Информационные процессы

Разделы: Информатика


Цель урока: формирование понимания учащимися понятий «информационные процессы», «виды информационных процессов».

Задачи:

1. Образовательные:

  • изучить понятия: «информационные процессы», «виды информационных процессов»;
  • дать представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы, т. е. показать их всеобщность и универсальность;
  • изучить способы хранения, передачи и обработки информации;
  • научить приводить примеры получения, передачи и обработки информации;
  • научить учеников решать практические задачи на использование изученных понятий.

2. Развивающие:

  • развивать умения выделять главное, существенное, обобщать полученные знания;
  • развивать информационную и алгоритмическую культуру;
  • развивать аналитические умения;
  • развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе.

3. Воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Американский ученый Норберт Винер в своей работе о кибернетике предлагал подумать, о содержании следующих строк:

Знаешь, сколько звезд сияет
Над тобой во тьме ночной?
Знаешь, сколько тучек тает
В чаще неба голубой? …

Как вы думаете, что этими строками хотел выразить американский ученый, один из основоположников современной науки информатика. Если на эти строки «посмотреть» глазами современного человека, человека, живущего в информационном обществе, то мы определим, что подсчетом звезд занимаются астрономы, за появлением и исчезновением туч следят метеорологи. А что их объединяет? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно хранят её, анализируют, обрабатывают, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.

С первых дней становления человечества люди собирают, хранят, передают и обрабатывают информацию. Сегодня на уроке мы должны изучить эти понятия и дать им общее определение. Но перед изучением нового материала проверим усвоение теории прошлых уроков.

2. Проверка теории.

  • Компьютерный верификатор.
    Прочитав, скажи в ответ
    Слово «ДА» иль слово «НЕТ».

Учащиеся отвечают на вопросы теста, созданного в табличном процессоре MS Excel (Приложение 1).

3. Объяснение нового материала.

Каждую весну вы наблюдаете, как на деревьях появляются почки, которые потом распускаются, превращаясь в листья, а осенью меняют окраску и опадают. Почему это происходит?

Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Дерево воспринимает информацию о состоянии окружающей среды: температуре воздуха и почвы, продолжительности светового дня, интенсивности солнечных лучей. Такая информация служит сигналом для протекания различных процессов в клетках, а значить управляет этими процессами.

А теперь зададимся вопросом: что делает человек с информацией?

Любой человек постоянно занят определенной работой с информацией: читает книгу, пересказывает другому человеку, какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи. Профессии многих людей связаны исключительно с информационной деятельностью: это учителя, студенты, журналисты, писатели … Они выполняют процессы, связанные с информацией, а именно, информационные процессы.

Какой бы информационной деятельностью люди не занимались, вся она сводится к осуществлению трех процессов: хранение, передача и обработка информации.

Изучение схемы «Виды информационных процессов».

После изучения схемы учащиеся делают выводы о том, что человек:

  1. Хранит информацию: запоминает или записывает.
  2. Передает информацию другим людям.
  3. Создает новые знания, новую информацию, выполняя её обработку.

В тетрадях записать схему.

Более подробно остановимся на изучение основных видов информационных процессов.

1. Хранение информации.

Изучение схемы «Хранение информации».

В процессе изучения учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Как человек может хранить информацию?
  2. Приведите примеры внешних носителей информации.
  3. Почему информацию, которую человек «помнит наизусть», называют оперативной?

В тетрадях записать схему.

2. Передача информации.

Изучение схемы «Передача информации».

После изучения схемы учащиеся делают вывод: процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.

В тетрадях записать схему.

3. Обработка информации.

Изучение схемы «Передача информации».

Схема (Приложение 2).

В процессе изучения схемы учащиеся делают выводы:

  1. Новые данные получаются путем вычислений.
  2. Новые данные получаются путем логических рассуждений.
  3. Новые данные формируются в процессе кодирования информации.
  4. Обработка информации выполняется в процессе сортировки информации.
  5. Новые данные получаются в процессе структурирования информации.
  6. Новые данные формируются в процессе поиска информации.

В тетрадях записать схему.

4. Закрепление изученного материала.

Задание (выполняется учащимися в тетрадях).

Опишите, какие информационные процессы будут выполнены учеником (заполните таблицу).

Действие ученика

Вид информационного процесса

1. Ученик учите правило.

 

2. Ученик решает у доски задачу.

 

3. Ученик переводит текст с английского языка на русский.

 

4. Ученик пишет диктант.

 

5. Домашнее задание.

§ 3 (Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176 с.)

6. Подведение итогов.

  1. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации, приемником информации. Какую роль за сегодняшний день вам чаще приходилось выполнять?
  2. Приведите примеры процесса обработки информации. Определите, по каким правилам она производится в каждом примере?
  3. Приведите примеры хранения информации, которые вы использовали, и будете использовать за сегодняшний день.

Используемая литература.

  1. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/ И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – 3-е изд., испр.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 416 с.
  2. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 176 с.
  3. Шелеваева А. Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
  4. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.