Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Сформировать представление о реках как важнейшем природном объекте гидросферы (обучающая).
- Продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи (развивающая).
- Формирование представления о разнообразии природы, сложном взаимодействии её составляющих (воспитывающая).
- Формирование навыков выделять и показывать на карте различные реки и их части (практическая).
Задачи урока:
- Сформировать понятия: река, речная система, бассейн, водораздел, исток, устье, приток, дельта.
- Сформировать представление о течении рек, порогах и водопадах.
- Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между направлением и течением рек и характером поверхности.
- Отработать умение различать и показывать на карте реки, их части, определять их направление.
Ожидаемый результат:
- Понимать и различать все понятия темы.
- Уметь находить и показывать на карте речные системы, их части и бассейны рек, описывать географическое положение реки.
- Понимать и объяснять различия в течении горных и равнинных рек.
Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР, учебник, атлас, контурные карты, тетрадь-тренажер, физическая карта полушарий и презентация с материалами урока.
План урока
Этап урока | Использование слайда | Содержание слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
№1-7 и учебник стр.76-78, атлас стр. 14-15 и 16-17, контурная карта стр. 10 зад №2 | Тема, цели урока, река и ресурсы урока | Подготовка детей к уроку № 6 | Ответ учащихся на вопросы слайда №6 | Мотивация учащихся |
|
№8-16 | Определение понятия “река”, “исток”, “устье”, “дельта”..., формирование её образа. | Рассказ учителя с показом слайдов и показом на карте | Слушают учителя, затем, выполняют работу с учебником стр. 76 , 2-й абзац, задание в тетради-тренажёре №4 стр. 48. | Имеют представление о частях реки |
№19,20 | Что называют “речной системой” | Рассказ учителя с показом слайдов и работой на карте. Сопровождение практической работы | Слушают учителя, читают учебник на стр.
77 , анализируют рис.5.11; Практическая работа. На к/карте России найти и подписать р. Волгу, её притоки, отметить исток и устье реки. Обвести бассейн: атлас стр.16-17, к/к с.10 зад.2 |
Применяют полученные знания на практике: находят на карте и выделяют реки и их части | |
№ 25-29 | Горные и равнинные реки: сравнительная характеристика рек, вопросы | Комментарий учителя. | Проводят сравнительную характеристику рек и проверяют в парах правильность своего ответа | Учатся объяснять различия в течении горных и равнинных рек. | |
|
№30-33 | Водопады и пороги | Показывает видео “Водопад Виктория” | Учащиеся после просмотра видеосюжета выполняют задание №2 в тетради-тренажёре на стр. 54 | Уметь находить правильный ответ. |
|
№ 34-35 | Крупнейшие реки мира | Закрепление с учащимися пройденного материала | Отвечают на вопросы, задания в тетради– тренажёре № 6-8 стр. 46 | Применяют на практике полученные знания. |
|
№36 | Подводит итоги, оценивает работу учащихся; домашнее задание | Оценивают свою работу, записывают домашнее задание |