Вход в Личный кабинет

Преподавание аппликации и коллажа на уроках "ИЗО" на подготовительном отделении ДХШ. Методические разработки заданий

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО


Задача преподавателя изобразительного искусства - развитие в детях остроты и тонкости восприятия окружающего нас мира, способности творчески его переосмыслить и выразить своё видение, свои ощущения образным языком изобразительного искусства.

Чтобы ярче и многограннее выражать своё видение мира в детских работах и разнообразить технику их исполнения, дети на уроках "ИЗО" обучаются различным художественно-изобразительным приемам, необходимым для создания изображения.

Одним из таких изобразительных приемов является техника аппликации и коллажа.

АППЛИКАЦИЯ (от латинского applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

КОЛЛАЖ (фр. Collage - наклеивание) - технический прием в изобразительном искусстве и само произведение, выполненное наклеиванием на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

Далее представлены методические разработки заданий по этим техникам. Задания приведены в той последовательности, в которой их лучше всего давать детям, так как объём работы, выполняемой ребенком самостоятельно без помощи преподавателя, от задания к заданию увеличивается.

Открытка "Новогодняя ёлочка"

методическая разработка задания

Вид занятия: декоративно-прикладное творчество на плоскости.

Тема: аппликация с использованием смешанной техники.

Цели:

1. образовательный блок:

  • дать понятие открытки;
  • познакомить с техникой полуобъёмной аппликации.

2. обучающий блок:

  • обучение детей приемам изображения;
  • обучение детей основным приемам вырезания из бумаги: резать одним или несколькими движениями ножниц, а так же приёмам сгибания, надрезания, подкручивания бумаги, приемам вырезания различных фигур из бумаги методом сгибания вдвое и гармошкой;
  • обучение творчеству.

3. развивающий блок:

  • развитие ручной умелости детей в работе над аппликацией;
  • развитие изобразительных навыков;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие фантазии и воображения.

4. воспитательный блок:

  • воспитание усидчивости и аккуратности в работе над заданием.

Задачи:

  • выполнение открытки в технике аппликации, используя готовые шаблоны - выкройки деталей ёлочки <Рисунок1>
  • применение в работе над аппликацией приемов вырезания, надрезания, сгибания, подкручивания и наклеивания бумаги;
  • применение смешанной техники с использованием цветного клея-геля с блестками для детского творчества и готовых снежинок, звездочек и т. п.;
  • соблюдение последовательности ведения работы над заданием.

Методы и методические приемы: устное объяснение; показ методического пособия и детских работ по теме; использование детьми в работе над заданием готовых шаблонов-выкроек (один комплект на двух учеников); индивидуальная работа с каждым ребенком.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной картон формата A4;
  • двусторонняя цветная бумага формата A4;
  • цветная фольга;
  • безопасные ножницы (с тупыми концами);
  • клей ПВА;
  • кисточка для клея;
  • готовые снежинки из тонкого пластика (можно любые другие маленькие фигурки, соответствующие тематике "Нового Года");
  • клей-гель с блестками для детского творчества разных цветов;
  • чистая тряпочка для вытирания излишек клея и рук;
  • цветные фломастеры.

Время: 3 часа.

Возраст детей: 6-7 лет (возможен 5-летний возраст).

Для создания открытки "Новогодняя ёлочка" в технике аппликации используем шаблоны - выкройки деталей ёлочки, которые подготавливает к уроку преподаватель. Комплект шаблонов состоит из трех частей ёлочки: верхней, средней и нижней. Одним комплектом могут воспользоваться два ученика.

Открытка выполняется на картоне формата А4. Можно сделать и двойную открытку, аккуратно согнув лист картона пополам, но тогда внутри такой открытки придется рисовать что-нибудь "праздничное", чтобы она не получилась скучной и "пустой". На это потребуется дополнительное учебное время. Если ученики по способностям и успеваемости достаточно сильные, можно рассмотреть и этот вариант. Это еще больше разовьет фантазию детей и их творческие способности. Мы же будем выполнять одинарную открытку.

Начнем с того, что выберем цвет для фона открытки. Важно, чтобы он сочетался с цветом ёлочки. Она у нас будет: или светло-зеленая, или темно-зеленая, или ярко-зеленая, в зависимости от того, какая по цвету бумага имеется в наборах для детского творчества. Берем лист картона выбранного цвета и делим его на две части (помогает преподаватель). Основа для нашей открытки готова.

