Обобщение опыта работы учителей начальных классов по здоровьесберегающим технологиям

Разделы: Начальная школа


"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья вполне возможно"
Академик, хирург Н. М. Амосов.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?

Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.

Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.

Проводится очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровьесберегающие технологии. Но нас же больше всего заинтересовала проблема формирования здорового образа жизни. Мы задались вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был. Вспоминая историю, которая нас заставила задуматься, неожиданная откровенность наших первоклассников (которые учатся сейчас в 9 классе). Доверие учителям позволили рассказать о том, что они с друзьями собирали окурки по посёлку и, спрятавшись на крыше сарайки, попробовали курить. На наш вопрос: " Понравилось?" Ответил:"Нет!", чем усыпили нашу бдительность. Но в другой раз эти же ученики так же доверительно и уверенно заявили: "Когда вырасту большим, как папа тогда буду курить!". А на вопрос какой вред приносит здоровью курение людям ответить не смогли. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах. Это показало анонимное анкетирование. И движет ими прежде всего любопытство, а вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников уже стабилизируется к 9 классу. А причины этого уже другие нежели любопытство. В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение - это пагубная привычка.

Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше - с начальных классов.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании.

Обсудив проблему на родительском собрании, обозначили мероприятия, через которые будет вестись работа по профилактике курения. В классные часы включили темы:

  • внешний вид курильщика;
  • сколько лет живёт курильщик;
  • почему не курят спортсмены;
  • проводим встречи с курильщиками;
  • инсценируем сказки "Почему медведь трубку курил";
  • проводим по теме "Вредные привычки" ток - шоу;
  • ролевые игры;
  • конференции "Образ жизни в традициях моей семьи""
  • спортивные мероприятия совместно с родителями "Путь к олимпийским медалям начинается с зарядки", " Молодецкие забавы" и другие.

На уроках обсуждаем отрывки из известных литературных произведений Марк Твен "Том Сойер", мультфильма "Ну, Погоди!" связанных с курением;

Интервью с курящим человеком;

Вернисаж плакатов "Нет курению!".

Вот уж 5 лет ведём курс " Разговор о правильном питании" разработанный специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования. Это находка в том плане, что сегодня чуть ли не единственная, ориентированная на младший возраст, программа о гигиене питания. Это уникальный образовательный курс, который хорошо воспринимается детьми. Это видно по их реакции, ответам, даже по рисункам и "авторским плакатам". К решению проблемы правильного питания я привлекаю и семьи. Например, продумать домашний рацион на неделю вперёд. Без маминой помощи ученикам, конечно, было бы трудновато. С другой стороны, к своему собственному удивлению, родители слышат от своих чад такого, о чём раньше не догадывались. Например, о том, какую кашу любил великий полководец Суворов. Предмет интересен тем, что заставляет думать. Думать о том, что нужно делать, если хочешь быть здоров. И поступать соответственно своим убеждениям. Темы "вечные", но для нашего уклада жизни очень актуальные: "Самые полезные продукты", "Как правильно есть", " Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной". Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни. Как показала практика, этот курс способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.

Свой трудовой учебный день мы с ребятами начинаем с прогулки на свежем воздухе. И кто сказал: "Что первый урок не продуктивный?". Мы все вместе взбодрились, проснулись, надышались свежего воздуха. А вот теперь за работу.

Считаем, что большое значение в вопросах здоровьясбережения детей имеет организация и проведение двигательных перемен. Так как плохо организованные перемены , во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, "сбросить" накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар", разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться , а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Проблема здоровьясбережения стала заботой не только учителей, но и одним из вопросов школьного самоуправления. Сегодня у нас в школе функционирует Министерство здравоохранения.

За организацию и проведение перемен отвечает Министерство физической культуры и спорта. Для каждой возрастной группы разработана своя система.

Младшее звено:

Понедельник - подвижный;

Вторник - танцующий;

Среда - поющая;

Четверг - играющая;

Пятница - пластическая.

Подвижные перемены проходят после третьего урока в течение 15 минут.

При помощи родителей создана картотека описания игр низкой и средней интенсивности.

В классе вместе с вожатыми разработали основные заповеди:

"Как помочь быть здоровым"

  1. Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины (у нас в школе 3 урока).
  2. Не забывай спортивной формы.
  3. Работай на уроке, не мешая другим.
  4. Оказывай взаимопомощь.
  5. Главное на уроке - здоровье и развитие, а не оценка.

Одно из направлений в нашей работе - "Как сделать обучение "здоровьесберегающим?".

