Стенограмма урока по рассказу А.П. Гайдара "Голубая чашка"

Разделы: Литература


У: А.Гайдар – знаменитый детский писатель, книги которого в течение многих лет читают люди разного возраста, особенно дети. Почему? Секрет заключается в том, что Гайдар очень хорошо понимал детей. Также тонко, как Гайдар понимал детей, мы попробуем понять его рассказ «Голубая чашка». Сначала вспомним, от какого лица идет повествование в рассказе?

Миша: От первого лица.

У: А нам известно кто повествует?

Женя: Да, повествование идёт от лица папы маленькой девочки Светланки.

У: Повествование идёт от лица взрослого человека – папы Светланки. Но часто его рассказ прерывается репликами самой девочки. Однажды, когда её и папу Маруся незаслуженно обвинила в том, что они разбили голубую чашку, Светлана говорит: «Жизнь совсем плохая». И повторяет это несколько раз в продолжение всего рассказа. Давайте вместе подумаем, почему ещё Светланка сделала такой вывод. Для этого мы выборочно прочитаем отрывки из рассказа; посмотрим, какие детали помогают нам уловить общее настроение. Обратимся к отрывку после ссоры Маруси с папой и дочкой.

Женя: «После завтрака Маруся вдруг собралась и отправилась в город, а мы сели и задумались.

Вот тебе и на лодке поехали!

И солнце к нам в окна заглядывает. И воробьи по песчаным дорожкам скачут. И цыплята сквозь деревянный плетень со двора на улицу и с улицы на двор шмыгают».

У: Попробуем уловить, какое настроение передано в этом отрывке.

Женя: Мне показалось, что настроение папы и дочки совсем не радостное, а во дворе, на улице - солнышко, воробьи прыгают – хорошо.

У: С одной стороны, обида папы и дочки, с другой стороны – солнышко светит, всё во дворе замечательно. А как вы думаете, нам это даёт некий намёк на дальнейшее развитие событий.

Таня: Возможно, им тоже будет весело.

Женя: Думаю, что потом они всё-таки придумают себе весёлое занятие и им не будет скучно.

У: Обратим внимание на то, через какие детали мы смогли это понять.

Таня: Солнце светит, воробьи скачут, цыплята шмыгают на улицу.

У: Уличное веселье замечают папа и Светланка, но обида на маму очень сильна, почему девочка и говорит: «Жизнь совсем плохая». Тогда раздосадованные папа и Светланка решают отправится из дома в путешествие туда, где царит веселье. Каково же было начало пути?

Сергей: «Выбрались мы через огороды на желтую от куриной слепоты поляну, сняли сандалии и по теплой тропинке пошли босиком через лег прямо на мельницу». Здесь чувствуется хорошее настроение, потому что светло, жарко, они бегают босиком.

У: Несмотря ни на что папа и дочка продолжают радоваться жизни, наслаждаться природой. Их путешествие только началось, и первого, кого они встречают на своём пути это?..

Миша: Саньку-фашиста.

У: Звучит угрожающее. Но Светланка знает этого мальчика, знает, что он хороший; почему его так называют?

Костя: Они узнали, что его так называли, потому что он сильно обидел девочку Берту.

У: Вот и ещё одна причина того, что «жизнь плохая»: разочаровались в хорошем человеке. Что мы знаем в оправдание Саньки?

Женя: Оказалось, что Берта сама виновата: она нарушила правила игры.

У: Думаю, даже это не даёт мальчику права обижать девочку. Вспомните, хоть об этом и упоминалось вскользь, что сделал Санька, когда путники ушли.

Миша: Саша вернул забытые сандалики.

У: Следовательно, мы понимаем, что он хороший человек, раз делает добрые дела. Обратим внимание на настроение, которое царит в следующем отрывке: «Перед нами раскинулось холмистое, поросшее кустами поле. У ручья, позвякивая жестяным бубенчиком, щипала травку привязанная к колышку коза. А в небе плавно летал одинокий коршун. Вот и все. И больше никого и ничего на этом поле не было. -Так где же тут война?- нетерпеливо спросила Светлана».

Кирилл: Может быть ощущение одиночества.

Ксюша: Грустно, чего-то не хватает. Тем не менее, они на природе, и им хорошо.

Женя: Безмятежность в природе. Им даже хорошо, что вокруг нет людей, только коза и коршун.