Теперь приступаем к изготовлению частей ёлочки. Берем шаблоны - выкройки деталей: верх, серединку и низ ёлочки. Выкраиваем по ним с изнанки бумаги зеленого цвета, экономно расходуя ее, части нашей ёлочки. После чего вырезаем выкроенные детали: сначала - с небольшими припусками - начерно, затем - аккуратно по контуру - набело. Далее каждую вырезанную деталь сгибаем пополам лицевой стороной внутрь. На получившейся изнаночной половинке каждой детали по ее широкой нижней части проводим карандашом дугообразную линию. До этой линии по низу деталей мы будем надрезать бахрому. Надрезаем бахрому, после чего детали разворачиваем. Теперь нам надо слегка подкрутить бахрому на лицевую сторону деталей. Это можно сделать прямо пальчиками или, если бумага, из которой сделаны детали - плотная, тупой стороной ножниц (показывает преподаватель). После всех проделанных операций части нашей ёлочки полностью готовы к использованию в аппликации.

Приступаем непосредственно к работе над открыткой. Берем подготовленную основу для открытки и располагаем (еще не клеим) на ней нашу ёлочку по законам композиции, причем, начинаем с нижней части ёлочки. Нам надо, чтобы бахрома деталей как бы "нависала", для этого части ёлочки располагаем так, чтобы верхний край нижней детали прикрывался бахромой средней детали, а верхний край средней детали, в свою очередь, прикрывался бахромой верхушки ёлочки. В итоге получается своеобразная рельефная ёлочка. Если нас удовлетворяет результат, отмечаем простым карандашом по краям ёлочки черточки-границы, по которым будем клеить нашу ёлочку. Клеим. Начинаем наклеивание ёлочки с ее нижней части. Клеем пользуемся аккуратно, ни в коем случае не наносим его на бахрому деталей, не путаем лицо с изнанкой. Вот наша ёлочка и приклеена.

Теперь ёлочку надо украсить. Тут нам понадобится вся наша фантазия. Каждый может украсить ёлочку как хочет, "нарядить" ее по-своему. Когда все украшения из бумаги и фольги будут наклеены, мы можем воспользоваться цветным клеем-гелем с блестками для создания интересного и фантазийного фона открытки, а так же, используя его, придать украшению нашей ёлочки дополнительную "сверкающую" нарядность.

Вы не забыли положить под ёлочку коробки с подарками? Обязательно сделайте эти элементы в композиции аппликации, ведь они помогут передать праздничное Новогоднее настроение.

Еще можно наклеить на нашу открытку снеговичка или зайчика, или же другое животное - символ наступающего Нового Года. В любом случае, фантазия и воображение подскажут вам, что еще можно разместить на нашей открытке. Сделанная с любовью и желанием творить, она будет замечательным рукодельным подарком на Новый Год.

Примечание.

Если до конца урока остается время, можно предложить детям выполнить разноцветными фломастерами несложную надпись на обратной стороне открытки. Образец надписи пишется преподавателем на доске печатными буквами. Например: "Любимым маме и папе от (имя). С Новым Годом!" Надписывать открытку следует после полного высыхания изображений, сделанных цветным клеем-гелем с блестками.

"Снеговичок"

методическая разработка задания

Вид занятия: декоративно-прикладное творчество на плоскости.

Тема: коллаж.

Цели:

1. образовательный блок:

  • дать понятие коллажа;
  • повторение и закрепление понятия аппликации.

2. обучающий блок:

  • обучение детей приемам изображения;
  • обучение детей грамотному композиционному решению изобразительной задачи.

3. развивающий блок:

  • развитие кинестезического аппарата, изобразительных навыков;
  • развитие ручной умелости детей в работе над коллажом;
  • развитие чувства пропорций, ритма.

4. воспитательный блок:

  • воспитание усидчивости и аккуратности в работе над заданием.

Задачи:

  • выполнение коллажа с соблюдением законов композиции;
  • изображение снеговичка с соблюдением его пропорций.

