Открытый урок на тему "Из глубины веков"

Разделы: История и обществознание


Потребность в самореализации – одна из важнейших потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом деятельности человека.

Возрождение духовности, расширение миропонимания, развитие способностей через активизацию познавательной деятельности.

Создать условия учащимся для максимального использования своего потенциала, использовать знания на практике, научиться жить, быть здоровым и полезным обществу. Эти основные цели ставит современная школа.

Большую роль в активизации познавательной деятельности отводится историческому образованию.

Как наука история складывается из исследовательской работы.

Исследовательская работа учащихся состоит из творческой деятельности, в процессе которого ученик самостоятельно делает открытие, проходит путь исследования, познания, начиная с наблюдения и заканчивая постановкой новой проблемы. Задача педагога – не только дать знания, но помочь вести исследовательскую работу.

В современном обществе возросла роль исторического краеведения в связи крайне актуальной проблемой возрождения патриотизма как одной из важнейших духовно-нравственных ценностей, формирование в подрастающем поколении активной гражданской позиции.

Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. Любовь и интерес к Родине живет в каждом ребенке, это чувство необходимо пробудить и развить.

Основными целями и задачами исследовательской деятельности являются:

- Воспитание чувства патриотизма

- Развитие творческих способностей

- Формирование личности детей на основе традиций

- Ведение исследования. Учиться работать с источниками, собирать материал

- Вести фольклорно-этнографическую работу

- Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

- Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов истории.

- Научить детей сотрудничать, умению общаться.

Этапы исследовательской деятельности учащихся

1. Подготовительный этап. Введение в исследовательскую работу. Уроки, кружковая работа.

2. Определение темы, постановка целей и задач. Выбор формы деятельности.

3. Поиск информации, источников, написание работы.

4. Подготовка к конференции. Утверждение на уроке темы.

5. Проведение конференции. Участие, подведение итогов, анализ работы.

В декабре 2008 году проведена декада истории, в рамках которого прошла конференция на тему: Развитие науки с древнейших времен. В начале года учащимся 9–11 классов были предложены темы по направлениям науки. При обсуждении на уроках, учащиеся 11 класса приняли решение, изучить историю народной медицины. В течении месяца учащиеся собирали материал. 10 октября 2008 г. проведен открытый урок “Из глубины веков”.

Основная цель урока: Подготовка к конференции. Развивать умения и навыки по поиску исторической информации, вести исследовательскую работу.

Задачи: Систематизация и расширение знаний по истории медицины, формирование целостного представления о народной медицине и ее роли в современности. Использование материала и предоставление перед аудиторией. Распространение информации о здоровом образе жизни.

Тема урока: Из глубины веков….

Подготовка к конференции: Развитие науки с древнейших времен.

Цель урока: развивать умения и навыки по поиску исторической информации в источниках разного типа

Задачи:

1. Расширение знаний по истории медицины, формирование целостного представления о народной медицины и ее роли в современности;

2. Использование материала и предоставление информации перед аудиторией;

3. Распространение информации о здоровом образе жизни.

Форма урока: подготовительный урок к конференции

Тип урока: комбинированный

Оборудование: видеозаписи, стенды, альбомы, выставка книг и работы учащихся.

ХОД УРОКА

Видеоклип о природе. Показать красоту якутской природы, связь человека и природы. В клипе есть материал о детях, их развитие на лоне природы. Клип сопровождается песней – колыбельная.

СХЕМА (на доске)

Развитие науки с древнейших времен до наших дней.

Древний мир – археологические раскопки, найдены первые медицинские инструменты

Средние века – Картины о первых анатомических исследованиях. Новое время – открытия медицины

Новейшая история – Современные технологии и методики лечения.

Вступительное слово учителя: на уроках истории с 5 класса мы с вами изучили различные темы по развитию искусства и науки. Много читали, вели беседы, собирали информацию, в том числе, и о происхождении и развитии медицины. Так мы узнали с вами, что впервые в мире в Индии в 3веке до н.э.. были созданы первые больницы, индийские хирурги умели оперировать и использовать лекарства растительного происхождения. Дальнейшее развитие медицина получила в средние века, на современном этапе достигла высокого уровня как в теории, так и в практике . Но мы вновь возвращаемся к древним методам лечения и ищем помощи у природы. Наши знания должны помочь нам сохранить наше здоровье, от которого зависит наше будущее, будущее нашего народа, государства и всего мира.

Сегодня на уроке мы должны подвести итоги по подготовке к конференции, которая пройдет в дни недели истории (декабрь 2008 г.)

Итак, мы начинаем.

Тема урока: “История и развитие народной медицины”

Форма проведения: защита рефератов, доклады и практикум.

