Методическая разработка интерактивного урока по экологии в 11-м классе

Разделы: Экология


Цель урока: Формирование целостного представления об одной из интересных и злободневных проблем современного мира – парниковом эффекте, его проявлении; возможных экологических, экономических и социальных последствиях; а также о попытках мирового сообщества предотвратить изменение климата.

Задачи урока:

  • формирование умения учащихся работать с различными источниками информации и представлять ее в печатном варианте (в виде страниц журнала);
  • формирование умений и навыков работать в сотрудничестве;
  • формирование умения учащихся делать презентацию по выбранному разделу темы и представлять ее;

Форма урока: интегрированный урок с использованием метода проектов в интерактивном режиме, научно-познавательная игра для учащихся 11 классов.

Продукт:

  • Создание журнала «Парниковый эффект – глобальная экологическая проблема»;
  • Создание компьютерных презентаций по темам:
  • «Причины парникового эффекта»;
  • «Как выражается глобальное потепление»;
  • «Возможные положительные последствия парникового эффекта»;
  • «Возможные отрицательные последствия парникового эффекта»;
  • «Может ли человек повлиять на изменение климата?»

Регламент: Принцип жесткого хронометража – на выполнение заданий отводится строго ограниченное время. За соблюдением графика следят руководители групп.

План подготовки и проведения интерактивного урока:

  1. Создание оргкомитета.
    Состав:
    • заместитель директора по научно - методической работе;
    • учителя:
      • химии;
      • географии;
      • информатики и ИКТ;
      • экологии;
      • технологии;
      • физики;
      • немецкого языка.
  2. Работа оргкомитета над созданием пакета заданий (разработка тем).
  3. Проведение организационного собрания с учащимися.
    • За день до урока проводится организационное собрание с учащимися и преподавателями о том, чему посвящён урок, как он будет проходить, что должно стать результатом работы.
    • Учащиеся делятся на 5 групп (6-7 человек в каждой), важно, чтобы группы были сформированы из разных классов параллели, определяется руководитель группы.
    • Сообщаются темы проектов учащимся, над которыми им предстоит работать.
    • Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности в группе.
    • Группа за день должна собрать максимум информации по заявленным темам на основе различных источников информации (книги, Internet, статьи из газет и журналов, интервьюирование научных сотрудников Института биологии Коми НЦ УрО РАН)
    • В каждой группе выбираются: фотокорреспонденты, журналисты, учащиеся, которые будут готовить на уроке компьютерную презентацию.Большая роль отводится руководителю группы как координатору работы учащихся.
  1. В течение дня учащиеся собирают материал по предложенным темам
  2. Проведение интегрированного урока в интерактивном режиме.

К началу урока в вестибюле лицея вывешивается план работы в этот день; полный перечень кабинетов для работы; «места работы групп» с информацией в компьютерном классе; списки групп с руководителями.

Урок проводится в интерактивном режиме в течение двух дней:

  • 1 день – с 13.30 до 15.00
  • 2 день – с 9.00 до 15.00.

В первый день в ходе жеребьёвки определяются составы групп, темы работы групп, выдаются листы инструктажа, где указано, на что обратить внимание при работе.

На первом этапе учащиеся вместе с руководителем в течение 2 часов выходят в Интернет, подбирают литературу в библиотеке по данной теме, поскольку конкретных вопросов по теме урока они не знают.

В начале второго дня был проведен инструктаж о дальнейшей работе и жеребьевка, где были определены разделы темы.

На данном этапе работы происходит:

  • Поиск, отбор и обработка полученной информации и материалов по разделам темы. Кроме этого, учащиеся одной из групп взяли интервью у кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Института биологии Коми НЦ УрО РАН Е.Н. Патовой, занимающейся изучением проблемы потепления климата.
  • Создаётся банк идей - учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов обработки и презентации собранной информации и материала.
  • Анализируются идеи.
  • Создаются презентации.
  • Происходит написание и оформление собранного материала в виде страницы журнала в редакторе Word.
  • Учащиеся готовятся к защите проекта.

На третьем этапе происходит представление докладов, сопровождающихся показом презентаций. Для представления результатов работы был задан регламент и отведено время на вопросы и ответы (10 минут).

Жюри оценивало работу групп по оценочным листам (см. приложение). Учащиеся за урок получили 2 оценки по предметам: экология, информатика и ИКТ. При подведении итогов членами жюри учитывалось создание презентации и оформление страниц журнала согласно предъявленным требованиям, владение материалом, умение представить его и умение отвечать на вопросы членов жюри.

При проведении интегрированных уроков в лицее стало традицией проведение рефлексии для учащихся - участников урока и для учителей. Учащиеся отвечали на вопросы:

  • Что дало вам участие в интегрированном уроке?
  • Ваши впечатления от совместной работы.
  • Ваши предложения о целесообразности проведения подобных уроков.

Учащиеся делились своими впечатлениями о совместной работе в группах – были даны позитивные отклики об этой форме проведения урока. Для детей оказалось важным, что они работали в группах не только со своими одноклассниками, но и с ребятами из параллельного класса и эта работа оказалась плодотворной; а также то, что тема урока оказалась не просто интересной, но и касающейся нашей повседневной жизни – ведь проблема изменения климата волнует всех. Значимым и приятным для детей оказалось и то, что их работе была дана высокая оценка одним из членов жюри - заместителем декана химико-биологического факультета СыктГУ, к.б.н. Юраневой И.Н.

По окончании интегрированного урока среди учителей – руководителей групп были также подведены итоги работы, в которых были определены положительные стороны этой формы учебной деятельности и выявлены аспекты, требующие своего совершенствования.

С методической точки зрения цели и задачи интегрированного урока были реализованы полностью. Работа в группах шла «на одном дыхании», так как это было интересно, необычно и увлекательно. Ученики сотрудничали не только друг с другом, но и с педагогами. Важным оказалось ощущение связи с жизнью. Подобная форма творческой работы очень важна, так как позволяет включиться в образовательный процесс каждому ученику.

Презентации учащихся.

Приложение вы можете получить у автора статьи.