У: Папа и Светланка замечают любые мелочи вокруг: поле, заросшее кустами, коршуна – это радует их, улучшает настроение. Путешествие в «самое хорошее далеко» продолжается.

Костя: И они встречают бабку в телеге.

У: Прочитаем этот отрывок.

Максим: «Захотелось и Светлане заглянуть под землю. Долго, лежа на животе, смотрела она в черную яму. А когда оттащил я ее за ноги, то рассказала она, что видела сначала только темноту. А потом разглядела под землей какое-то черное море, и кто-то там в море шумит и ворочается. Должно быть, рыба акула с двумя хвостиками, один хвост спереди, другой – сзади. И еще почудился ей Страшила в триста двадцать пять ног. И с одним золотым глазом. Сидит Страшила и гудит.

Хитро посмотрел Яна Светлану и спросил, не видела ли она там заодно пароход с двумя трубами, серую обезьянку на дереве и белового медведя на льдине.

Подумала Светлана, вспомнила. И оказывается, что тоже видала. Погрозил я ей пальцем: ой не врет ли? Но она в ответ рассмеялась и со всех ног пустилась бежать. Шли мы долго, часто останавливались, отдыхали и рвали цветы. Потом, когда тащить надоело, оставляли букеты на дороге. Я один букет бросил старой бабке в телегу. Испугалась сначала бабка, не разобравши, что такое, улыбнулась и кинула с возу три больших огурца. Огурцы мы подняли, вытерли, положили в сумку и весело пошли своей дорогой.»

У: Как вы думаете, каково настроение героев в этом отрывке, и как вы это поняли?

Таня: Светлане захотелось заглянуть под землю. Лёжа на животе, она увидела чёрное море, акул, чудовищ, Страшилу. Затем папа её спросил: «Не видела ли ты пароход с двумя трубами, серую обезьянку, белого медведя?» Оказалось, что видела. После они оба смеялись и рвали букеты.

У: Таня, ты подробно пересказала эпизод, а каково было настроение героев?

Женя: Явно хорошее. Они даже хотят им поделиться с окружающими. И в ответ бабка прибавляет им хорошего настроения: дарит огурцы.

У: На какие детали вы ещё обратили внимание?

Ксюша: То, что дочка решает немного почудить.

У: Мы увидели, что, несмотря на обиду, папа и дочка продолжают радоваться, баловаться и не забывают делиться хорошим настроением с окружающими. Перейдём к следующему отрывку.

Ксюша: «Потом забеспокоились мы, когда потемнело небо. Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. С шумом распахнулись перед нами пышные ветки дикого орешника. Встала острием к небу молодая серебристая елка. И тысячами, ярче, чем флаги на Первое мая – синие, красные, голубые, лиловые,- окружали елку душистые цветы и стояли не шелохнувшись».

У: Есть ли связь между историей о солнышке и историей папы и Светланки? Какая?

Ксюша: Да, настроение папы и дочки немного испортилось, но смогло прорваться сквозь обиду, как солнышко сквозь тучи.

Женя: Я считаю, что у них сначала было плохое настроение, потому что Маруся сказала, что они разбили голубую чашку. Но они пытаются искать в жизни положительные моменты, пытаются радоваться. Это очень похоже на историю про солнце и тучи.

У: Ситуации похожи: как солнышко смогло прорваться сквозь тучи, так и герои смогли перебороть обиду и почувствовать вкус жизни. Кого последним они встретили на своём пути?

Миша: Валентину и её сына Фёдора. Он был толстый.

У: Это его внешний признак. А что мы знаем о его характере?

Ксюша: Сначала он только и делал, что ел малину, потом подарил котёнка.

Женя: Мне кажется, что он поначалу был не очень вежлив: забрал все пряники и не поблагодарил. Ещё он хитрый и сообразительный.

У: Вы уже составили начальные сведения о Феде с тем, что произошло в конце: неприятная встреча с малышом, жадиной и невежей, обернулась по-иному: оказалось, что Федя совестливый: подарил котёнка Светлане. После встречи с Валентиной и её сыном наши герои отправились обратно домой. Посмотрим, с каким настроением они возвращались: «…Но вот мы выкупались, обсохли, оделись и пошли дальше. И опять нам всякого по пути попадалось немало: и люди, и кони, и телеги, и машины, и даже серый зверь – еж, которого мы прихватили с собой. Да только он скоро наколол нам руки, и мы его столкнули в студеный ручей». Кто уловил настроение папы и Светланки?