1 часть: распределение обязанностей. Класс делится на три группы: докладчики, рабочая группа, рецензенты. Каждый получает свою карточку с ролью. Распределение по группам.

2 часть: Символ конференции – “рисунок – легенда”. Задание рабочей группе: 1) нарисовать символ конференции, используя литературные источники; 2) показ презентации своего проекта-рисунка; 3) рассказ легенды о символе.

Выступление ученика (Ноговицын Петя), он представил мульдимедийную презентацию символа и легенды об Эскулапе. Эскулап, в римской мифологии латинская форма имени Асклепий – греческого бога врачевание. Рассказ ученика является образцом для дальнейшего задания.

Всем ученикам дается задание - создать свои проекты.

Лучший проект будет использована на конференции, как символ.

Наш урок продолжается, сейчас мы заслушаем доклады по истории древней медицины. Темы докладов были предоставлены на выбор. Были выбраны следующие темы: история фитотерапии, история гомеопатии, история массажа, история кумысолечения.

Время на выступление 5 минут.

3 часть: как учащиеся ведут поиск информаций. Выступления по темам.

Выступили с докладами Литвиненко Лена “История фитотерапии”. Лена рассказала об истории фитотерапии: откуда, как и когда начала свой путь это древняя наука, какие лекарственные препараты используются в современной медицине. Соколова Катя рассказала и показала свою творческую работу “История гомеопатии”, материал собран на основе встречи с врачом – гомеопатом Кузьминой Валентиной Михайловной. [Приложение 2] Гомеопатия – это научная система, правильно применяющая законы природы для стимулирования жизненной энергии человека, основателем этой науки был греческий врач Гиппократ (460-375 гг. до н.э.). Шепелева Настя показала презентацию “История массажа”, очень интересный рассказ, так как использованы записки путешествия в Китай. Магамаева Малика подготовила рассказ о пользе кумысолечения, используя материалы санатория “Ленские Зори”, где работает ее мама. После выступлений, рецензенты задают вопросы: А) название темы Б) Что заинтересовало в этой теме? В) Ваши цели и задачи? Г) В какой форме будет предоставлен материал. В таблице по итогам выставляются оценки.

В заключительной части урока учащиеся демонстрируют творческие работы, кроссворды, игры. Всем понравилась игра “Мозаика”. [Приложение 1] Творческая группа провела эту игру. Очень важно, что дети составили игру для закрепления темы, данного урока. Весь материал урока будет использован для проведения игротеки в среднем звене.

Подведение итогов и пожелания. В конце урока рецензенты подводят итоги, дают свои оценки, замечания, пожелания. Учитель обобщает, дает рекомендации по следующему этапу работы: доделать задание, выбрать формы презентации материала, поработать над текстом. И желает дальнейших успехов!

Заключительное слово учителя. Из глубины веков сквозь вековую пыль и налеты древности до нас дошли различные методы профилактики и лечения недугов. Китайская, Тибетская, Индийская, Древнегреческая, Якутская и много других… В каждой стране свои методы и подходы лечения. Но необходимо запомнить, что природа родного края - это источник здоровья. Любите, берегите природу, и она вам ответит тем же. Помните: “сохранить здоровье – это значит сохранить будущее, укрепить свое государство, создать здоровую нацию”.

Видеосюжет о природе России. Перезвон колоколов.

Домашнее задание: доработать доклады, собрать дополнительный материал по темам. Подготовиться к конференции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МОЗАИКА

Условие игры: Ответить на вопросы, найти ответ на карточках и разложить карточки по порядку, сморите схему ниже, после расклада закрепите при помощи скотча и переверните. Получится картина, если нет, то ищите ошибку.

1 2
3 4
5 6

Вопросы:

1. Научная система, правильно применяющая законы природы для стимулирования жизненной энергии человека.

2. Греческий врач (460-375 г.г. до н.э.), заложивший основы клинической медицины.

3. Основатель массажа в России

4. Лечение травами.

5. Традиционный лечебный напиток из кобыльего молока.

6. Расшифруйте ЗОЖ.

Памятка

Встреча с интересными людьми.

Цель встречи:

1. Знакомство с человеком с целью получения информации по интересуемой теме:

2. Истоки гомеопатии.

Форма встречи: беседа

План беседы:

1. Знакомство

2. Рассказать с какой целью вы пришли на встречу

3. Внимательно слушать собеседника, быть тактичным, доброжелательным и вежливым, не перебивать.

4. Выслушав собеседника, задай вопросы, наиболее важные по теме.

Знакомство: Кузьмина Валентина Михайловна - врач психотерапевт, гомеопат.

Валентина Михайловна родом из Олекминского улуса, родилась в селе Юнкюр. В Якутске живет более 30 лет.

Рассказ о гомеопатии. См. текст далее.