Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе при объяснении нового материала

Разделы: Начальная школа


Компьютеры стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому каждый современный человек, тем более работающий в образовании, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на компьютере.

Всё чаще на уроках в начальной школе используются мультимедийные технологии. Это один из способов повысить интерес учащихся к уроку, интенсифицировать учебный процесс, оптимально подобрать материал к уроку, увеличить темп работы, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, оптимально использовать самопроверку.

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, он позволяет оптимально использовать иллюстрации, фотографии, анимацию, таблицы, схемы, карты, и многое другое, при этом учитель не теряет на уроке время на смену наглядного материала.

Компьютер, подключённый к проектору, является современной многофункциональной школьной доской, но он не в коей мере не заменяет собой учителя и учебники. Он в сочетании с традиционными методами и приёмами помогает оптимизировать обучение.

При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей младших школьников, то есть не более 15 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным.

Использование на уроке мультимедийной презентации требует от учителя серьёзной предварительной подготовки:

  • умение пользоваться ПК;
  • грамотно отобрать материал к презентации, разработать необходимое количество слайдов, отражающих основное содержание урока;
  • соблюдать требования САНПина;
  • не увлекаться перенасыщением урока анимацией и спецэффектами;
  • правильно найти место презентации в каждом уроке.

Использование на уроках мультимедиа позволяет существенно разнообразить наглядный материал урока. В последнее время появилось много обучающих программ, учебных электронных энциклопедий, применение которых помогает усвоению учебного материала, разнообразит урок. Самое главное, как и в любой другой деятельности, не увлечься внешней привлекательностью этого вида работы, а найти золотую середину, при которой использование ПК превратится не в самоцель, а в помощника учителя.

Чаще всего в своей работе я использую презентации при объяснении нового материала, что позволяет наиболее доступно и наглядно объяснить некоторые темы. Применяю ПК на разных уроках: русский язык, математика, окружающий мир, кубановедение. Предлагаю несколько презентаций, которые я использовала на уроках при объяснении нового материала.


3 класс, русский язык

Тема: «Сложные слова и их написание».

Презентация

1. Самоопределение к учебной деятельности.

(На доске открывается цветик – семицветик) (Слайд 1)

- Узнали ли вы этот цветок?

(Да, это цветик – семицветик.)

- Из какой он сказки?

(«Цветик – семицветик» В. Катаева)

- Кому помог этот цветок?

(Он помог мальчику, который не мог ходить.)

- Нам этот цветок тоже поможет. Вспомните, когда лепестки совершали чудо?

(Когда произносили заклинание.)

- Какое заклинание нужно произнести?

(1 ученик отрывает лепесток и читает.)

Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по - моему вели. Вели чтобы …

- Что же мы пожелаем?

(Попросим помощи в преодолении затруднений.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Давайте прочтём слова на лепестках, определим, какая орфограмма есть в этих словах, выделим корень.

-вод-, -ход-, -мор-, -сад-, -вод-, -звезд-, -пад-

- Можно ли из этих корней образовать новые слова, не добавляя никаких частей слова? (Нет)

3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

- Что же нужно добавить, чтобы получились слова?

(…)

- Давайте попробуем узнать, нет ли в русском языке такой части слова, которая нам в этом поможет.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами И,О.

Попробуйте построить новые слова.

(Дети пытаются сложить слова.) (Слайд 2)

  • Как же можно построить новые слова? (Если два корня соединить с помощью буквы О, получится слово водопад.)
  • Запишите это слово. Сколько в нём корней? (В этом слове 2 корня -вод- и -пад-)
  • Выделите корни. Как получили это слово? (Два корня соединили с помощью буквы О. А если соединить корни -мор- и -ход- с помощью гласной Е, то получится слово мореход.)
  • Сколько корней в этом слове? Выделите их. Как получили слово? (В слове 2 корня, их соединили с помощью гласной Е.)

(Аналогичная работа ведётся с другими корнями.) (Слайд3)

  • Как мы получили новые слова? (Мы соединили 2 корня с помощью гласных О, Е.)
  • Вы правильно заметили, мы соединили корни с помощью гласных О,Е. Эти гласные называются соединительными.

(На доске появляются опорные слова.) (Слайд 3)

  • А как же называются такие слова?

