План-конспект урока с использованием интерактивной доски "Решение задач по теме: «Первый закон термодинамики. Применение его к изопроцессам в газе»"

Разделы: Физика


Раздел программы: термодинамика.

Тип урока: комбинированный урок с применением современных компьютерных технологий.

Цель урока: закрепить изученный материал по теме: «Первый закон термодинамики» в ходе решения качественных, расчётных и графических задач.

Задачи урока:

  1. Образовательные – продолжить формирование умения использовать первый закон термодинамики для описания процессов в газах.
  2. Развивающие – продолжить развитие теоретического мышления школьников при решении задач: осознание целей решения, проговаривание анализа явления, разработка плана действий, обоснование своих практических и умственных действий, творческое обсуждение результатов решения.
  3. Воспитательные – развивать интерактивно-коммуникативные способности.

Применяемые технологии:

  • коммуникативно-ориентированное обучение;
  • развитие познавательных интересов;
  • личностно-ориентированное обучение
  • информационные технологии (Интернет, интерактивные технологии).

Оборудование и оснащение:

  • интерактивная доска Hitachi, компьютер, проектор;
  • демонстрационное оборудование.

Время – 40 минут.

Ход урока

Этапы урока Время, мин. Приёмы и методы
1. Организационный момент. 2-3 Информация учителя.
План работы. Повторение. 10 Фронтальный и индивидуальный опрос.
2. Отработка знаний и умений. 10 Решение задач. Записи на доске и в тетради.
3. Контроль знаний. 15 Тест. Оперативный анализ ошибок.
4. Домашнее задание. 2 Запись на доске.

Урок состоит из двух частей: вначале организуется повторение и углубление знаний при коллективном и индивидуальном решении задач, затем выполняется письменная работа по вариантам (тест). Основной задачей остаётся выделение и описание тепловых явлений.

Двое – трое школьников всё время работают у доски (интерактивной и обычной). Фронтально обсуждаются отдельные стороны решения задач.

Тема нашего сегодняшнего урока: Решение задач по теме «Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе».

Цель урока: Решение задач по теме «Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в газе».

Фронтальный опрос.

1. К интерактивной доске вызывается ученик для выполнения задания «Установи соответствие» (приложение №1). Пока он работает, класс наблюдает эксперимент, после проведения которого, учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Эксперимент. Расширение воздуха при вылете пробки из сосуда.

Вопросы:

Какую термодинамическую систему мы рассматриваем?

(Ответ. Воздух с парами воды.)

Можно ли наблюдаемый процесс назвать адиабатическим?

(Ответ. Можно, так как вылетает пробка очень быстро и теплообмен не успевает произойти.)

Изменилась ли внутренняя энергия воздуха, если да, то как?

(Ответ. Появление тумана в сосуде говорит об охлаждении газа, значит, его внутренняя энергия уменьшилась за счёт совершения работы.)

Проверка и оценка выполненного на интерактивной доске задания и ответов учащихся.

2. К интерактивной доске вызывается следующий ученик для выполнения задания «Подпиши формулу и дай определения удельным величинам, входящим в эти формулы» (приложение № 2). Одновременно на обычных досках два ученика решают текстовые задачи № 32.30 и 32.37 (2) (приложение № 3).

Проверка и оценка выполнения заданий на интерактивной и обычной доске.

В условиях возрастающей визуальной нагрузки в школе, необходимо научиться расслаблять глаза, несмотря на психическое и эмоциональное напряжение. Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, вливают новые силы в нервные клетки сетчатки, создавая так называемую легкую игру для зрения.

Физкультурная минутка.

(3-минутный комплекс, выполняемый в середине урока.)

  1. На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счёт 1-6, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
  2. На счёт 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем на счёт 1-6 посмотреть вдаль прямо. Аналогично провести упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  3. Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. На счёт 1 – повернуть голову направо, на счёт 2 вернуться в исходное положение. То же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

3. Для выполнения графической задачи к интерактивной доске выходит следующий ученик (приложение 4). Класс в это время работает над тестом «Первый закон термодинамики» 1 и 2 вариант (3) . Как только ученик заканчивает работу на интерактивной доске, на ней открывается страница с ответами к тесту, предварительно закрытыми непрозрачным экраном. После сдачи решений проводится оперативная проверка ответов и разбор некоторых заданий, вызвавших затруднения при решении.

Это интересно: Анимационная картинка на доске.

Примеры изменения внутренней энергии ().

4. Решение задачи, записанной на интерактивной доске. Подсказки к решению задачи закрыты непрозрачным экраном (приложение № 5).

В зависимости от того насколько интенсивно работал класс, эта задача либо решается на уроке, либо разбирается устно, с последующим решением дома.

Урок закончен. Оценка работы класса на уроке в целом.

Домашнее задание: № 33.40, 32.33, 32.35. (2)

Литература:

  1. Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. Молекулярная физика. Модели уроков.; -М.: Просвещение, 1998.
  2. С.Ю. Куклин, А. С. Овчинников, В. И. Плис, И. В. Федоренко. Задачи по элементарной физике М.: МИЭТ, 2002.
  3. В. А. Орлов. Тематические тесты по физике 10 класс. М.: Вербум –М, 2000.
  4. Н. В. Ильина. Тематический контроль по физике. Зачёты 10-11класс М.: Интеллект – Центр, 1999.