Версии происхождения религии

Разделы: История и обществознание


Тема отражает положения программы курса «История религии» «данные археологии и этнографии по религиозным верованиям, их значение для воссоздания процесса генезиса религии. Версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии». Для её изучения обычно отводится один час в рамках календарно-тематического планирования. Педагогом могут быть востребованы различные виды работы – лекционное занятие с элементами дискуссии, выполнение коллективных проблемных заданий в форумах (например – на страничке истории на сайте школы, если таковой имеется) или в виде диспута на занятиях.

План лекции с элементами дискуссии «Версии происхождения религии».

  1. Как возникла религия?
  2. Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии.
  3. Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии.
  4. Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека.
  5. Данные археологии и этнографии о происхождении религии.

Материалы лекции и методические рекомендации учителю.

Вопрос 1 – «Как возникла религия?» посвящён введению в проблему возникновения религии. Учитель может привести высказывания античных философов и мыслителей Нового времени, указать время создания научных теорий по генезису религии. Он может начать с тезиса, что с древности и до сего времени нет точного ответа на вопрос «как возникла религия?». Одни философы видели причину возникновения религии в страхе перед силами природы и неуверенностью в завтрашнем дне. Среди них - Г. Петроний (?-66 г.). Он писал: «Первых богов на земле создал страх». Другие - в невежестве людей: «Толпа видит чудеса и знамения во всех поражающих её явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъестественными производящие их причины». (И. Гольбах (1723-1789)). Третьи писали о религии, как об изобретении сообразительных людей, жрецов и правителей. Так, Критий (около 460-403 до н. э.) считал, что было время, когда жизнь человека подчинялась лишь грубой силе. Затем в обществе возникли карательные законы против преступников, но они совершили насилие тайно. Тогда один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое всё видит, всё слышит и за всем наблюдает. Так из хитрости одного сообразительного человека и возникла религия. Четвёртые рассуждали о богах, как о похожих на людей существах, дающих людям некие блага: Ксенофан из греческого Колофона (около 570 – после 478 до н. э), объяснял, что боги общепринятой религии греков как бы «списаны» людьми с самих себя и отличаются от них не качественно, а количественно: «Если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных; так, эфиопы, будучи черными и широконосыми, изображают богов черноволосыми и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми…». Продик (родился ок. 470-460 до н.э.) полагал, что боги – это олицетворение полезного и выгодного: «Солнце, Луну, реки, источники и вообще всё полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил». Завершая изложение материала, педагогу нужно отметить, что проблема возникновения религии стала одной из основных в науке о религии, - религиоведении, приобретшей относительную самостоятельность на рубеже XIX - XX веков. В качестве основы для закрепления материала можно использовать высказывание французского просветителя К. Вольнея (1757-1820) о возникновении религии.
«При таком режиме безнадёжное отчаяние охватило народы. К случайным несчастьям, приносимым людям грозными явлениями природы, присоединились страшные общественные бедствия, а обезумевшие, потерявшие голову люди приписали их высшим скрытым силам». В процессе обсуждения ученики придут к выводу о причинах возникновения религии, сформулированных К. Вольнеем – страхе перед силами природы и невежестве людей.

Вопрос 2 – «Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии». Приведённый материал по концепциям Э. Дюркгейма, З. Фрейда, М. Мюллера, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, стоящих на позиции «извне» религии, позволит познакомить учащихся с социологической, психологической, биологической, этнологической и мифолого-лингвистической концепциями возникновения религии.

Социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) писал, что Бог создаётся не по образу и подобию человека, а по образу и подобию общества. Так, отношение верующих к Богу отражает те чувства, которые испытывает отдельное лицо к обществу, среди них - чувство почтительного подчинения. Религия формирует, объясняет и передаёт из поколения в поколение те правила и нормы, которые общество предъявляет человеку, делая его общественным существом.

Философ, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939) видел основу для возникновения религии в особенностях мышления первобытного человека: первобытный человек считает реальным образ какого-либо объекта, в каждый момент он надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, поскольку ощущает какие-то действия, исходящие от объекта, или воздействующие на него. Затем верования передаются из поколения в поколение, навязываются людям, пробуждая в них различные чувства - страх, уважение, поклонения и т.д.

Психолог З. Фрейд (1856-1939) писал о возникновении религии из потребности человека защитить себя от мощи природы и давления общества. Так, он говорил что почти во всех религиях есть примеры отношения к божеству как к отцу - его боятся, но к нему тянутся и им восхищаются. Когда человек взрослеет, он начинает понимать, что ему всегда будет нужна защита от мощных чуждых сил, и он наделяет эти силы чертами отцовского образа, создаёт себе богов, которых боится, и у которых ищет защиты. И «боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе».

