Урок литературного чтения в 3-м классе "В гостях хорошо, а дома лучше"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: создать условия для:

  • совершенствования навыка осознанного выразительного чтения вслух, понимания детьми темы и основной мысли художественного произведения, открытия жизненных истин: «В гостях хорошо, а дома лучше», «Жить вдали от Родины, близких – морально трудно»;
  • самовыражения чувств, мыслей учащихся, понимания ими авторской и своей позиции по данной теме;
  • совершенствования монологической и диалогической речи учащихся, развития воображения, образно-художественного мышления;
  • привития любви, интереса ко всему живому, воспитания чувства уважения, понимания к жизни братьев наших меньших.

Оборудование:

  • презентация, выставка книг Соколова – Микитова;
  • иллюстрация к произведению, карточки;
  • песня Колмановского и Шаферана «Журавленок».

Ход урока

1. Эмоциональная подготовка детей.

Задачи: настроить учащихся на восприятие текста художественного произведения, определить цели урока, познакомить с фактами биографии Соколова – Микитова.

- Дети, сядем удобнее. Послушаем песню Колмановского и Шаферана (http://nostalgie.com1.ru/SB/Kolmanovskyi_Eduard/song.htm).

(Звучит отрывок песни.)

Журавлёнок.
Музыка: Э. Колмановский. Слова: И. Шаферан.

Ушло тепло с полей, и стаю журавлей
Ведет вожак в заморский край зеленый.
Летит печально клин, и весел лишь один,
Один какой-то журавленок несмышленый.

Он рвется в облака, торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
«Пусть та земля теплей, а родина милей,
Милей – запомни, журавленок, это слово.)

- Как может называться эта песня? О ком она? О чем она? ( Журавли… Эта песня о журавлях. О том, как на зиму журавли улетают в теплые страны.)

- Какое у нее настроение? (Грустное, тревожное, печальное.)

- Да, эта песня называется «Журавленок». Ее написали композитор Э. Колманоский, поэт И. Шаферан.

- Как вы думаете, почему печальные, грустные нотки звучат в ней? Отчего журавлиный клин летит печально? (Журавли улетают на несколько месяцев в чужие края. Птицы понимают, что дорога предстоит им сложная, опасная. Они прощаются со своим домом.)

- Какие места называют чужбиной? (Те края, где нет родного угла, где вас никто не ждет. Чужбина – место, где ты вынужден жить.)

- Кто радуется? Почему? (Журавленок. Он научился летать, ему хочется летать долго, далеко. Потому, что он мал и не знает, что летит на чужбину. Ему хочется увидеть много нового и интересного.)

- Как автор называет журавленка? (Он его называет несмышленым.)

- Почему? ( Журавленок не понимает, что во время пути всех их ждут опасности. Его манит все новое, а домом своим он не дорожит.)

- Ребята, прочитайте тему урока. (На доске записана тема урока.)

- Как вы ее понимаете? (Я считаю, что в гостях может быть хорошо, но не долго. Все равно хочется домой, там лучше, там все свое, родное, милое.)

- Посмотрите внимательно на портрет писателя, прочитайте его фамилию, имя. (Далее учитель знакомит учащихся с фактами биографии писателя.)

Презентация. (см. Приложение 3)

- Как называется произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня?

- От каких слов образовано его название? (Лист, падать.)

- Когда это бывает? (Осенью.)

- Чему мы будем учиться, работая над произведением «Листопадничек» Соколова-Микитова? (Я думаю, что надо понять, о ком или о чем это произведение. Выяснить, как автор относится к героям произведения, к их поступкам. Понимать характеры героев. Понимать тему урока и основную мысль произведения.)

- Молодцы. Конечно, мы будем учиться понимать тему и основную мысль произведения. Учиться выражать свое отношение к происходящему. И давайте выясним, какая истина объединяет произведения «Журавленок» и «Листопадничек». (Учитель фиксирует на доске УЗ.)

2. Художественное восприятие текста произведения.

Задача: организовать художественное восприятие текста произведения.

- Как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение?

- Почему вы так считаете?

- Конечно, только познакомившись с текстом произведение, мы можем сделать окончательный вывод о его жанре.

- Можно ли по заголовку определить, какое настроение у произведения? (Я считаю, что это доброе произведение, т.к. название у него доброе.)

- Ребята, во время моего чтения произведения вслух, определите, к какому жанру оно относится, какова тема произведения. (Чтение произведения учителем вслух.)

3. Художественный анализ произведения.

Задача: развитие художественно-образного мышления, произвольного внимания, монологической и диалогической речи учащихся.

А) Первичный анализ произведения:

- К какому жанру относится произведение? Докажите это.

- Какая она по характеру? (Грустная, добрая.)

- Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Досаду, страх, жалость, радость, удивление, огорчение.)

