Байкал - величайшая загадка и неповторимое чудо света

Разделы: География


Цель:

  • приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности;
  • формирование начальных исследовательских умений, умений выделять главное в отобранном материале, обобщать полученную информацию, делать выводы.

Задачи:

1. Обучающие:

  • знакомство с основными приемами и методами поисково-исследовательской деятельности;
  • формирование умений самостоятельно добывать знания.

2. Воспитывающие:

  • воспитание любви к природе своей Родины как источнику эстетических, нравственных и патриотических чувств человека;

3. Развивающие:

  • развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • выставка литературы, освещающей тему;
  • подборка фотографий из личных архивов «В объективе – Байкал…».

1. Подготовительный этап.

За три – четыре недели до мероприятия обучающиеся распределяют между собой роли и задачи по подготовке пресс-конференции - подготовить ответы на вопросы, подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку, подобрать фотоматериалы оформить фотовыставку.

1. Географ

  • Откуда произошло название озера Байкал?
  • Когда впервые был изображен Байкал на карте?
  • Какова средняя и максимальная глубина Байкала?
  • На какой высоте над уровнем океана расположено современное дно Байкала?
  • Где проходит береговая линия (черта) Байкала?
  • Сколько притоков у Байкала?

2. Геолог

  • Кто впервые высказал предположение о тектоническом происхождении Байкала?
  • Есть ли проявления глобальной тектоники на Байкале на современном этапе?

3. Геоморфолог

  • Каковы основные формы байкальского дна?
  • Что свидетельствует об особенностях формирования озерной котловины?
  • Почему многие берега на Байкале отвесны?
  • Какие внешние факторы оказывают особое воздействие на разрушение берегов озера?
  • Как воздействуют на внешний облик берегов озера волны?
  • Каковы особенности дна Байкал?

4. Геохимик

  • Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала
  • Каким образом кислород попадает в толщу воды?
  • Углекислый газ и взвешенные частицы в водах Байкала

5. Гидрометеоролог

  • Каковы особенности климата Байкала
  • Какие ветры оказывают влияние на климат Байкала?
  • Чем вызвано изменение уровня воды в озере?
  • Каковы особенности температурного режима воды в Байкале?
  • Каковы особенности ледового режима озера?

6. Гидрофизик

  • Как измеряется прозрачность воды?
  • Как измеряется плотность воды?
  • Какое влияние на Байкал оказывает солнечная радиация?

7. Гидробиолог

  • Зоогеографическая оценка фауны Байкала.
  • Чем характеризуются организмы, населяющие Байкал?
  • Времена года в толще вод Байкала.
  • Мир рыб Байкала.

8. Литератор

  • Подобрать литературный материал, характеризующий особенности Байкала и оформить литературную выставку.

9. Фоторепортер

  • Оформить фотовыставку, отражающую неповторимость Байкала.

10. Журналисты, корреспонденты (их роль выполняют все ученики класса, независимо от того имеют ли они другую роль).

Примечание: если в классе много учеников, то на одну роль назначается 2 и более человека.

2. Основной этап.

Конференция участников лимнологической экспедиции.

Уважаемые представители средств массовой информации!

Сегодняшняя пресс-конференция посвящена подведению итогов заочной экспедиции, проведенной секцией лимнологии школьной академии наук, с целью изучения особенностей уникального природного объекта – озера Байкала.

Лимнология (синоним озероведение) – это комплексная наука об озерах и водохранилищах. Она изучает взаимодействие протекающих в них физических, химических и биологических процессов, а также историю и эволюцию как самих водоемов, так животного и растительного мира. Лимнология – это наука, использующая для решения своих задач методы смежных наук – гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, гидрофизики, геологии, климатологии, биологии и т.д.

Задачи лимнологии как науки сформулированы еще в 1936 году Г.Ю. Верещагиным:

Изучение природы озера как единого целого для установления протекающих в них количественных закономерностей процессов и явлений и их взаимной связи с окружающей средой для более полного освоения озерных фондов в различных отраслях хозяйства.

Лимнологические исследования на Байкале ведутся с 18-го века.

Сегодня результаты исследований на Байкале представляют: географ, геолог, геоморфолог, геохимик, гидрометеоролог, гидрофизик, гидробиолог.

Пресс-служба школьной академии наук подготовила вашему вниманию краткую информационную справку по результатам нашей экспедиции, которую вы можете дополнить другими сведениями, полученными в ходе конференции.

Примечание: ученикам класса раздаются справочные листы, содержащие краткую информацию о профессиональных задачах задействованных ученных, о Байкале, комментарий к названию озера, описание озера исследователями, стихи, посвященные Байкалу, а также перечни слов, обозначающих названия географических объектов, представителей флоры и фауны Байкала, имена исследователей Байкала.

Задача ученика – внимательно слушать выступления ученных, составить комментарий к своему списку слов (что обозначают эти слова?), а дома оформить свой репортаж в виде кроссворда.

Количество слов и их сложность зависит от уровня подготовки класса. Как вариант могут быть предложены слова:

  1. Провал, селенга, ольхон, терасса, баргузин, култук, эндемик, эпишура, нерпа, омуль.
  2. Мухомор, Ангара, ижимей, желоб,  верховик, шелонник, фауна, голомянка, неоэндемик, сарма.

Перед выступлением участников экспедиции с целью эмоционального настроя на работу демонстрируется собранная коллекция фотоматериалов и читаются стихи, посвященные Байкалу.

Байкал

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной,
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы-сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Все это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

(М.Сергеев.)

Время для выступления ограничивается 3 минутами. Если выступающих много, то время выступления сокращается.

3. Заключительный этап.

(Самостоятельная творческая работа дома.)

  • «Расшифровать» полученные слова.
  • Составить кроссворд и вопросы к нему.
  • Подобрать иллюстративный материал к кроссворду – стихи, фотографии, отрывки из литературных произведений, картины, рисунки, материал из народного творчества.

4. Оценка работы.

Ученик получает две оценки: одна за подготовительную работу и работу на уроке, другая – за домашнюю работу.