Закрепление различных приёмов умножения

Разделы: Математика, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  • повторить основные математические термины;
  • обобщить знания учащихся о различных приемах умножения;
  • совершенствовать умения решать различные типы задач;
  • рассказать учащимся о появлении почты с древнейших времён до наших дней, видах почты;
  • продолжить формирование умений и навыков при работе с бумагой;
  • развивать логическое мышление, расширять кругозор учащихся

Оборудование:

  • обучающая презентация;
  • индивидуальная рабочая тетрадь;
  • наглядный материал (фотографии, числа, числовые выражения, «магнитные цифры», бутыль с письмом т.д.);
  • раздаточный индивидуальный материал;
  • ножницы,
  • клей;

Ход урока

(На доске презентация. На презентации фотографии бутылка, обросшая водорослями, сумка, улей с пчёлами, голубь, олимпийский флаг

У.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня мне бы хотелось вам рассказать много всего интересного и необычного на нашем уроке математике и посмотреть заодно, чему вы научились. Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?

Д.: (отвечают)

У.: Как много у вас вариантов ответа. Но нам надо найти с вами правильный ответ, а для этого давайте с вами разгадаем математический кроссворд

(На доске появляется слайд с домиком)

  1. Сумма длин всех сторон какой-либо фигуры – это…
  2. 5 + 5 = 10. Какое это математическое действие.
  3. Математическое действие, обратное сложению.
  4. Фигура, у которой три стороны и три угла.
  5. Как называется выражение с неизвестным числом.

У.: Так что же объединяет все эти предметы?

Д.: Почта

У.: Молодцы. А какой известный мультипликационный и литературный герой поможет нам с вами на уроке?

Д.: Почтальон Печкин.

У.: Именно мы с Печкиным принесли к вам в класс столько разных вещей, но которые так или иначе связаны с историей почты. И у нас сегодня с вами не просто урок математики, а урок почтовой математики. У вас на столах лежат специальные рабочие тетради, которые помогут вам на уроке. Если кто-то быстро выполнит задание, я дам специальную почтовую карточку, которую в конце урока вы опустите в специальный почтовый ящик для проверки, и у вас появится шанс получить дополнительную оценку. Теперь мы с вами полностью готовы к уроку и можем начинать работу.

У.: Ребята, как выдумаете, когда появилась почта?

Д.: (варианты ответов)

У.: На самом деле почта появилась очень давно, в тоже время, когда и сами люди. А при помощи чего древние люди передавали свои послания?

Д.: (варианты ответов)

У.: Вы были очень близки, но чтобы нам с вами знать точно, мы выполним первое задание в ваших рабочих тетрадях и на доске.

За каждым числом спряталась буква. Давайте с вами расположим эти числа в порядке возрастания и прочитаем получившиеся слова. Но сначала напомните мне, что такое «расположить в порядке возрастания»

Д.: Это значит от самого наименьшего числа к наибольшему

Готовый ответ

20 000,
21 100,
23 010,
23 350,
25 000,
99 998,
99 999,
100 000,
100 001
 О
г
о
н
ь
и
д
ы
м

У.: Так какой же это был способ?

Д.: При помощи огня и дыма

У.: Если одно племя хотело сообщить что-то важное, то разжигали большой костёр, чтобы его огонь и дым были видны издалека. Но время не стоит на месте, также как и мы с вами. Начали образовываться древние государства. А вы знаете названия Древних государств?

Д.: Греция, Египет, Китай.

У.: Правильно. Мы с вами сейчас попадаем в Древнюю Грецию. Здесь важные сообщения передавали при помощи специальных бегунов – гонцов, которые могли преодолевать за час 10 км, а в день пробегать до 40 и 50 км. У этих людей были специальные имена. Но чтобы узнать это имя, надо вспомнить таблицу умножения. Соедините правильно выражение с его ответом и у вас получится слово.

(Правильный ответ показан на презентации)

У.: Древних бегунов – гонцов называли гемеродромами. А самым известным гемеродромом был Филиппид, который донёс известие о победе в битве при городе Марафон и умер от истощения. Это был первый в истории марафонский бег. В память об этом событии раз в 4 года на Летние Олимпийские игры завершаются бегом на марафонскую дистанцию, длина которой равна 42 км 195 метров.

У.: А мы с вами отправляемся дальше и переносимся в Северную Америку. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «Пони-экспресс». Рискуя жизнью с бандитами и индейцами наездники перевозили почту через весь континент за неделю. А это было около 3200 км. Сейчас в ваших тетрадях перед вами представлен путь одного из работников почтовой службы «Пони – экспресс» из штата Техас до штата Миссури с посещением штатов Оклахома и Луизиана. Какую геометрическую фигуру вам напоминает этот путь?