- Почему у вас были такие разные чувства? (Листопадничек, как и журавленок, маленький, наивный, глупый, одинокий, несмышленый оказался на чужбине. Я считаю, что зайчонок одинокий. Он убежал от мамы, ему вдали очень плохо, страшно.)

- Какова же тема данного произведения? (Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины.)

Физкультурная минутка.

Мы сейчас все дружно встанем.
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернулись,
Наклонились и поклонились!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!

Б) Аналитическое вычитывание.

1) Чтение сказки учащимися самостоятельно.

- Прочитайте произведение самостоятельно и подумайте, почему Соколов – Микитов начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?

2) Беседа по прочитанному тексту сказки.

- Ответим на поставленный перед самостоятельной работой вопрос. (Я считаю, что автор хотел нам подсказать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев.)

- Почему, на ваш взгляд, зайчонок убежал из дома? (Листопадничек маленький и глупы. Он испугался прихода зимы. Побежал за журавлями, которые улетали в теплые страны, он позавидовал им.)

- Прочитайте, как описал автор побег зайчонка.

- Как автор относится к этому поступку героя? (Он его осуждает.)

- А вы? (Я его не осуждаю, мне его жаль. Зайчонок не знал и не понимал, как трудно жить вдали от дома. Он еще маленький, упрямый и наивный. А из дома его гнал страх перед наступающей зимой.)

- Что хотел обрести вдали от родных мест зайчонок? (Тепло, счастье.)

- Какой эпизод из произведения изобразил художник в учебнике? (Встречу зайчонка со старым бобром.)

- Найдите отрывок из сказки, который подходит к этой иллюстрации, прочитайте.

- Почему Листопадничек захотел остаться у бобров? (Бобры сказали, что зимой в хатке у них тепло, безопасно.)

- Что не понравилось Листопадничку у бобров? (У них в хатке оказалось темно и сыро.)

- Почему сырой и темный, по мнению зайчонка, дом бобров для них был лучшим? (Надежен. Вода - среда их обитания наравне с сушей.)

- Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (Он боялся холодной воды. Он боялся лисы и выдры. Он не умел плавать и нырять.)

- После непродолжительной жизни у бобров, какие чувства стал испытывать зайчонок? (Он тосковал. Часто вспоминал свое теплое гнездо, старую зайчиху мать.)

- Организуйте малые группы, просмотрите отрывок о жизни Листопадничка у бобров, подготовьте вопросы по данной части произведения. Хорошо, если эти вопросы заставят нас не только вспомнить содержание произведения, но и рассуждать, выражать личное отношение к поступкам героя. (У каждого ученика имеется карточка для записи вопросов.) (Приложение 2)

После самостоятельной работы в группах учащиеся задают одноклассникам некоторые подготовленные вопросы (по одному от группы).

Примеры детских вопросов:

- Как бобры строили свою плотину?

- Чем питались бобры?

- Почему старый бобр выгнал выдру?

- Как бобр спасал Листопадничка?

- Какими чертами характера обладали бобры?

- Чему зайчонку следовало поучиться у бобров?

- Какой эпизод в сказке самый трагичный? (Когда весной вода прорвала плотину.)

- Почему? (Зайчонок мог утонуть.)

- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки? (Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)

- Что понял зайчонок за долгую зиму на чужбине? («В гостях хорошо, а дома лучше». Вдали от родных жить очень трудно.)

- Какой показалась Листопадничку жизнь вдали от дома? (Горькой.)

- На какой поступок решился в этот момент зайчонок? (На побег.)

- Как сказано об этом в произведении? («Со всех ног» бросился домой».)

- По праву ли Листопадничка, после возвращения домой, стали называть самым храбрым и отчаянным зайцем в лесу? (Я бы его назвал бывалым. Храбрым ему еще надо стать.)

4. Итог урока.

Задачи: выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения; учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставили задуматься сказка и песня? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

- Почему Соколов - Микитов так образно, полно сумел раскрыть тему тоски по своим близким, Родине? (Он сам это прочувствовал, находясь вдали от России.)

- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку и Журавленку?

- Послушайте окончание песни «Журавленок» Колмановского и Шаферана.

5. Домашнее задание.

Задачи: совершенствовать умение детей оценивать свои знания, умения и, на основе этого, планировать домашнюю учебную деятельность.

- Возьмите карточку с памяткой. (Приложение 1)

- Какие, по вашему мнению, задания по работе с текстом произведения необходимо сегодня нам выбрать для домашней работы? (Задания № 2, 6, работу по карточке, а по выбору 25, 4, 17.)

- Чему мы будем учиться, выполняя эти задания? (Учиться читать произведение по ролям. Закреплять умение делить произведение на части и озаглавливая их, выделяя основную мысль каждой части. Передавать свое отношение к герою произведения в рисунке.)

- Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас четко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.