Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"

Разделы: История и обществознание


Цель: работая с исторической справкой, в которой дано описание гербов, определить при каком главе государства существовали данные гербы, проследить процесс развития герба как символа России. Определить, что обозначают символы современного герба РФ.

Оборудование: рабочий лист (форма А3) с изображением глав российских государственных образований с чьими именами связаны изменения в государственной символике и герб России с выписанными под ним символами, шесть карточек с изображением гербов нашей страны в разные периоды истории, четыре карточки с расшифровкой символов герба Российской Федерации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Герб – это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам. Созданием гербов занимаются специалисты, которых называют герольды. Герб служит отличительным знаком человеку, городу, государству, учреждению. В средневековом обществе у каждого феодала был свой герб, который отражал заслуги его рода. Города по сей день, используют гербы, в которых отражается история рождения города и рассказывается об основных занятиях его жителей.
Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства.

Учитель предлагает ученикам разделиться на две-три группы, раздает им оборудование и определяет цель работы.

Учитель: Чтобы убедиться в правильности выполненной работы, переверните карточки с изображением гербов. Что у вас получилось?

Ученики:«Орел Палеологов» из Евангелия Дмитрия Палеолога.

Учитель: Именно это изображение легло в основу российского герба. Обратите внимание, что по своему внешнему виду и цвету, он напоминает современный герб России. В гербе Российской Федерации выделяется четыре символа. Попробуйте с помощью карточек, на которых написаны значения символов, определить, как объясняется каждый символ на гербе РФ. Если вы правильно выполните задание, то на оборотной стороне карточек прочитаете фамилию герольдмейстера России, под руководством которого была разработана новая версия государственного герба Российской Федерации.

Ученики, выполнив задание, дают ответ: Вилинбахов.

Учитель: В завершении нашего занятия предлагаю вам закрепить свои знания с помощью викторины.

Вопросы викторины:

1. В каком веке появился двуглавый орел в государственном гербе России? (XV в.)
2. В начале XVII века Россия пережила Смуту, которая завершилась вступлением на престол династии Романовых. Началось восстановление и укрепление русской государственности и самодержавия. Как этот процесс отразился на символике герба страны? (Три царских короны над головами орлов, скипетр и держава в лапах, изображение всадника на груди орла.)
3. Как и почему изменились цвет и символика герба России при Петре I? (Стал черный орел на золотом фоне и над головами орла императорские короны. В честь цветов дома Романовых. Россия провозглашена империей.)
4. Когда и при каком российском императоре был утвержден большой герб – «Герб империи»? (1882 г. Александр III.)
5. Герб соответствует идеологическим и политическим основам государства. Докажите, что символы гербов РСФСР и СССР утверждали союз рабочих и крестьян и мирную мощь и могущество страны? (Серп и молот. Золотые колосья.)
6. Когда и кем был подписан Указ о государственном гербе РФ? (30 ноября 1993 г. Б.Н.Ельцин.)

Приложения:

Историческая справка о гербах (Приложение 1)
Гербы России с XV до XX века (Приложение 2)
«Орел Палеологов» из Евангелия Дмитрия Палеолога (Приложение 3)
Расшифровка символов РФ (Приложение 4)
Рабочий лист. Изображения глав Российского государства (Приложение 5)