По мнению этнографа Б. Малиновского (1884-1942) религия возникает и существует в ситуациях, когда люди находятся в эмоциональном стрессе, связанном с жизненными кризисами, неудачами, смертью, посвящением в тайны племени, с невымещенной ненавистью... Она предлагает выход из таких ситуаций и тупиков с помощью ритуалов и веры в сверхъестественное.

Филолог М. Мюллер (1823-1900) считал, что религия происходит из чувства бесконечного и присущей человеку способности верить. А конкретные религии (еврейская, индусская, христианская и др.) могут возникать, заменять друг друга, появляться и исчезать, отражая лишь эти способности и чувства человека.

В заключении учитель может подчеркнуть, что научных теорий о возникновении религии - великое множество. И были приведены лишь некоторые примеры. Общим для всех них является то, что учёные пытались проанализировать эту проблему, стоя на позиции «извне» религии, которая позволила им принять к рассмотрению материал большого количества религиозных верований, воспринимая их как одинаково ценные для общества.

Вопрос 3 – «Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии». Исходя из того, что христианство является одной из доминирующих религий РФ, подход «извне» религии раскрыт на основе концепций христианских богословов. В упрощённом виде даны объяснения подходов к определению религии: супранатурализма, исторической школы в теологии (Э. Трёльч), дихотомической (Р. Отто) и трансцендентно-имманентной (С. Булгаков) традиций в понимании религии и её связи с обществом. При этом мы постарались не перегружать небольшой по объёму текстовый материал религиоведческими терминами, выходящими за пределы школьной программы.

Итак, существует множество объяснений возникновения религии, данных богословами. Как правило, они считают религию данной Богом человеку ценностью. В Библии, в самой первой книге, называемой «Книга Бытия», говорится об истоках Вселенной, человечества и веры в Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися на земле». (1 Быт. 27-28). Бог, создав человека, благословил его – и тем самым вступил с ним в общение и даровал ему веру, т.е. религию. Человек отвечает на этот дар почитанием, осуществлением религиозного культа, образованием общины, этическим образом жизни.

Некоторые богословы утверждали, что христианство дано Богом человеку в целостном виде и изучать его можно только на основе божественного откровения, данного в Библии. По мысли других - общество влияло на формирование христианства, и изучать историю христианства можно на основе различных источников. Например, протестантский теолог, историк и социолог религии Э. Трёльч (1865-1923) исследовал влияние общества на развитие христианства, отмечая при этом, что оно не является «неустойчивым зеркальным образом" экономической и социальной истории, поскольку человек и общество в целом причастны божеству и этим определяется самостоятельность христианской веры.

Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869-1937) так писал о религии: религия - это «переживание святого», вызывающего двоякое чувство. С одной стороны - «человек чувствует присутствие существа, которое принципиально противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга, боязни, трепета, «совершенной зависимости», «чувства твари» и т.д. С другой стороны, святое ... захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его от себя, держит в своём обаянии» (так описывают теорию Р. Отто авторы учебного пособия «Религиоведение», изданного в 1998 году в издательстве «Гардарика»).

Православный богослов и философ С. Булгаков (1871-1944) считал, что в основе религии лежит пережитая в личном опыте встреча с Божеством. «Бог абсолютно возвышается над человеком, в то же время он снисходит к миру, вселяется в человека».

Вопрос 4 – «Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека». Учитель может начать изложение материала с перечня источников по верованиям древнего человека:

  • данные археологии и этнографии по первобытным захоронениям, скульптуре и архитектуре,
  • произведения пещерной живописи,
  • описания верований и обычаев современных народов, стоящих на ступени развития, близкой первобытному обществу).

Затем педагог может перейти к краткой характеристике пещерного искусства, и на примере широкоизвестной истории о «трагедии Альтамиры» описать ситуацию в научном мире в эпоху начала исследования пещерного искусства, показать сложность интерпретации древнего искусства. В последнем они смогут убедиться сами, выполняя проблемное задание, само название которого призвано активизировать их работу:

«Бегут, умирают, готовятся рожать… Звери!»

Задание построено в форме коллективной работы в форуме (на страничке истории на сайте школы) или во время диспута в классе. Цель задания – подвести учащихся к пониманию магической версии происхождения искусства. Работа над ним поможет учащимся научиться извлекать информацию не только из текстового, но из визуального материала, искать необходимый материал – от простого прохождения по гиперссылкам в интернете к самостоятельной работе. На основе иллюстративного ряда по пещерному искусству они проведут анализ изображений и попытаются ответить на вопрос: каково назначение этих изображений. Приводим материалы задания:

«Основной темой первобытного искусства был зверь: бизоны, лошади, олени, мамонты... Некоторые из них будто замерли в ожидании чего-то, другие поражены нарисованными стрелами, третьи ранены охотниками и корчатся в предсмертных страданиях, животы четвёртых достают почти до земли, указывая на то, что эти самки вот-вот принесут детёнышей...

