу – удовольствие.

– Попробуйте сами написать это японское стихотворение, в котором вы должны выразить ваши чувства к сегодняшнему творческому процессу.

(Работа по написанию синквейна)

– А теперь попрошу вас прочитать то, что у вас получилось.

(Учащиеся читают синквейны)

Ваши птички вы можете оформить как подвеску или как панно, можете подарить своим близким или друзьям, а с урока вы унесете самое главное – умение делать красивые поделки из теста и хорошее эмоциональное настроение.