(…)

  • Слова, у которых два и более корня называются…

(Если кто-то назовёт, спросить почему. Если нет, ведётся работа по странице 89 в учебнике.)

  • Откройте учебник на странице 89. Как же называются слова, у которых 2 корня? Почему?

3 класс, окружающий мир

Тема: «Разнообразие растений»

Презентация

III. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Отгадайте загадки. (Слайд 5)

Вырос в поле
Злой и колкий
Во все стороны иголки.
(Репей)

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)

Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Учитель: Что общего между словами- отгадками?

(Это растения.)

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с их классификацией. А что такое классификация?

IV Работа по теме урока.

1. Повторение изученного.

Учитель: Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология)

Учитель: На какие царства учёные-биологи делят живую природу? (Слайд 6)

(Бактерии, грибы, растения, животные, люди).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с царством растений.

2. Работа по учебнику.

Учитель: Растения на нашей земле встречаются повсюду: на суше и в воде.

Наука о растениях называется ботаникой. (Слайд 7)

Учитель: Из каких частей состоят растения? (Слайд 8)

(Корень, стебель, листья, цветки, плод с семенами.)

Учитель: Но оказывается, не у всех растений есть эти части. Как мы называем растения, живущие в воде? (Водоросли)

Учитель: Это одна из групп царства растений .(Слайд 9)

(Работа по учебнику стр. 72, рассматривание гербария)

Учитель: Как называется наука о растениях?

Где растут водоросли?

Где можно встретить мхи?

Как узнать папоротники?

Назовите несколько хвойных растений.

Какая самая большая группа растений?

3. Работа в тетради.

Стр. 29 задание 1,2.

4. Физминутка.

Есть в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.

5. Закрепление изученного

Учитель: Как называется группа растений, у которых нет корня, цветков и плодов? (Слайд 11)

а) мхи

б) водоросли

в) папоротники

Как называется группа растений, у которых вместо листьев – хвоинки? (Слайд 14)

а) мхи

б) цветковые растения

в) хвойные растения

Как называется группа, у которых есть все части растений?

(Слайд 17)

а) мхи

б) цветковые растения

в) папоротники

Учитель: В каждой группе растений много видов растений. Например яблоня и дуб, относятся к одной группе растений – цветковые растения, но к разным видам. Учёным сейчас известно более 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые, около 27 тысяч – мхи, более 10 тысяч – папоротники. А хвойных всего около 600 видов.

(На фоне музыки учитель читает текст о красоте растений, на доске демонстрируются слайды) (Слайд 20)

Растения – это зелёная одежда Земли. Посмотри вокруг! Такая красота нас окружает, что сердце замирает от увиденного.

Пышные кусты сирени, скромный ландыш, могучие и величавые сосны, крошечный подснежник на проталинке – всё это ласкает взор, заставляет нас каждый раз восхищаться и удивляться.

Каждая травинка, листик, хвоинка – притягивают наши взоры в любое время года.

Зимой – о чудо! Зелёный мох под снегом, густая зелень хвои под снежными шапками.

Весной – буйство красок цветущих растений, изумрудный ковёр земли.

Летом – завораживающие ленты водорослей колышущихся в воде, величавые папоротники в тени леса, ковёр из цветущих трав и кустарников.

Осенью – разноцветье опадающих листьев, как самая яркая часть палитры природы!

Наша задача – сохранить эту красоту, сберечь для будущих поколений этот замечательный зелёный наряд Земли.


Математика, 3 класс

Тема: «Преобразование фигур»

Презентация

3. Актуализация знаний. (Слайд 1)

- Сегодня мы остановимся на станции «Преобразование фигур». Попробуйте предположить, что такое «преобразование фигур».

(Предположения детей).

- Чтобы понять, что же такое преобразование фигур, нам нужно вспомнить, какие фигуры мы называем равными. (Слайд 2)

Посмотрите внимательно на экран, какие из этих фигур не равны и это мы можем определить визуально? (два круга, два шестиугольника)

- Какие фигуры мы не можем сравнить «на глаз»? (Треугольники и четырёхугольники со скруглёнными углами).

