Урок по литературному чтению в 3-м классе на тему "Какова работа, такова и награда" (В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович")

Разделы: Начальная школа


Краткая аннотация.

Произведение из раздела «Литературные сказки».

Классно-урочная форма учебной работы.

Цель урока:

  • обучать выразительному чтению, работать над словом, выполнять мыслительные операции;
  • развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь;
  • обеспечить глубокое понимание смысла текста;
  • работать над художественным образом, показать авторскую позицию, изобразительные средства.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания и умения работы над сказкой.
  2. Уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного).
  3. Учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
  4. Воспитание взаимопонимания, дружеское отношение к товарищам, воспитывать умственную активность, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • на доске запись темы , имя и фамилия автора, название произведения;
  • портрет В. Ф. Одоевского;
  • учебник, текст сказки;
  • презентация;
  • музыкальное сопровождение музыка П.И.Чайковского «Декабрь»;
  • рисунки детей к уроку;
  • мультфильм «Мороз Иванович».

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь» (музыкальный файл).

Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.

2. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока: «Какова работа, такова награда».

Учитель: Над каким произведением мы работали вчера? (Мороз Иванович.)

- Что это за жанр устного народного творчества? (Сказка.)

Учитель:

Сказки - мудростью богаты
Сказке - скажем “Приходи”!
Это присказка ребята.
Но, а сказка впереди.

- Сегодня мы постараемся ответить на вопросы Одоевского, которые он задает нам в конце сказки.

- Прочитайте самый конец сказки (открывается надпись на доске): «А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, а что стороною, что шутки ради, а что в наставление».

- Для этого нам придется обратиться к событиям, которые происходят в сказке. Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В.Ф.Одоевский.)

- Народные. Кто является создателем народных сказок?

- Литературные. В чём особенность литературных сказок? (Есть автор, в прозе и стихах, индивидуальные, оригинальные, необычные.)

- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок.

Ученик: Красивый старичок, седой-седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович.)

Портрет Мороза Ивановича. (Слайд 1)

3. Работа над образом главного героя.

- Как вы думаете, что за человек Мороз Иванович, а может и не человек вовсе?

- Что означает слово Иванович?

- А что означает слово Мороз? Найдите в сказке, какой был дом у Мороза Ивановича? Стр.200.

- Кто же он тогда, Мороз Иванович? Как его можно назвать? (Волшебник.)

- Давайте докажем, что он волшебник.

- Каким волшебником его можно считать?

- Добрые волшебники в сказках всегда справедливы. Они помогают добрым людям и наказывают злых, нерадивых, ленивых людей.

- А почему же рукодельница спросила у него:

- Вот ты говоришь, сказала она, сто ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? Что ответил Мороз Иванович на эти слова?

- А наш Мороз Иванович справедлив? (Слайд 2)

- Докажите словами из сказки. Стр. 198, 200.

- Так почему же сказка называется Мороз Иванович? Каким он был? (Добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой.)

- Ребята, как вы думаете, почему автор повторяет два раза прилагательное седой? (Чтобы показать, что волосы у него были у него все белые, когда он тряс головой, от волос сыпался иней. А иней бывает на деревьях в сильный мороз, то и голова у него покрывалась инеем.)

- Так на кого же был похож Мороз Иванович? (Дед Мороз, Морозко.)

- Мороз Иванович – это главный герой сказки, добрый волшебник, который награждает Рукодельницу и наказывает Ленивицу.

- А вот и еще один герой сказки?

Ученица: Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки за работу принимаюсь. (Рукодельница.) (Слайд 3)

- Учитель. А как, вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками.) Найдите в тексте . Стр.196, 197.

Портрет Рукодельницы. (Слайд 4)

- Найдите в тексте отрывок, где рассказывается о встрече Рукодельницы и яблоньки. Стр.198.

- Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное.)

(Слайд 5)

- О чём этот слайд? Стр. 200.

- С чьей работой сравнивал Мороз Иванович работу Рукодельницы? (С крестьянами.)

- Какой может быть голос у рукодельницы? (Мелодичный, тихий, спокойный.)

- Как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу? (Слайд 6)

Стр. 202.

- Для чего Одоевский рассказал нам про Рукодельницу? Скажите его словами. (В наставление.)

Вывод. Вот видите, труд приносит радость людям. “С хорошей песней и дело спорится”.

Ученик читает стихотворение Агнии Барто «Рукодельница».

Села красна девица
Отдохнуть под деревце.
Посидела в детском парке
В уголке тенистом,-
Сшила кукле-санитарке
Фартук из батиста.
Ай да красна девица!
Что за рукодельница!
Сразу видно – молодчина!
Не сидит без толку:
Двух мальчишек научила,
Как держать иголку.
Ай да красна девица!
Что за рукодельница!
Учит всех шитью и кройке,
Никому не ставит двойки.

