Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и в воспитательной работе по методике к.м.н. В.Ф. Базарного

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Слово «здоровье», как и слова «любишь», «красота», «радость» принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем, здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «здоровье» и «образование»? Можно ли себе представить образование ребенка как процесс, отстраненный от телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Очевидно, нет. Образование - процесс гармоничный. Здоровье, в широком смысле этого слова, выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и, к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья, в проектном контексте, проверяя им все стороны жизни ребенка.

Образованный человек сегодня – это не столько человек знаний, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Но умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы зависят прежде всего от здоровья каждой личности.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последние десятилетия состояние здоровья детей ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья с 60% до 68%, а имеющих хронические заболевания с 16% до 18%. Всё больше детей приходят в школу ослабленными, с отклонениями в физическом развитии. Одной из главных проблем развития современной школы является здоровье детей. Ещё несколько лет назад у нас в школе почти не было практически здоровых учащихся. Вот почему с 2001 года мы начали свою инновационную деятельность – внедрение здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Цель:

  1. Формирование физически здоровой личности.
  2. Обеспечение более благоприятных условий для развития личности учащихся.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса, направив его на формирование и сохранение здоровья;
  • пропаганда здоровья на всех учебных дисциплинах за счет материалов учебников, а также подбора упражнений с адекватным содержанием;
  • формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психического саморазвития.

Сущность технологии, её отличительные особенности.

Остановлюсь на основных элементах здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного.

1. В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние-сидение». Техническим средством сенсорной дидактики является конторка. Её отличительная особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы.

2. Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия.

Его можно использовать:

  • При прочтении текста в режиме ближнего зрения. (Школьник берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает медленно, по слогам, читать, подбирая шаг к каждому слогу.)
  • При прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)

3. В целях повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполняются упражнения с использованием сенсорно-моторного тренажа. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). В зависимости от характера урока, упражнение проводят 2-3 раза. На схеме зрительно двигательной траектории изображены цифры 1-2-3-4-5. По режиму счета учащиеся пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно 5-4-3-2-1. В заключенной части режим счета задается в случайной последовательности 1-3-4-2-5, 2-5-1-3-4. Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

4. Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе установлены в углах 4 сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. "По звуковому сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.).

5. Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска или крест. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

6. В течение каждого урока проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

7. Гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен коврик из естественной ткани (шерсти, соломы) с нашитыми на него пуговицами или аппликатор Кузнецова.

8. Для профилактики простудных заболеваний используются «чесночницы» (коробки из-под «киндер-сюрпризов», внутри которых находится лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанная луковица. Во время завтрака дети едят лук и чеснок.

9. Оформлены памятки – рекомендации для родителей.

Методическое обеспечение.

Во все уроки стараюсь включать материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Использую упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность. Это пальчиковая гимнастика в начале урока.

Например:

1. Игра: «Наши алые цветы».

Наши алые цветы (ладони обеих рук соединены в форме бутона тюльпана)
Раскрывают лепестки (пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, (плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет (пальцы быстро шевелятся)
Наши алые цветы
Закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму бутона)
Тихо засыпают,
Головой качают (покачивание головой).

2. Игра на музыкальных инструментах (имитационные движения рук и пальцев при игре на музыкальных инструментах).

  1. На пианино.
  2. На балалайке.
  3. На дудочке.
  1. На барабане.
  2. На скрипке.
  3. На губах.

90% получаемой информации падает на орган зрения - глаза. Упражнения, которые я использую на уроках во время физминуток, способствуют решению коррекционных задач для различных заболеваний глаз. Например:

  1. На вытянутой руке находится карандаш. По широкой амплитуде, карандаш многократно следует передвигать вправо-влево, вверх-вниз. Неотрывно за движением следят глаза.
  2. Следует упражнять глаза во вращении. Придумав незатейливый сюжет в движении по небосклону солнышка, имитировать глазным яблоком.

Например:

  1. Движение, как широко открыв глаза, так и опустив веки.
  2. Обзор глазами точек, располагающихся в пространстве вертикально, горизонтально, наискось.

Следующие упражнения способствуют релаксации мышц, кистей рук и глаз:

  1. Ладони потереть, пока не станут теплыми, и прикрыть ими глаза.
  2. Под ладонями смыкать и размыкать веки.
  3. Теплыми пальцами массажируются мышцы около глаз, надбровные дуги.
  4. На доске приклеены кружки разных цветов в любом порядке: в виде зигзага, вертикально, горизонтально. Учитель называет цвет. Дети глазами ищут, могут показать рукой. Все зависит от фантазии учителя.

Во время уроков я провожу физкультминутки, носящие воспитательный характер:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумел поделиться

И ответную искру зажечь. Проводится беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении. Мы вспоминаем ситуации, когда улыбка выручала учащихся из трудного положения, или наоборот, придавала силы, уверенности. После беседы ребята пишут сочинение-миниатюру на тему: «Улыбка – это что?»

Вся жизнь – мера удивления. А удивляться надо учить. Я использую предложения с вопросительной интонацией. Ребятам необходимо было озвучить предложения и мимикой показать отношение к содержанию предложения. Тем самым дети непроизвольно укрепляли мышцы глаз, рта, щёк, т.е. мимические мышцы. Я проводила игру «Угадай по выражению лица».

Ведущий ученик старался выразить мимикой то радостное известие, то грустное, то хмурое, то удивлённое чувство и др. Другие учащиеся угадывали. Тут же составляли предложения, небольшие рассказы о том или ином выражению лица.