В этом направлении мы работаем 5 лет. Собран большой материал. Считаем, что важным условием здоровья детей является применение здоровьесберегающих технологий.

Большие возможности, на наш взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье современного школьника, имеют оздоровительная система В. Ф. Базарного, проблемное обучение, уроки физической культуры, цикл занятий валеологии, уроки ознакомления с окружающим миром и т. д.

С 2004 года нами ежедневно проводятся учебные занятия в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная мебель - конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики человеческого организма.

На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Физминутки проводим в стихотворной форме, обязательно под музыку. С этого года внесли в процесс урока переключения ближнего зрения на дальнее, Это способствует не только предупреждению общей утомляемости , но и поддержанию естественного хода развития зрения.

Вместо сгорбленной позы- режим меняющихся поз, когда можно сидя и стоя работать в течении урока;

У каждого ребёнка под ногами лежат самодельные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова. Эти массажные коврики (мешочки с бобами) изготовлены родителями при участии детей. На них мы в носочках проводим физминутки.

Поиск необходимой информации ведётся на большом расстоянии.

Используем зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока.

Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала;

Карточки с информацией в любом месте класса.

"Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе"

Развитие чувствительности ведётся на фоне постоянной борьбы со злом."С детьми нужно общаться на сказочном языке"- В. Г. Рудской.

Убеждены, что всему основа в работе с детьми - положительные эмоции. Подбодрить, похвалить, поддержать его веру в себя.

На уроках используем офтальмотренажёры "бегущий огонёк" - это прибор подающий световые сигналы. Поддерживает утомление школьников. Мы периодически включаем его, и дети с удовольствием играют с ним.

Проводим различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости "восьмёрка", взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке". Упражнения выполняются только стоя.

  • вертушки (лески), на которых располагается информация к уроку
  • "держалки" у учителя и у учащихся;
  • Хоровое чтение способствует развитию логического мышления.

Данная методика - это первая в отечественной и зарубежной практике попытка интеграции межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.

Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного могу сделать вывод:

  • дети отличаются свободой суждения;
  • наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам;
  • увеличения объёма выполняемых работ в классе.

Для улучшения осанки используем в классе тренажёры - мешочки, наполненные различными крупами. Во время письма они у ребят лежат на голове. Сидит ребёнок правильно - мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головки. Вот так ребята себя контролируют сами.

Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. От нас учителей в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребёнка. В классе родители сделали несколько перекладин. Во время перемены дети с удовольствием виснут на них, а мальчики подтягиваются.

Использую ещё такой приём. Ребёнку разворачиваю плечи, выпрямляю спину, ставлю плотно к стене, чтобы он касался стены пятками, ягодицей, спиной и затылком. Такая поза является правильной осанкой. Отойдя от стены сохранять такую же осанку. Очень часто дети , имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно- двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины.

На уроках используем Су - Джок, который помогает детям:

  • поддерживать себя в состоянии здоровья, с помощью воздействия на определённые точки;
  • с помощью колец удобно массировать пальцы - это оказывает благотворное влияние на весь организм.

Всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

  • сделали облегчённой начало каждой учебной недели и учебной четверти ( не задаются домашние задания, повторение изученного ранее);
  • в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;
  • рационально чередуется учёба и отдых детей.

В уроки включаем вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Составлен сборник "Вставки о здоровье на уроках в начальных классах".

  • На уроке математике: При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека - 260 костей. Вопрос № 1.На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?

( с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90.

350-260=90. Куда деваются эти кости? Они срастаются.)

Вопрос № 2.На сколько костей у новорожденного больше, чем у взрослого?

(350- 260=90. При рождении у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.)

Вопрос № 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течении жизни?

(350-260=90. В течении жизни у здорового человека 90 костей срастаются.)

  • На уроке русского языка. Вежливые слова и здоровье. "Спасибо. Пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи" - подумайте, что общего между этими словами продолжите список.

В качестве приёма здоровьесбережения применяем дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес у учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаем детям разноуровневые домашние задания.

Также применяем в работе личностно-ориентированные технологии.

Интегрированные уроки:

  • Обучение грамоте + письмо;
  • Природоведение ё+ труд или ИЗО;
  • Природоведение + чтение.

Игра - мощный лечебный фактор. Благодаря ей ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Взяв за основу методики игровых комплексов И. Захарова, Р. Овчарова составила программу спецкурса игровой психотерапии. Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у ребят состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают черты своего характера, происходит сплочение в классе. Программа занятий гибкая, а сами занятия разнообразные.

