Урок развития речи по творчеству И.А. Крылова

Разделы: Литература


Тип урока. Урок-игра.

Цели:

  1. повторить и обобщить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова, научиться выделять главную мысль басни, мораль;
  2. обратить внимание учащихся на язык басен, меткие выражения, перешедшие в поговорки и пословицы;
  3. воспитание нетерпимого отношения к человеческим порокам, научиться осмысливать свои поступки, острее видеть и понимать жизненные факты и явления;
  4. развитие устной речи.

Оборудование. Портрет И.А.Крылова; цитаты о писателе; книги басен И.А.Крылова; музыкальные инструменты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Ребята, посвятим мы сегодня урок творчеству одного человека. Это человек, произведения которого вошли в литературу.

Популярность его росла необычайно быстро. Написано много книг, которые расходились тысячами экземпляров. Его произведения приобретали мировое значение, так как в них выражался русский дух русский характер, склад русского ума и речи.

Он стремился писать для народа. В его произведениях действуют те звери и птицы, которые фигурируют в народных сказках: лиса, волк, медведь, заяц, слон, обезьяна.

–  Кто же он, этот человек? (И.А.Крылов.)

–  Да, имя Ивана Андреевича Крылова любимо и известно. Стоит сказать слово басня, сразу ответят “Крылов”.

Крыловская поэзия –  алмаз, сверкающий в драгоценной короне великой русской литературы. Первая книга басен Крылова вышла в 1809 году. В ней было двадцать три басни. “ Можно забыть, что читаешь стихи, –  так рассказ легок, прост и свободен, и между тем, какая поэзия! –  писал Василий Андреевич Жуковский, прочитав книгу.

Сегодняшний урок мы проведем в форме игры. В ходе игры мы определим лучших знатоков басен.

А сейчас разделимся на две команды. Начнем с приветствия команд.

1. Приветствие команд.

2. Проверим домашнее задание. (Каждой команде надо было сочинить басню.)

Каждая команда читает свою басню, поясняет смысл. (Оценивается по одному баллу)

–  А сейчас открываем тетради, пишем число и тему урока.

3. Задание каждой команде.

Записать в тетрадях крылатые выражения, которые стали пословицами или поговорками. (Победит та команда, которая напишет больше пословиц.)

4. Рекламная пауза. Игра-молчанка. (Учитель показывает предмет, учащиеся пишут названия басен.)

1. Сыр
2. Очки
3. Нота
4. Бантик и цепь
5. Ларчик
6. Половник
 “Ворона и лисица”
“Мартышка и очки”
“Квартет”
“Две собаки”
“Ларчик”
“Демьянова уха”

 Проверяется самими же учениками. Обмениваются тетрадями и перечитываются названия басен.

5. Художественная пауза.

(Из предложенных иллюстрации выбрать только те, которые относятся к басням Крылова. Вспомнить 2– 3 строчки из басни.) Оценивается по одному баллу.

На доске эпиграф к уроку.

“Люблю, где случай есть пороки пощипать”.
И.А.Крылов.

Учитель объясняет, что означает слово порок.

Порок:

  1. тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.
  2. развратное поведение.

Например, возьмем басню “Лебедь, Щука и Рак”. Недостатками, то есть пороками героев этой басни являются то, что дело никогда не будет ладиться у тех, кто не умеет друг другу прислушаться; когда нет дружбы, коллективной работы.

6. Инсценировка басен

  1. “Ворона и лисица”.
  2. “Волк и ягненок”.
  3. Две собаки”.
  4. “Квартет”.

Выводится на экране мораль каждой басни. Объясняется значение морали. (Оцениваются команды).

Учитель. Басня поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Как будто старый мудрый дедушка Крылов сам стоит за басенной строкой, говорит простодушно подмигивая: “А ну-ка, дружок, примерь мою басню на себе, а нет ли у тебя такого недостатка?”

– Какие пороки или недостатки можно встречать в наше время?

Команды поочередно говорят недостатки. Победит та команда, которая закончит последним.

7. Блиц –  турнир.

Зачитываются вопросы каждой команде. (вопросы касаются жизни и творчества И.А.Крылова.)

8. Подведение итогов.

  1. Подчет баллов, определение победителей среди команд.
  2. Определяются лучшие из лучших по номинациям.

1 место: “Лучший знаток басен”
2 место: “Лучший сочинитель басни”
3 место: “Лучший актер”.