Компьютерные проекты во внеклассной деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


«Если учителя лучше учат, то ученики лучше учатся.
Этим и определяется эффективность любых технологий».

Эллен Мандинах

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.

Информатика на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов обучения (в том числе и метода проектов), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению.

Самостоятельная работа учеников является одним из основных видов деятельности. Это может быть объяснено тем, что выполнение самостоятельной работы имеет огромный потенциал. Если ученик научится самостоятельно получать новые знания, используя при этом различного вида источники, обновлять их, применять на практике, самостоятельно анализировать собственные знания и знания товарищей, одноклассников, то дальнейший процесс обучения для него будет достаточно упрощен. Для некоторых учеников самостоятельное добывание знаний является занятием более интересным, чем получение заранее запланированной информации.

Использование школьниками компьютера не только на уроках информатики, но и в проектной деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память. Это характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Школьники активно обсуждают новые компьютерные программы, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно повышается самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в овладении компьютером позволяют учащимся повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для развития личности.

Деятельность учителя информатики сложна и интересна. Он должен пробудить в детях желание экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Пути достижения данного результата многочисленны, и учитель не должен поддаваться соблазну вести детей к заранее выбранному им самим решению. Ученики работают хорошо, если над ними не висит угроза быть раскритикованными за ошибки. Иногда ошибки оказываются ценнее единственно верного решения, потому что дают материал для размышления о более интересных задачах. Самое трудное для учителя почувствовать, когда нужно протянуть руку: с одной стороны нельзя лишать ребенка удовольствия справиться с проблемой в одиночку, с другой – нельзя допускать, чтобы он потерял веру в себя.

Компьютер – очень мощное средство обучения, и это его свойство имеет один существенный аспект: при применении компьютера для обучения скорость формирования умений и закрепление навыков у учеников одного класса могут различаться почти на порядок.

Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Формирование мотивации в учебной деятельности и развитие творческих способностей учащихся – немаловажная задача, которую должен решать учитель как на каждом уроке, так и во внеурочной (в том числе кружковой) деятельности.

В МОУ «Лицей №8» г. Солнечногорска в рамках ежегодного праздника День Лицея уже в течение нескольких лет проводятся научно-практические конференции в различных предметных областях. В отчете о работе секции «Информатика» и научно-технического общества «Эрудит» были представлены творческие учебные проекты на тему «Обработка графической информации на компьютере». Проекты выполнялись учениками 7 класса. Основу работы составляла творческая проектная деятельность учащихся, заключающаяся в: создании проектов на уроках; создании и защите проектов учащимися, занимающимися в кружках. В процессе творческой проектной деятельности учащиеся разрабатывают структуру проекта, которая включает: цель, условия задачи, план реализации, ожидаемый результат. Учащиеся представляли как индивидуальные, так и групповые проекты. Каждая работа осуществлялась под руководством учителя, который: оказывал помощь в определении темы и разработке структуры проекта, давал рекомендации по подготовке, сбору информации, выбору средств представления проекта; обсуждал с учащимися этапы реализации проекта.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является его презентация. Она завершает и подытоживает работу над проектом. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Очень важно, чтобы дети рассказали, как они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого и была подчинена вся творческая деятельность, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

В рассматриваемом примере презентация проектов была проведена в форме открытого урока для учеников, их родителей и педагогов. В роли учителя, проводившего урок, так же выступал один из самых активных учеников класса. В ходе урока каждый из участников проекта представлял свою графическую работу и показывал, как он выполнял этот проект на компьютере. В конце урока на доске был смонтирован плакат-отчет «Восхождение на Олимп наук» с творческими работами учащихся, на фоне которого они с удовольствием фотографировались.

Воспитание информационной культуры школьников – задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, а также классного руководителя, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий. Вот как эту задачу решают учителя и ученики лицея №8 в рамках работы НОУ учащихся. Учащиеся 5-11 классов с использованием компьютерной техники обрабатывают данные для своих учебных исследований, печатают сочинения, готовят доклады для выступлений на семинарах и конференциях.

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Применение метода проектов в нашем лицее показывает, что с использованием новых информационных технологий повышается эффективность математического образования школьников.

Систематизация записей, дальнейшее оформление научно- исследовательской работы невозможна без использования компьютера. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие.

Презентация помогает сконцентрировать внимание на наиболее важных, актуальных проблемах исследования, дает возможность ярче и нагляднее выразить свою позицию по исследуемой проблеме. Только компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и впечатляющей.

Информатика прочно вошла в нашу жизнь, и сегодня информационные технологии находят всё большее применение при организация внеклассной работы. Приведу пример из жизни одного класса.

Ученики шестого класса на уроках литературы впервые смогли по-настоящему оценить стихи Александра Блока. Очарованные красотой и неподражаемостью его лирики, решили отправиться к месту поэтического вдохновения – в Шахматово. Через год, повзрослев, подготовили классный час в форме «Поэтической гостиной» и выпустили стенгазету с использованием репринтного издания книги Блока «Отроческие стихи», привезенной из Шахматова. Применив информационные технологии, 10-м классе оформили собранный материал в виде компьютерной презентации, с которой выступили перед учителями и учениками лицея в рамках «III Международного фестиваля БиблиОбраз – 2007». (С работой можно ознакомиться по адресу http://portfolio.1sept.ru/?p=work&id=563425)

Интерес к творчеству Блока, богатый материал, собранный в течение нескольких лет, дали возможность ученику 10 «А» класса Баринову Максиму создать сайт «Дом-музей Блока в Шахматово» и успешно выступить с его презентацией на очном туре районной олимпиады школьников по информационным технологиям (http://www.shakhmatovo.ru).

Ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. Именно в школе необходимо выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Значение занятий информатикой для обучения и воспитания подростков трудно переоценить. В этом возрасте в общем развитии появляются новые, более широкие интересы, стремление занять более самостоятельную «взрослую» позицию в жизни. Здесь необходимо каждому ученику дать шанс попробовать свои силы в разных областях деятельности и в различных социальных ролях.

Ни для кого не секрет, что нынешние выпускники школ должны свободно владеть знаниями и навыками работы на компьютере. Но сегодня уже мало просто научить ребенка нажимать на кнопки, надо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки. Только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными.

Надо организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные знания, а учителю – проконтролировать прирост знаний и умений учащегося.

Реализовать все вышесказанное можно, используя в процессе обучения проектную деятельность, в которой, следуя времени, обязательно применять компьютерные технологии.

Список литературы.

  1. Дебердеева С. Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики // Информатика и образование. 2003. № 10.
  2. Давыдова Е. В. Развитие исследовательского творчества учащихся X – XI классов // Информатика и образование. 2003. № 7.
  3. Киселева М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах //Информатика и образование. 2005. № 8.
  4. Малясова С. В. Творческий проект – от идеи до разработки // Информатика и образование. 2005. № 9.