Посмотрите на рисунки из разных пещер и попробуйте объяснить – каково было назначение этих и подобных им изображений».

Рисунок 1.

Пещера Ласко, Франция.

Рисунок 2.

Раненый бизон и мертвый охотник. Пещера Ласко, Франция.

Рисунок 3.

Пещера Альтамира, Испания.

Рисунок 4.

Пещера Руффиньяк, Франция.

Рисунок 5.

Капова пещера, Россия.

Интересную информацию по этой проблеме вы сможете найти на этих сайтах:

  • Страничка по палеолитическому искусству http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st006.shtml
  • Сайт по первобытному искусству http://www.ssga.ru/erudites_info/art/muzey/text/ns09.html

Для руководства над выполнением коллективного задания, мы предлагаем материалы для учителя: он может принимать версии об эстетическом характере изображений (нарисовали, чтобы было красиво, им просто нравилось рисовать), при этом отмечая, что существуют доказывающие эту теорию научные работы (например, исследование М. Лорбланше 1989 года «Animals into Art», в котором автор приводит несколько археологических находок, которые, по его мнению, говорят о чувстве прекрасного у древних людей – среди них – кусочек вулканического камня из Берехат-Рам в Израиле, подобранный человеком около 250 тысяч лет назад, который был похож на женскую фигурку, и немного обработан человеком). В этом случае педагогу нужно указать, что доказательств этой версии не очень много, но отвергать её полностью нельзя. Примеров создания изображений, интерпретируемых исследователями как созданных в магических целях, намного больше. Так, в предисловии к 1 тому «Истории человечества», написанном учёным из Франции Жан-Полем Моэном, говорится: «Недавание тщательные исследования техники исполнения, частоты посещений, всех особых следов деятельности, таких как использование кремниевых пластин и осколков костей, или же зубов животных в расселинах … департамента Арьеж предоставили солидные аргументы о том, что «эстетическая» функция «палеолитического искусства пещер» послужила лишь предлогом для проявления ритуальных обычаев, которые касались не только охоты, но, более вероятно, отношения небольшой группы людей с окружающим их торжествующим животным миром, который одновременно и близок человеку, и тревожит его своими сверхъестественными проявлениями». В Предисловии так же говорится и о назначении рисунков. Например: «Мир реальных и фантастических животных в расписанных пещерах создаёт иллюзию жизни. М. Гренен (1997) считает, что изображение этой естественности иногда связано со специальными действиями, верой в то, что можно ранить животное, изображённое так, как, например, выгравированный бизон из Нио со следами от трёх ударов метательных орудий на боках, соответствующим трём тут же выгравированным стрелам…». «Если рассматривать двоякое значение изображения – как символ самого животного и его дух, в столкновении с разрушающим действием или жертвоприношением, то интерпретация рисунка означает вмешательство человека, но не только и не столько как охотника с его отношением к убитому животному, как это часто допускалось; иерархия животных в контексте структуры изображения, по мнению А. Леруа-Гурана, более всего соответствует общему представлению о живом мире».

Один из учеников так cформулировал свои предположения в форуме: «Я думаю, что древний человек отождествлял себя с этими животными. Возможно, рисуя таких животных, древний человек как бы изображал самого себя и этапы своей жизни: рождение, смерть и др.».

Ответ педагога был таким: «Игорь! Ты привёл очень интересную версию расшифровки первобытного искусства! Возможно, произведения искусства были одним из тех «кодов», о существовании которых писал Андре Леруа-Гуран в своих книгах «Первобытные религии» (1964), и «Доистория западного искусства» (1965)». Он высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире. Если принять идеи Леруа-Гурана то, согласно предположению Игоря, это вполне могли быть мифы о человеке-звере, на которых, в свою очередь, могла основываться такая ранняя форма религии, как тотемизм. И здесь Игорь не одинок: ещё один французский автор – М. Лорбланше (эти мысли опубликованы в разделе «From man to animal and sign in Palaeolithic art» книги «Animals into Art», вышедшей в Лондоне в 1989 году) отмечает, что в палеолитическом искусстве не видно преобладания человека над зверем (бизоном, мамонтом и т.д.) и происходит это оттого, что человек в ту эпоху ещё не отелял себя от кружающего мира, в том числе – знакомых ему животных.
Подробнее об этих идеях А. Леруа-Гурана и М. Лорбланше вы сможете прочитать в статье о «семантике» (то есть о «значениях», «смыслах») первобытного искусства Я.О. Шер, доктора исторических наук, специалиста по первобытному искусству. http://www.portal-slovo.ru/art/36141.php