Описание Ленивицы.

Учитель: Я слышу, что еще кто- то идет.

Ученица (Слайд 7): Да, я лежу в постельке, потягиваюсь, с боку на бок переваливаюсь. А когда захочу встать, то заговорю:

“Нянюшка дай булочки”
“Нянечка завяжи башмачки”

Учитель: Почему автор называет ее Ленивицей? (Не любила работать.)

- Чем занималась ленивица?

- Какой голос у ленивицы? (Резкий, неприятный, или шепелявит, или тараторит.)

Учитель: Вот по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Идет и видит Мороза Ивановича.

- Найдите эти слова. Стр. 203.

Чтение по ролям (о встрече с печкой, яблонькой).

- Докажите словами автора, как же трудилась Ленивица у Мороза Ивановича? (“Стану я себя утомлять, да пальцы знобить..” “Пришла на кухню, да не знает, что делать...”.) (Слайд 8)

- Найдите отрывок из текста, который показан на слайде. (Слайд 9)

- Чем наградил Мороз Иванович ленивицу? (Слайд 10)

- Для чего Одоевский рассказал в сказке про Ленивицу, скажите его словами. (Шутки ради и в наставление.)

Ученик читает стихотворение «Лень». (Людмила Шапира)

Что такое? Что случилось?
Лень на голову свалилась...
Ну, а я не возражаю,
Как родную принимаю.
Со мною вместе рождена,
Лень от природы мне дана.
Как приятно разлениться,
Так не хочется трудиться.

Ох, чтобы лень преодолеть,
Бороться с ней надо уметь.
Я ж, вовсе, с ленью не борюсь,
Я ей покорно отдаюсь.

Физкультурная минутка.

- Какой совет дал Мороз Иванович Рукодельнице, чтобы не мерзли руки?

Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем.

- В сказке Владимира Федоровича Одоевского у девочек была не мачеха, а нянюшка? Как её звали? (Прасковья.)

- Какая она была? (Строгая и сердитая.) Докажите словами из сказки. Стр. 198.

Работа над пониманием смысла текста.

- Можно ли все события, которые происходят в сказке назвать правдой?

- Почему?

- Какие волшебные предметы встречают девочки в волшебном мире?

- Почему это сказка?

- Почему он наградил героев по разному? (Перечитайте последние слова Мороза Ивановича, когда он расплачивался за работу с Ленивицей.)(Лень была наказана прилюдно, чтобы все увидели, только трудолюбие вознаграждается!)

- Можно ли на этот вопрос ответить эпиграфом?

- Вся сказка дана нам Одоевским в наставление, чтобы мы помнили: даром ничего не дается. Отношение и петушка тоже оказалось разное. Найдите и прочитайте.

- Ребята, какие познавательные вопросы и ответы на них встретились в этой сказке? (Про перину, почему Мороз сидит в колодце, и в окна стучится.) Здесь Одоевский показал себя не только писателем, но и учёным.

Вывод.

  1. За что Мороз Иванович отблагодарил Рукодельницу? (За труд.)
  2. Что дал он ей в награду?(Ведерко полное пяточками, да на память брильянтик.) Найдите в словаре и прочитайте, что такое брильянтик? (Драгоценный камень.)
  3. А как он отблагодарил Ленивицу? (Большой – пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт.)
  4. А почему он ее так наградил? (Не любила трудиться.)

- Ребята, в жизни когда-нибудь встречали: Рукодельниц и Ленивиц?

- На кого бы из героев сказки вам хотелось походить? Почему?

Работа с пословицами. Выпиши те пословицы, которые подходят к данному произведению.

  • Умелые руки не знают скуки.
  • Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Какова работа, такова и награда.
  • Что испёк, то и кушай.
  • Сделав худо, не жди добра.
  • Славен человек не словами, а делами.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Наша сказка подошла к концу. Чем закончилась сказка?

- Чему же учит нас эта сказка? (Труд человека красит.)

- Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается.

Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуемся мы все вместе.

Просмотр фильма «Мороз Иванович»

4. Итог урока.

- Чему научила вас эта сказка?

Оценки.

Домашнее задание – по выбору.

1. Дать характеристику герою сказки по плану:

  • Где живёт герой?
  • Какие поступки совершает?
  • Какой характер у героя?
  • Ваше отношение к герою?

2. Нарисовать Мороза Ивановича глазами Рукодельницы и глазами Ленивицы.

3. Работа с пословицами.

Фотографии с урока.