Дыхательные упражнения не занимают много времени. Я включаю их в утреннюю гимнастику, использую на уроках чтения, природоведения, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Одним из условно-рефлекторных видов мышечной деятельности организма человека является навык правильной осанки. Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и движения. Причин нарушения осанки много, но одно из них – нарушение двигательного режима. Есть специальные упражнения, которые снимают статическое напряжение с позвоночника, улучшают кровоснабжение в позвоночнике, снимают спазм сосудов, питающих позвоночник (поза дерева, поза скручивания, «медвежьи» покачивания). Смена динамических поз (по методике В.Ф.Базарного) также способствует релаксации учащихся, дает возможность учителю гибко управлять учебным процессом без нажима на учащихся.

Ведь дидактический материал, имеющий здоровьесберегающую направленность и используемый мною на уроках русского языка, можно разбить на несколько видов:

  • материал информационного характера;
  • тесты и задания, помогающие развивать речь;
  • упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости;
  • материал и задания с целью развития творческих способностей у учащихся.

Например:

Тема: «Состав слова. Приставка».

  1. Какую работу выполняют приставки в словах: бег-побег-разбег-пробег-забег?
  2. Вставьте слова, подходящие по смыслу, в текст: «На уроке физкультуры учитель предложил _________ на короткую дистанцию. Сережа взял хороший _________ с самого начала старта. Он победил.»

В ходе работы ведется беседа о том, какими качествами обладает бегун. Кто из ребят записан в спортивные кружки, чего ждут от секций?

Тема: «Слова с двойными согласными».

На доске дается историческая справка: «Что такое хоккей».

Учащиеся в группах составляют заметку в спортивную газету о дворовой хоккейной команде, по плану, предложенному учителем.

Тема: «Сложные слова».

Учащимся предлагается ответить на вопросы одним сложным словом.

  1. Как называется остро заточенная палочка для чистки зубов? (Зубочистка.)
  2. Как называется орган, который проводит пищу? (Пищевод.)
  3. Как связаны между собой слова: зубы, зубочистка, пищеварение, пищевод?

После обсуждения вопроса делается вывод о связи чистки зубов со здоровым пищеварением. Некоторые дети выбрали в качестве домашнего задания написать сказку о зубах. Другие сочинения-стихотворения со сложными словами.

Тема: «Правописание гласных после ж, ш ».

На основе иллюстраций и слов (лыжи, здоровье лес, зима, силы) определяются тема текста и основная мысль, что зимний воздух помогает укреплять здоровье. Зимние игры на свежем воздухе заряжают человека хорошим настроением и бодростью духа надолго. После беседы я даю задание учащимся:

  • по опорным словам восстановить текст;
  • по опорным словам и теме составить текст «Прогулка в лес»;
  • по иллюстрации выбрать название сюжета и написать рассказ.

Тема: «Непроизносимые согласные».

Я предлагаю детям составить рекламу, включив в нее слова с непроизносимыми согласными.

Во время уроков проводятся и такие физкультминутки, которые сочиняют сами ребята. На уроках стараюсь использовать такие тексты и упражнения, которые пропагандируют здоровый образ жизни. О здоровье и о том, что вредит ему, мы рассуждали вместе с детьми, написав сочинения на темы:

  • «Что такое здоровье?»
  • «Как сберечь здоровье?»
  • «Мой любимый вид спорта.»

Так, в результате целенаправленных упражнений, у учащихся изменяется мотивация по воспитанию физической культуры личности, а значит, формируется осознанное отношение ребенка к укреплению здоровья. Я уверена, что только систематическое проведение оздоровительной работы с детьми и родителями в школе и дома даст положительный результат.

Также 1 раз в неделю провожу Уроки здоровья, ориентированные на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительной особенностью уроков здоровья является направленность на изменение поведения ребенка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы работы с учащимися:

  • просмотр видеороликов из журнала «Ералаш», которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
  • встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки;
  • выступления учащихся других классов;
  • тематические викторины, устные журналы;
  • выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человека;
  • нравственные классные часы;
  • интерактивные игры.

Применение технологии к.м.н. Базарного В.Ф. благоприятно влияет на здоровье школьников, приводит к улучшению зрения и исправления осанки у детей. Режим динамических поз, активизируя межсистемную координацию, чувство локализации в пространстве, способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счет этого мышечного напряжения. Останавливаются такие болезненные процессы как миопия, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие.

Расширяется круг детей, занятых физической и спортивной деятельностью.

Осуществляется совместная деятельность учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.

Уменьшается утомляемость детей в ходе учебной деятельности и повышается учебная мотивация за счет систематического использования здоровьесберегающих технологий.

Применение данных технологий даёт положительные результаты по сохранению здоровья учащихся и стабильности в обучении.

По мнению родителей, уроки здоровья воспитывают у детей умение работать над собой, развивают самооценку, формируют культуру здоровья, вырабатывают привычку трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями, способствуют настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбия, доброты, активности, аккуратности, бережливости, силы воли и т.д.).

В свою очередь я отмечаю возросшую творческую активность детей, работоспособность, укрепление межличностных отношений. Ребята стали устойчивы к заболеваниям (количество пропусков уроков по болезни значительно снизилось). Класс принимает активное участие в спортивных соревнованиях. Все ребята посещают кружки, занимаются в спортивных секциях. Многие из них добились высоких результатов.

В классе заметны чистота, вежливость детей, отсутствие правонарушений, 68% учатся на «4» и «5», неуспевающих нет.

Около 96% детей считают хорошее здоровье главной жизненной ценностью человека, работают над его сохранением и укреплением.