- Как же мы можем сравнить эти фигуры? (Наложением фигур)

- Попробуем сравнить эти фигуры наложением. Равны ли четырёхугольники со скруглёнными углами? (Нет, они не равны, потому что не совместились при наложении).

- Попробуем совместить треугольники. Равны ли хит фигуры?

(Они равны, потому что совместились при наложении.)

- Так какие фигуры мы называем равными?

(Две фигуры равны, если их можно совместить наложением.)

4. Постановка проблемы и «открытие» нового знания.

(Слайд 3)

- Попробуем построить равные фигуры. Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 2см и 4см. Построим рядом фигуру, равную данной. Для этого перенесите каждую точку из угла прямоугольника на 10 клеток вправо, соедините точки. У нас получилась фигура, равная данной. Что мы сделали с первым прямоугольником? ( Перенесли его на 10 клеток вправо)

- То есть мы переместили фигуру на плоскости. Иными словами преобразовали фигуру. Так что же такое «преобразование фигур»?

(Это перемещение фигур на плоскости).

Обратите внимание, мы переместили все точки фигуры на одно и то же расстояние и одном и том же направлении. Мы выполнили параллельный перенос фигуры. Так что нужно сделать для параллельного переноса? ( Выбрать опорные точки, перенести каждую в заданном направлении и на одно и то же расстояние, а затем соединить точки.)

- В результате переноса, фигуры на изменяются, мы получаем равную фигуру.

5. Первичное закрепление знаний во внешней речи.

(Слайд 4)

- Попробуем преобразовать фигуру, то есть переместить её на плоскости. Откройте учебники на странице 37, задание №1. У нас есть исходная фигура – шестиугольник. Переместим эту фигуру по заданию.

- Направление и расстояние, на которое осуществляется перенос, удобно показать направленным отрезком, вектором. Нарисуйте направленные отрезки (вектор), соответствующие этим преобразованиям. Горизонтальный вектор обозначает, что фигура переносится на 7 клеток вправо, а вертикальный, что она переносится на 3 клетки вниз.


Математика, 3 класс

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное» (1 урок)

Презентация

3. Постановка проблемы. (Слайд 2)

1) Выявление затруднения.

- Попробуйте в течение 4 минут решить примеры.

23.824х5

156.241+41.896

42.695:5

(Решение последнего примера вызывает затруднение).

- Почему не удалось решить последний пример?

(Мы ещё не умеем делить такие большие числа)

2) Постановка проблемы.

- Значит чему мы сегодня должны научиться?

(Найти способы деления многозначного числа на однозначное)

4. «Открытие» нового знания. (Слайд 3)

1) Работа с графическими моделями числа.

- Попробуем разделить 536 на 4. Представим число 536 в виде графической модели. Как можно разделить это число на 4?

(Дети выдвигают предположения).

- Разобьём это число на сумму удобных слагаемых, каждое из которых делится на 4. (400+120+16)

- Разделим каждое слагаемое на 4 и полученные результаты сложим. (400:4+120:4+16:4=100+30+4=134)

- Попробуем разделить 11768 на 4. Удобно ли использовать этот способ при делении?

2) Деление с помощью разбиения на разрядные слагаемые.

(Слайд 4)

- Попробуем другой способ. Будем делить, раскладывая число на сумму разрядных слагаемых.

536:4= 134
5с.:4=1с.(ост.1с.)
13д.:4=3 дес.(ост.1д.)
16ед.:4=4ед.

11768:4= 2942
11т.:4=2т.(ост.3т.)
37с.:4=9с.(ост.1с.)
16д.:4=4д.
8ед.:4=4ед.

-Удобен ли этот способ?

Люди придумали краткую запись этого способа. Сегодня на уроке мы будем с ней знакомиться.

3) Деление «в столбик». (Слайд 5)

Записываем число 536, вместо привычного знака «деление», мы с вами начертим уголок, это тоже знак деления.

Запишите делимое 4 в уголок.


Математика, 3 класс

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное «в столбик».(2 урок)

Презентация

2. Актуализация знаний.

1) Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1)

2) Устный счёт. (Слайд 2)

3. Первичное закрепление материала.

1) Алгоритм письменного деления «уголком». (Слайд 3)

2) Решение примера с проговариванием в громкой речи. (Слайд 4)

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд 5)