Методическая разработка урока с рекомендациями по предмету "Технология" для студентов УРСПК по специальности "Преподавание в начальных классах"

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Тема: Плоское прямое плетение из полосок бумаги.
Цели:
  • ознакомить с разными видами переплетения;
  • знакомить с национальными традициями, обычаями, народными промыслами удмуртского народа;
  • обучать художественно-техническим приемам при изготовлении изделия.
Задачи:
  • формировать умение правильно читать эскиз по развертке, проявлять творчество;
  • учить работать по технологической карте;
  • воспитывать интерес к народным обычаям и традициям удмуртского народа посредством, в веках преданий, сказаниях, мифов;
  • обучить приемам плетения из полосок бумаги на картонную основу.
Оборудование: картон, цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, трафарет круга и листочков.
Наглядный ряд: образцы из бумаги видов переплетения, технологическая карта, плетеные изделия из лозы, наглядность домов, макет удмуртского дома.
Музыкальный ряд: диски с удмуртскими мелодиями

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

  1. Приветствие
  2. Организация рабочего места

II. Работа по теме

Оформление доски: Макет удмуртского дома, на крыше – символический конек, наличники, ворота расписаны с солярными знаками – Шунды мумы – мать Солнца, на завалинке – домовенок – Корка-Кузе в удмуртской национальной одежде.
Звучит удмуртская мелодия и преподаватель читает стихотворение Флора Васильева (удмуртского писателя).
(См. Приложение 1, рис.1)
Стихотворение Ф.Васильева «Новоселье» Ставни в нашем селе раскрашены, крыши все в узорной резьбе. Посмотри на них и не спрашивай, кто живет и в какой избе.

В этом доме солнца поклонница,
А сосед у них – лесовик
На наличниках на подоконнике
Целый лес зеленый возник.
Между крышами соревнование:
Кто повыше конек вознесет
С этой крыши слышится ржание,
На соседней – петух поет
И на улице ярко-радужной
От двора к другому двору,
Как на праздник идешь ты радостно,
И душа стремится к добру.

У нас сегодня праздник – в этой светлой новой избе поселится месте с удмуртской семьей домовенок – Корка-Кузе.

Знакомство с персонажем удмуртской мифологии. Корка-Кузе – дух вроде домового. Заведует в доме мужскими и женскими делами, совершаемыми в доме, в избе, может превращаться в другое любое существо по воле великого бога творца – Кылдысина.
В старину считалось, что Корка-Кузе охраняет покой в избе, и не будет счастья в семье, если обидишь его, и он уйдет из дома.
Из истории строительства жилища Дом удмуртского крестьянина строился и обставлялся согласно веками заведенному порядку. Мир дома, его обстановка
И вещи заключали разные образы, символы. Дом для удмурта являлся символом тепла, любви, уюта. Даже в наши годы строительство дома процесс долгий и изнуряющий. А как же справлялись с этим крестьяне? В таких случаях удмурты объявляли веме – помочи. Возведение дома – корка жутон. На веме собирались родственники и соседи, в них участвовали мужчины и женщины, молодежь и подростки. Взрослые во время работы могли обмениваться опытом, что облегчало труд, а ребятишки учились от взрослых, усваивали правила поведения, народные обычаи, традиции. Дом у удмуртов начинался от ворот, от порога, со двора. В том, как украшены ворота, двор, судили о благосостоянии и достоинстве хозяина. (См. Приложение 1, рис. 5, 7, 8)
Показ на доске – Солярные знаки Ворота – лицо дома. Оберегом являлся узор на воротах – солярный знак – Шунды-мумы – мать Солнца. Шунды-мумы является одной из богинь в мифологии удмуртов. Как мать оберегает дите, так этот знак оберегает дом и его жильцов.
Еще одним оберегом являлся конек над домом – отгоняющий злых духов, дарующий своим жильцам силу и здоровье.
Весь двор был окружен изгородью – плетенем, сплести который не требовалось большого труда, и стоял он долго, так как плели его из лозы – ивовых прутьев. Высокого мастерства достигли удмурты в плетении. В старину для плетения использовали волокна крапивы, кипрея, листья рогоза, солому пшеницы и ржи, лозу, щепу, бересту.
Выставка работ Рассмотрите выставку изделий сплетенных из лозы и др. природных материалов. (См. Приложение 1, рис. 2, 9)
Посмотрите на дом (вывешенный на доске). Вы видите дом, наличники, полотенце, ворота. Чего не хватает для крестьянской избы? Правильно плетня. У Корка-Кузё нет плетня – изгороди вокруг усадьбы.
Начинали работы удмуртские мастера засучив рукава.
Сегодня постигнем мастерство крестьян – сплетем изгородь. Плетень выполним из разных полосок бумаги.
– Отгадайте загадки:
1. Наряжен наряд из ста ребят. Все связаны стоят.
2. Три брата запани – брата, Одним кушаком подпоясаны. Кушак – широкий пояс, завязывающийся поверх верхней одежды мужчин.
– А что такое плетение? (Плетение – один из древнейших видов рукоделия, широко распространенной у всех народов мира). В каменном веке человек превратил его в искусство, украшал узорами одежду, плетя талисманы.
– Из каких материалов можно плести? (Кожа, бумага, трава, стебли, солома, ива, нитки, тесьма, шнуры, веревки и т.д.)
Показ видов переплетения Переплетения бывают 4 видов:
  • полотяное переплетение – самое простое и самое древнее. Напоминает шахматную доску;
  • сорневое переплетение – видны косые полоски «елочки», располагающиеся слева направо;
  • сатиновое переплетение;
  • атласное переплетение

– Что напоминают эти переплетения? (Плетень)
– А какие инструменты понадобятся при работе? (Ножницы, клей, цветная бумага, картон.)
(См. Приложение 1, рис. 3)

Алгоритм выполнения
Индивидуальная самостоятельная работа
  1. Подготовить лист картона
  2. Сгибаем лист пополам
  3. Делаем прямую разметку
  4. Разрезаем прямые линии
  5. Подготовить лист цветной бумаги для полоски
  6. Делаем разметки на листе бумаги
  7. Разрезаем по чертежу полоски
  8. Плетнем узор в полосе по образу
  9. Концы полосок приклеиваем к картонной основе.

(см. Приложение 2)

Техника безопасности при работе с ножницами После объяснения и показа учителем учащиеся приступают к самостоятельное работе (выполняют плетень).
Чтобы новоселам приятно было находиться во дворе, украсили плетень подсолнухами, а на изгородь наклеим птичек, бабочек, можно повесить старинную посуду, это чугунок или кувшин.
Какая посуда была в те времена? (деревянная, плетенная, глиняная). Чтобы выполнить подсолнух возьмите трафарет круга
Круг перегните пополам и начерните полоски. Какого цвета должны быть полоски? Правильно черного. Они напоминают семечки.
После того как учащиеся выполнят круг в плетении берут трафарет листочки. А сейчас возьмите полоску бумаги желтого цвета и сложите её в гармошку и переведите листочки.
Работа с трафаретом Вырезаем листочки и приклеиваем листочки по кругу.
После завершения подсолнуха украшаем плетень.
Работа в группах Можно теперь ваши плетни склеить в один длинный плетень, опоясать вокруг двора.
III. Обобщение. Оценка работ. Итог урока Вот посмотрит какой замечательный плетень у нас получился. Что понравилось больше всего? В чем затруднились? Что нового узнали? Какие новые слова, обычаи, традиции, символы запомнили?
Наш Домовенок – Корка-Кузе очень рад! А хозяин дома приглашает нас всех на праздничный обед и угощает удмуртскими перепечами.