Методы и методические приемы: устное объяснение; повторение ранее изученного материала; показ методического пособия; индивидуальная работа с каждым учеником; просмотр - коллективное обсуждение выполненных работ.

Материалы и оборудование для учеников:

  • цветной картон формата A4;
  • цветная бумага формата A4;
  • медицинская вата;
  • безопасные ножницы (с тупыми концами);
  • клей ПВА;
  • кисточка для клея;
  • чистая тряпочка для вытирания излишек клея и рук;
  • клей-гель с блестками для детского творчества разных цветов или цветные фломастеры для дорисовки деталей.

Время: 2 часа.

Возраст детей: 6-7 лет (возможен 5-летний возраст).

Выполнение задания начинаем с того, что выбираем лист картона любого цвета, который нам нравится. Главное, чтобы наш снеговичок белого цвета эффектно смотрелся на нем, то есть, хорошо выделялся на фоне по тону. Выбранный по цвету, лист картона делим на две части (помогает преподаватель). Теперь у нас есть цветная плоскость, на которой мы будем творить.

Никаких размеров "снежных" комочков снеговичка не дается, поэтому коллаж выполняем с методического пособия-образца. Формируем части снеговичка, визуально сравнивая их с теми же его частями в пособии.

Нам нужно выстроить грамотную композицию изображения, для этого на подготовленной основе простым карандашом отмечаем нижнюю и верхнюю границы снеговичка.

Теперь начинаем делать нашего снеговичка. Берем вату, лучше всего подходит медицинская, потому что ее "моток" можно раскатать в пласт, а из него очень удобно моделировать части снеговичка. Если часть снеговичка, которую мы делаем,

большая по величине, отрываем от ватного пласта по воображаемой линии окружности кусок ваты крупнее, если - маленькая, то отрываем кусочек поменьше.

Для того чтобы смоделировать часть снеговичка диаметром 5 см., отрываем от ватного пласта кусочек диаметром, примерно, 8 см., потому что, когда мы будем наклеивать эту часть на цветную основу, ее краешки мы будем подгибать вовнутрь. И наша часть получится как раз нужного нам размера.

Наш снеговичок имеет определенные пропорции. Он состоит из трех "снежных" комков: маленький - это голова, средний и большой - это туловище. Еще у него есть совсем маленькие "снежные" комочки - это "ручки" и "ножки". Выполняя нашего снеговичка в материале, помните, что композиционно он должен уложиться в карандашные границы, которые мы отметили на цветной основе нашего коллажа. Клеить снеговичка, начинаем с его нижней части. Последними приклеиваем "ручки" и "ножки". Перед тем как наклеивать деталь на основу, обязательно надо сделать ее примерку, а уже потом ее приклеивать. Клей наносим кисточкой на цветную основу, а не на ватную деталь. Клеим.

Теперь из плотной цветной бумаги или цветного картона выкраиваем остальные части нашего снеговичка: глазки, ротик, носик-морковку; а так же: его разноцветные пуговки, ведерко или шапочку на голову снеговичку, метлу, которая состоит из древка и части, выполняемой с применением приемов надрезания и подкручивания бумаги. По мере выкраивания этих деталей, мы их наклеиваем. Здесь мы наносим клей на изнанку самих деталей, а не на основу, на которую клеим.

После того, как все будет наклеено, можно дорисовать некоторые детали, используя клей-гель с блестками разных цветов или цветные фломастеры. На глазах снеговичка нарисуем зрачки, на носике-морковке - черточки, на ведерке или шапочке - орнамент.

А теперь из оставшейся ваты мы можем сделать маленькие комочки и, используя их, изобразить на нашей работе снегопад.

Вот такой снеговичок из ваты получился у нас.

Примечание.

Во время просмотра выполненных работ с детьми можно поговорить о том, что еще возможно изобразить из ваты в технике коллажа. Например: облака, снег в пейзаже, бороду и брови Деду Морозу, шерстку у пуделя и т. д.

Предложить детям выполнить дома работу на свободную тему на формате А4 в технике коллажа с дорисовкой деталей, используя вату, кусочки ткани и кожи, цветную бумагу, цветной картон, цветную фольгу и т.п.

Детские работы, выполненные в технике аппликации и коллажа, по заданиям "Открытка "Новогодняя ёлочка"" и "Снеговичок".