"Памяти павших будьте достойны!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Формирование и привитие у воспитанников чувства гордости за свою страну и сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений в годы Великой Отечественной войны.
  2. Воспитание патриотов России на примерах героического прошлого.

Музыкальное оформление:

аудиозаписи:

  • «Реквием» В.А. Моцарта,
  • Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача),
  • колокольный звон.

1-й ведущий: Проходят десятилетия, сменяются поколения, но праздник – 9 Мая навечно останется в нашей памяти. Мы низко кланяемся священной памяти тех, кто отдал жизнь за Великую Победу.

2-й ведущий: В этот день мы испытываем особую гордость за свою страну, гордимся своей принадлежностью к великому народу, который смог выстоять и победить в той страшной схватке с фашизмом.

1-й ведущий: Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовется коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая зовется Великой.

2-й ведущий: Сколько горя принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге.

1-й ведущий: Память о Великой Отечественной войне будет священной всегда. Эта память вечна. Ибо в ней величие нашей истории, мужество и доброта людей, творящих ее «ради жизни на земле».

2-й ведущий: Сегодня мы будем говорить о том суровом времени, когда мужеством, стойкостью, самоотверженным трудом людей была спасена наша Отчизна.

1-й чтец:

Хочу навек оставить здесь
Все так, как было, так, как есть!
Хочу, чтобы никто не тронул
Обоймы дикие патронов.
Не тронул бы всесильный тлен
Остатков ленты пулеметной
В воде проржавленной, болотной
И вросших в мох блиндажных стен.

2-й чтец

И пощадил бы дождь и град
Холма израненного скат
Траншей великое обилье,
Все то, что было нашей былью,
Все то, что нашей явью было,
Рвалось, стреляло и бомбило.
Хочу, чтоб рощи в страшной муке
Свои израненные руки
Все простирали в вышину…
Чтоб люди помнили войну!

(На фоне «Реквием» В.А. Моцарта читается отрывок из стихотворения Р. Рождественского. «Реквием»)

3-й чтец:

Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,-
Заклинаю, - помните!

1-й ведущий: Все дальше и дальше уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы с немецко-фашистскими захватчиками. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем все величественнее представляется титанический подвиг, совершенный народом. В жестокой схватке с фашизмом люди проявили беззаветную любовь к родине, беспримерную стойкость и массовый героизм. Более 11 тысяч воинов стали Героями Советского Союза, около 13 миллионов были отмечены боевыми орденами и медалями. Среди них и юные герои, отдавшие жизнь за свободу нашей родины.

2-й ведущий: Помним подвиг Гастелло и Кошевого, разведчика Кузнецова и тех ребят, чьи обелиски стоят у дороги с надписью «Неизвестный солдат».

2-й чтец:

Не каждый из них был героем,
За родину шел он в огонь и дым.
Город, улицу, дом отстаивал с боем,
Чтобы жизнь подарить другим.

1-й ведущий: Для тех, кто воевал, кто полной чашей испил горечь отступления, и радость наших великих побед, события войны никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся в ней.

2-й ведущий: Все меньше и меньше ветеранов может сегодня пройти по брусчатке Красной площади нестройным маршем. Все меньше и меньше их приходит на встречу с нами. Будем же признательны людям, чья юность была опалена жестокой войной. Людям, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками, слава.

3-й чтец:

Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава!
Вечная слава героям! Слава героям! Слава!
И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво…
Пусть не все герои - те, кто погибли.
Павшим - вечная слава!

4-й чтец:

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе…
Есть великое право – забывать о себе!
Есть великое право: пожелать и посметь!..
Стала вечною славой мгновенная смерть!

1-й ведущий: 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 году. Между двумя датами - прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал все невозможное, чтобы выстоять и победить.

2-й ведущий: Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

(Звучит песня «Священная война». Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова.)

1-й чтец:

Сорок первый. Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно.
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.

2–ой чтец:

Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил не на мгновенье
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъяренный враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.

3-й чтец:

Сорок третий!
В сырой степи под Перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы,
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там на пустынных перекрестках,
Чтоб их запомнила страна,
На звездах, на фанерных досках,
Мы написали имена.

4-й чтец:

Сорок четвертый!
Еще война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

5-й чтец:

Сорок пятый!
Еще стояла тьма немая,
Давленый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей траве от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в сырой земле…

1-й ведущий: 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! 20 миллионов! Вы только представьте - если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года!

27 миллионов за 1418 дней – это значит погибало 13 человек в минуту…

А сколько среди этих 27 миллионов наших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми…

2-ой ведущий: Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти.

Чтец:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
Каждое утро они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придет никогда.
Вспомним!

1-й ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье. И ни на миг не дрогнули их юные сердца!

2-ой ведущий: В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своему народу и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых годов на защиту Родины.

1-й ведущий: «Никто не забыт, ничто не забыто…» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и нашей жизни, ребята. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину.

1-й чтец: Зина Портнова – подпольщик. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике.

2-ой чтец: Валя Котик – юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов.

3-й чтец: Марат Казей - партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.

4-й чтец: Боря Цариков, выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, 70 танков уничтожил.

5-й чтец: Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минер.

6-й чтец: Вася Коробко, вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.

7-й чтец: Костя Кравчук. Отступающие солдаты дали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берег знамя.

8-й чтец: Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».

9-й чтец: Саша Филинов. По его добытым сведениям были уничтожены несколько фашистских штабов

10-й чтец: Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.

1-й ведущий: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли…Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…

2-й ведущий: И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как и надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

(Раздается колокольный звон. Минута молчания.)