Д.: Ломаную.

У.: Давайте найдем длину этой ломаной и узнаем, какое расстояние преодолеет сотрудник почтовой службы. Каждый сантиметр равен 100 км.

Чему равна длина отрезка от штата Техас до штата Оклахома?

Д.: 7 см

У.: А когда переведём в километры?

Д.: Получим 700 км

У.: Аналогично найдём расстояние между остальными штатами.

(Дети выполняют работу в тетрадях, озвучивают проделанную работу. Все ответы проецируются на экране)

У. Каково же общее расстояние между штатами?

Д.: 2200 километров

У.: А мы из Америки переносимся в Великобританию, где нашла своё начало самая загадочная почта. А чтобы узнать о ней, нам поможет вот эта бутылка. Как вы думаете, как она могла попасть к нам на урок?

Д.: (варианты ответа)

У.: Эта бутылка могла приплыть к нам с вами по морю или океану, когда её кинули с корабля. А в каких случаях моряки бросали свои послания в воду.

Д.: В основном, когда корабль терпел крушение.

У.:И поэтому почта носила название «корабельная» Давайте откроем и посмотрим, что за послание принесла нам эта бутыль.

(Учитель вскрывает бутылку, а оттуда выпадают листочки со словами, числами и примерами)

У.: Посмотрите, здесь какие-то листочки с примерами, со словами. Как вы думаете, зачем это?

Д.: (варианты ответов)

У.: Давайте попробуем решить все примеры и посмотрим, может у нас что-нибудь получится.

(Дети решают примеры и сравнивают с получившимися надписи на листочках)

У.: И что же у нас с вами получилось?

Д.: Два слова

У.: Какие?

Д.: Нептун и почта

У.: Попробуйте составить словосочетание из этих слов

Д.: «Почта Нептуна»

У.: Это название корабельная почта получила с лёгкой руки королевы Великобритании Елизаветы I. Известны очень интересные факты о почте Нептуна. Однажды бывший моряк через много лет после того, как тонуло его судно, прогуливаясь как-то по пляжу в Новой Зеландии, наткнулся на лежавшую на песке бутылку с запиской, написанной им же самим. А письмо Христофора Колумба, великого мореплавателя и первооткрывателя Америки нашли аж через 363 года. До сих пор почта Нептуна хранит множество неразгаданных тайн и остаётся самой загадочной.

У.: А я вам предлагаю немного отдохнуть и рпедставить себя жителем морских глубин

(Проводится физкультминутка «Море волнуется раз…)

А из Великобритании мы с вами отправляемся в один из самых красивейших и романтичных городов мира – Париж. Несколько видов почт подарил нам этот город. Одна из них – подводная почта. Как вы думаете, почему у неё такое название.

Д.: От того, что она перемещалась под водой.

У.: Эта почта считается самой печальной, потому что всегда была связано с какой-нибудь войной. Во время ожесточенных боёв во время войны французы отправляли специальный ящик, который передвигался под водой по течению Сены, на другой берег своим союзникам с различными важными сообщениями. Сейчас мы с вами окажемся на берегу Сены и попробуем решить одну необычную задачу подводную почту

(Задача решается в тетрадях, на доске и проецируется в презентации)

Французские военные за день отправили по Сене при помощи подводной почты 60 писем. Утром они отправили 27 писем, днём – в 3 раза меньше писем, чем утром, а остальные письма были отправлены вечером. Сколько писем было отправлено вечером?

Всего – 60 с.
Фр.яз. – 27 с.Нем.яз. - ? с., в 3 раза меньше

Остальные - ? с.

Решение

  • 27 : 3 = 9 (п.) – отправили днем
  • 27 + 9 = 36 (п.) – отправили днем и вечером
  • 60 – 36 = 24 (п.)

Ответ: вечером отправили 24 письма.

У.: Вы очень хорошо справились с заданием, но мы с вами не покидаем Париж, так как я хочу познакомить вас с ещё одной почтой, в которой людям издавна помогают птицы.

У.: Как вы думаете, что это за птицы?

Д.: Голуби.

У.: Именно голубю был поставлен памятник в городе Лилль за их неоценимую службу во время войн. Вскоре не только французы, но и другие страны стали использовать голубей-почтальонов. Для этого организовывались целые голубиные службы, которые растили, кормили, дрессировали будущих рассыльных. Птицы порой оказывались даже быстрее автомобиля. В новой Зеландии, например, были выращены голуби-рекордсмены, которые летали со скоростью «одно крыло здесь, другое – там», а точнее 125 км/ч. А в годы Великой Отечественной Войны в Японии специально вывели особую породу почтовых голубей, способных летать ночью, чтобы противник в темноте не заметил и не подстрелили воздушного почтальона.