Настя: Они купались, играли с ежом – им хорошо.

У: Через казалось бы случайно обронённые слова-детали (выкупались, играли) мы понимаем, что настроение героев постепенно улучшается (вряд бы они стали играть и купаться, если бы были в дурном настроение). Вслед за папой и Светланкой, мы находили в каждом «плохом» событии что- то положительное, но в самом главном – обиде на маму, разве есть что-то хорошее?

Аня: Может быть положительное в том, что, обидевшись, они пошли в путешествие. А если бы не обиделись, то не увидели всего того, что произошло за этот день.

Ксюша: И если бы не ушли, то не поняли бы насколько хорошо дома.

Женя: Если бы не поссорились, то не поняли, что могут сами себе улучшить настроение – и обида пройдёт.

У: Т.е. случай с чашкой заставил их задуматься о том, насколько важно для них семейное счастье. Решим, что быть всем вместе – это лучше всего.

Женя: И мама это тоже поняла, т.к. сначала она им не разрешила делать вертушку, а потом сама укрепила её на крыше. Это значит, что Маруся их уже простила.

У: Тонкое наблюдение. Крохотная деталь – запрет и разрешение вертушки. Нужно быть очень внимательным, чтобы понять её смысл: Маруся тоже обдумала случившиеся и в знак прощения доделала вертушку. Мы говорили, что причина обиды – разбитая голубая чашка. Как вы думаете, почему рассказ так и называется «Голубая чашка»?

Миша: Это предмет, из-за которого всё произошло.

Ксюша: Конфликт в семье произошёл из-за чашки.

Настя: Из-за неё случилась эта история.

У: Так, голубая чашка – первопричина всего произошедшего. Важно и то, что история с голубой чашкой заставила эту семью задуматься над их отношениями друг к другу. Ведь из-за глупых обид – мышей семейное счастье, как голубая чашка, могла разбиться.

Женя: Гайдар хочет показать, что люди важнее предметов: чашка разбилась – Маруся обиделась на папу и Светланку, а когда они вернулись, поняла, что родные ей дороже.

У: Думаю, это подводит итог нашим размышлениям над мудрым рассказом Гайдара. Давайте сейчас, вслед за героями рассказа попробуем найти положительную сторону в, казалось бы, совсем грустных ситуациях из своей жизни.

Запись можно сделать также в форме таблички. (через три минуты)

Аня: Я получила плохую отметку, но потом очень хорошо выучила урок.

Женя: У меня умерла маленькая черепашка. Но потом из детского сада мне принесли большую черепашку. Конечно же, жалко было первую, зато мама согласилась на большую.

Ксюша: Летом я была на даче. Там речка, хорошо. Но тогда я этого не понимала и постоянно просилась в город. Меня увезли, и в городе началась аллергия на пыль. Поняла, что надо наслаждаться каждым моментом.

Женя: Я тоже хотела сказать нечто похожее, что, когда мы приехали к родственникам на Украину, было в этом и положительное, и отрицательное. Но я поняла, что в любом моменте надо искать хорошее.

Костя: Я заболел и не пошел в школу.

У: Т.е., за время болезни ты отдохнул от уроков и вернулся в школу с новыми силами.

Костя: Да!

Маша: Однажды поссорилась с подругой и поняла, что она мне дорога.

Женя: Один раз после болезни меня освободили от физкультуры, а я её очень люблю. Но за время урока я сделала часть домашнего задания – дома осталось делать меньше.

Миша: Я разбил колено, когда катался на скейте и понял, что надо отработать технику катания, и отработал.

У: Своими примерами вы опровергли утверждение гайдаровской Светланки, что «жизнь совсем плохая». А сама девочка на своём примере убедилась в обратном?

Алёна: Да, в конце рассказа написано: «А жизнь совсем хорошая».

У: Предлагаю эту финальную фразу вынести в название нашего урока, так как тема должна отражать суть произведения. Думаю, что вы уловили: рассказ Гайдара не просто описание путешествия обидевшихся папы и дочки, а мудрое повествование о ценности семейных взаимоотношений, умении быть оптимистом. Верой в лучшее наполнена каждая гайдаровская строка, отчего «Голубая чашка» читается легко и оставляет удивительно тёплые ощущения.