Одна из учениц подметила, что рисунок с бизоном и охотником сложно вписать в магическую теорию (её словами были «Смерть охотника – на удачу?»). Педагог ответил, что она не одинока в своих сомнениях относительно магического назначения первобытного искусства. Ещё в начале 60-х годов прошлого века А. Леруа-Гуран писал: «Популярных работах пишут что угодно, никогда не проверяя, никогла не критикуя, и, взятое из сферы предположений, возводят в ранг бесспорного. Доисторический человек, - продолжает Леруа-Гуран, - с необыкновенной лёгкостью переодет в рогатого колдуна и занимается в пещерах, подобно миму, подражаниями действиям охотника, порывает стены рисунками беременных кобыл и заколдованных бизонов. Соединённых в пары людей и зверей, хижин, бумерангов, гапрунов, ловушек и обиталищ духов. Приложив руку с отрезанными пальцами к стене, обводит её охрой и тащит под холодные совды пещеры бедняг-подростков, чтобы посвятить их в суровые будни сверхъестественной жизни. Таков, примерно, смысл хилого и простенького образа пещерной религии». На фоне критичного высказывания об исследованиях первобытного искусства ярким примером аргументированного, взвешенного подхода к интерпретации обсуждаемого сюжета о раненом бизоне и мёртвом охотнике предстаёт версия одного из авторитетнейших отечественных исследователей Б.А. Рыбакова: «Обычно охотник в этой сцене трактуется как мёртвый, убитый бизоном, но мне представляется что этот вывод, кажущийся на первый взгляд очевидным, не может быть окончательным. Необходимо учесть особенности охоты с помощью копьеметалки, появившейся в конце палеотлита, как своего рода итог развития метательной техники. Пронзить огромного бизона насквозь, навылет можно было только при очень большой силе удара длинного и тяжёлого копья. Такое здесь и изображено. Этнографические параллели копьеметалкам дают по существ иной вид метательного снаряда – дощечку с загибом, позволяющую метать сравнительно лёгкие дротики. Конструкция верхнепалеолитических «толкачей» - пропюльсеров совершенно другая: копьё не лежит на снаряде (как в этнографических примерах); во вток копья впивается крюк «толкача», а сам «толкач», всегда имеющий на конце отверстие для ремня-темляка, связан с рукой охотника. Охотник, мечущий копьё, должен стремительно броситься навстречу зверю и почти в прыжке рвануть ремень «толкача», как бы падая всей тяжестью тела. Только тогда может быть достигнута необходимая сила удара копья. Падение охотника на землю после того, как копьё, выпущено им, вполне естественно. Поэтому и рисунок из Ложери , и роспись Ляско дают нам не раненых и не мёртвых охотников, а удачливых и метких силачей, поразивших свои цели». В итоге академик Б.А. Рыбаков делает вывод, что этого охотника «следует рассматривать как прославление мужества охотников, вступающих в единоборство с могучим зверем и побеждающих его». http://paganism.msk.ru/liter/rybakov04.htm

Одной из основных задач этой коллективной работы является освоение умения цивилизованно вести дискуссию, формулировать и отстаивать собственное мнение, приводить аргументы и обсуждать доказательства других.

Вопрос 5 –  «Данные археологии и этнографии о происхождении религии».

Учитель может начать с того, что отметит, что более древними, чем рисунки в пещерах, являются захоронения древнего человека эпохи среднего палеолита (каменного века) 100-35 тысячелетия до н.э. Найденные в пещерах почти 300 захоронений неандертальцев свидетельствуют о существовании у них ритуалов, связанных с погребением и представлениями о «загробной» жизни: умершие похоронены в специально подготовленных ямах, им придана поза спящего на каменной «подушке» человека, зачастую - с каменными орудиями рядом.

Позднее, в эпоху позднего палеолита (35-10 тысячелетиях до н.э.), тела умерших стали посыпать охрой, символизировавшей, вероятно, кровь и новое рождение. Рядом с ними клали не только каменные орудия, но и украшения из раковин, костей, клыков.

Рисунок 6.

Ожерелье. Сунгирь (окраина г. Владимир, Россия).
Поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

На стоянках древнего человека этого времени археологами были найдены скульптуры. Среди них – женские фигурки с подчёркнутыми грудью, животом и бёдрами. За «пышные» формы эти изображения были названы учёными «Палеолитическими Венерами». Вероятно, они были символами плодородия и матери-прародительницы.

Рисунок 7.

Палеолитические Венеры.

Итак, данные археологии неопровержимо свидетельствуют о наличии у древних людей религиозных представлений и ритуалов, связанных со смертью, погребением, почитанием природы и предков».

В заключении нашей статьи, хотелось бы отметить, что приведённые материалы могут использоваться не только в рамках курса «История религии», но и на близких по тематике уроках обществознания, истории и мировой художественной культуры.