Но самый первый источник, в котором упоминается голубь – почтальон – это сказание о Великом Всемирном потопе. А кто-нибудь из вас знает это сказание?

Д.: (если знают, то рассказывают)

У.: Именно голубя отпустил Ной из Ковчега, чтобы узнать, исчезла ли вода. Голубь вернулся вечером со свежей веточкой маслины. Это и было первое послание голубиной почты, к тому же радостным.

С тех пор голуби считались посланниками не только добрых вестей, но и символами мира. И чтобы вы всегда об этом помнили, я хочу, чтобы у вас на память остался вот такой же символ как мира, так и почты, белый голубь с маслиновой веточкой. И мы с вами вместе его сделаем. Для этого возьмите лист белой бумаги с голубем, вырежьте его. Сначала на верхнюю часть картона наклейте веточку маслины, затем самого голубя. Я вам напоминаю, что наклеиваем на черновую сторону, там, где есть штрихи от карандаша и ручки. Нарисуйте глаз и клюв.

Молодцы, у Вас замечательно получилось. Давайте посмотрим, какие у вас получились голубки.

(Дети выполняют задание и у них остаётся на память панно «Голубь мира»)

У.: Посмотрите, сколько белых голубков в Вашем классе.

Да вот беда, мы столько сегодня говорили о почте, что совсем забыли о тех людях, которые там работают. А ведь к нашему Печкину это имеет самое прямое отношение. Скажите мне, а кто нам с вами приносит письма и другую почтовую корреспонденцию?

Д.: Почтальон.

У.: Молодцы. В нашей литературе есть много произведений, которые рассказывают о работе почты. Но одно из них мне хотелось бы вам напомнить.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он –
Ленинградский почтальон.
А вы знаете, кто написал это стихотворение?
Д.: Маршак.

У.: Это произведение действительно написал Самуил Яковлевич Маршак. В стихотворении он рассказал о путешествии письма, которое он написал своему другу, писателю и путешественнику, Борису Житкову. Это стихотворение вы также можете найти в своей рабочей тетради. А сегодня я тоже хочу поработать почтальоном. Расскажите мне, а вы когда-нибудь получали письма?

Д.: (отвечают)

У.: У меня для вас есть подарок. В моём классе живут 28 очень интересных, весёлых, озорных и любознательных ребят. Больше всего на свете они ценят дружбу, уважают и берегут своих друзей и очень любят заводить новых знакомых. Почта с давних времён служит человеку и в том, что помогает находить друзей в разных городах и странах. И мои ученики не стали исключением. Они решили подружиться с вами и прислали вам вот такие письма. Здесь каждое письмо адресовано каждому из вас. Надеюсь, вам будет интересно узнать о нашем классе. Эти письма вам раздаст ваш учитель на перемене.

А мне хочется узнать понравился ли вам урок. Но для начала мы с вами должны вспомнить, как называется самая современная почта и при помощи чего её можно передать. Как вы думаете, какая это почта?

Д.: (варианты ответов)

У.: Это электронная почта, а передавать её можно при помощи всемирной Сети Интернет. Она в сотни раз быстрее обыкновенной почты, поэтому давно приобрела большую популярность во всём мире. В электронном общении используются специальные символы, которые помогают понять настроение того, с кем ты общаешься. Называются эти символы «смайлики». Они бывают, например, такие.

(На презентации примеры смайликов)

На доску я повешу вот такой большой конверт. В конце вашей тетради есть лист, на котором изображен смайлик, но я не знаю, какой оно. Попробуйте передать на этом смайлике ваше настроение, а если хотите, то можете что-нибудь написать и положите мне свое письмо в этот конверт. А я потом всё прочитаю.

У.: Я надеюсь, что на уроке вы не только вспомнили то, что знали по математике, но и узнали что-то новое. Спасибо огромное за вашу прекрасную работу на уроке вы все большие молодцы, и поэтому заслуживаете вот такого свидетельства. На последнем листе вашей рабочей тетради впишите своё имя.

Д.: (вписывают)

У.: Молодцы. Дома прочитаете письмо и подготовите выразительное чтение стихотворения С.Я.Маршака «Почта»

P.S. К данному уроку предлагается презентация. По всем вопросам обращаться по адресу: jukka4@yandex.ru

Приложение 1.