Урок по теме "Воды суши — реки"

Разделы:


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Сформировать представление о реках как важнейшем природном объекте гидросферы (обучающая).
  • Продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи (развивающая).
  • Формирование представления о разнообразии природы, сложном взаимодействии её составляющих (воспитывающая).
  • Формирование навыков выделять и показывать на карте различные реки и их части (практическая).

Задачи урока:

  • Сформировать понятия: река, речная система, бассейн, водораздел, исток, устье, приток, дельта.
  • Сформировать представление о течении рек, порогах и водопадах.
  • Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между направлением и течением рек и характером поверхности.
  • Отработать умение различать и показывать на карте реки, их части, определять их направление.

Ожидаемый результат:

  • Понимать и различать все понятия темы.
  • Уметь находить и показывать на карте речные системы, их части и бассейны рек, описывать географическое положение реки.
  • Понимать и объяснять различия в течении горных и равнинных рек.

Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР, учебник, атлас, контурные карты, тетрадь-тренажер, физическая карта полушарий и презентация с материалами урока.

План урока

Этап урока Использование слайда Содержание слайда Деятельность учителя Деятельность учащихся Прогнозируемый результат
1 2 3 4 5 6
  1. Организационная часть
№1-7 и учебник стр.76-78, атлас стр. 14-15 и 16-17, контурная карта стр. 10 зад №2 Тема, цели урока, река и ресурсы урока Подготовка детей к уроку № 6 Ответ учащихся на вопросы слайда №6 Мотивация учащихся
  1. Изучение нового материала
№8-16 Определение понятия “река”, “исток”, “устье”, “дельта”..., формирование её образа. Рассказ учителя с показом слайдов и показом на карте Слушают учителя, затем, выполняют работу с учебником стр. 76 , 2-й абзац, задание в тетради-тренажёре №4 стр. 48. Имеют представление о частях реки
№19,20 Что называют “речной системой” Рассказ учителя с показом слайдов и работой на карте. Сопровождение практической работы Слушают учителя, читают учебник на стр. 77 , анализируют рис.5.11;

Практическая работа. На к/карте России найти и подписать р. Волгу, её притоки, отметить исток и устье реки. Обвести бассейн: атлас стр.16-17, к/к с.10 зад.2

Применяют полученные знания на практике: находят на карте и выделяют реки и их части
№ 25-29 Горные и равнинные реки: сравнительная характеристика рек, вопросы Комментарий учителя. Проводят сравнительную характеристику рек и проверяют в парах правильность своего ответа Учатся объяснять различия в течении горных и равнинных рек.
  1. Изучение нового материала.
№30-33 Водопады и пороги Показывает видео “Водопад Виктория” Учащиеся после просмотра видеосюжета выполняют задание №2 в тетради-тренажёре на стр. 54 Уметь находить правильный ответ.
  1. Обобщение и закрепление нового материала
№ 34-35 Крупнейшие реки мира Закрепление с учащимися пройденного материала Отвечают на вопросы, задания в тетради– тренажёре № 6-8 стр. 46 Применяют на практике полученные знания.
  1. Итоги урока
№36 Подводит итоги, оценивает работу учащихся; домашнее задание Оценивают свою работу, записывают домашнее задание    

Приложение 1

Приложение 2