Приведём примеры некоторых форм игры:

  • Рассказ по кругу;
  • Проигрывание известных сказок;
  • Защита фантастических проектов.

Мы познаём детей игрою, ей мы ободряем и одобряем их, вводим в другой ритм и образ жизни, в мир Радости. И так день за днём мы ведём наших детей по тропе знаний, на которой они учатся различать зло и добро, познают себя и окружающий мир, на этой тропе нет способных и не способных, здесь все равны, и мы беспрестанно учимся у них преданности, открытости, любви.

Прочитав книгу "Введение в школьную жизнь" Г. А. Цукерман и Н.К. Поливановой мы стали использовать на уроках "схему класса". На схему отображается классная комната вместе с учителем. На уроке показываем на схему, чей ответ хотим услышать, при постоянном использовании у ребят развивается пространственное мышление, умение быть внимательными. Очень детям нравиться использование карточек "Я" - отвечает 1 ученик, "Хор"- отвечает весь класс. При хоровых ответах дети чувствуют себя комфортно. Такие карточки - сигналы способствуют развитию внимания.

Музыкотерапия.

Интереснейшее и перспективное направление, которое использую в лечебных и оздоровительных целях. Доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый бы вечер засыпали бы под колыбельную музыку. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс. Музыка обладает силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Подбираем звуковое сопровождение к урокам:

  • "Звуки природы";
  • "Голоса птиц";
  • " Шум моря"
  • "Песнь дождя";
  • Классические музыкальные произведения.

Аромотерапия.

  • В классах выращиваем герань(снимает неуверенность в себе);
  • Хлорофитум (хорошо очищает воздух);
  • Кактус (нейтрализует радиоактивность);
  • Во время эпидемии гриппа в классе разложен свеженарезанный лук и чеснок;
  • В школьной столовой пьют чай с шиповником (во время эпидемии гриппа).

С прошлого года ввели библиотерапию - лечение книгой. В этом нам большим помощником является школьный библиотекарь Раецкая А. Н.

Библия - это могучий лечебный источник. Установлено, что каждая строка молитвы, слог и т. д. составляет особый код, оказывающий чрезвычайно глубокое позитивное воздействие на психоэмоциональный фон человека. Получены убедительные доказательства того, что колокольный звон и молитвы прекращают распространение инфекции.

Так, например, вирусы не размножаются во время колокольного звона. Поэтому, видимо, в дореволюционной Москве, столь богатой храмами, практически не было эпидемий гриппа.

Учитывая тот факт, что многие дети в нашей стране в настоящее время находятся в состоянии хронического стресса, можно с уверенностью говорить о том благотворном воздействии, которая оказывает библиотерапия на организм человека.

Детям с гиперактивным поведением рекомендуем успокаивающую литературу, а гипоактивным детям(эмоционально зажатым) необходимы совершенно другие, стимулирующие эмоциональное переживание книги.

Сказкотерапия.

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка - любимый жанр детьми. Сказка несёт в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети. Сказка даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты и- предощущение будущего. Становится неким оберегом детства.

На уроках используем закон смежной ассоциации и свойства цвета.

Мы выполняем все наглядные пособия таким образом, что при восприятии учебного материала дети видят определённый цветовой фон, на который нанесены программные понятия и представления. Дети воспринимают два объекта: цвет и грамматическое или математическое понятие. При упоминании о цвете вспоминают всё, что на нём написано.

Все таблицы по русскому языку написаны чёрной тушью на листах разного цвета:

  • Имя существительное - на красном;
  • Имя прилагательное - на жёлтом;
  • Глагол- зелёным;
  • Местоимение - на синем.

Все таблицы по математике написаны четырьмя цветами на листах белого цвета. Всё, что касается

  • Сложения - красным;
  • Вычитания- чёрным;
  • Умножения- зелёным;
  • Деления -синим.

Так вместе с восприятием цвета идёт процесс познания. Наглядные пособия вешаю на стенах только во время урока, затем снимаю. Иначе они дадут обратный эффект. Такое цветовое решение помогает запоминанию правил.

Очень много внедряем в своей работе инновационных и экспериментальных форм работы, но не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребёнка.

Обобщая опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий обучения, мы отметили следующие параметры результативности:

  • Снижение заболеваемости среди наших обучающихся;
  • Повышение качества обучаемости;
  • Создание сплочённого коллектива учащихся;
  • Личностный рост учащихся
  • Принятие учащимися здорового образа жизни к осознанной необходимости.