Лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина

Разделы: Литература


Цели: Через сопоставительный лингвостилистический анализ данных отрывков

  • показать эстетическую функцию языка; разный стиль поэтов;
  • способствовать формированию патриотизма.
  • формирование умений лингвостилистического анализа текста в единстве содержания и формы (выяснить, как выбор языковых средств зависит от содержания);
  • развитие связной монологической речи в форме рассуждения - доказательства.

Результативность и эффективность данного занятия: обучающиеся на основе собственных наблюдений над текстами убеждаются в эстетической функции языка; приводят собственные аргументы на основе литературного и жизненного опыта для доказательства выдвинутого тезиса.

Актуальность данной разработки:

  • формирование у обучающихся ценностно-личностного отношения к литературе, истории, языку;
  • формирование навыков исследовательской работы.

Какими средствами достигаются цели урока: исследовательский (частично-поисковый) метод: наблюдение над языковым материалом; выявление определенных закономерностей, характерных для стиля В.Маяковского и С.Есенина; подбор собственных аргументов-доказательств для подтверждения тезиса.

ТСО: ноутбук, видеопроектор.

Ход урока

- Выразительное чтение отрывка, спроецированного на экран через видеопроектор.

За тучей Я
берегом землю
лежит эту
Америка. люблю.
Лежала, Можно
лакала забыть,
кофе, где и когда
какао. пузы растил
В лицо вам, и зобы,
толще но землю,
свиных причуд, с которой
круглей вдвоем голодал, -
ресторанных блюд, нельзя
из нищей никогда
нашей забыть.
земли 1927 г.
кричу:

1). Кто автор этих строк? Ответ обоснуйте.

(Необычное построение стиха - лесенкой - свидетельствует о принадлежности данных строк Вл. Маяковскому, отрывок взят из поэмы "Хорошо").

2). Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста.

(Проблема данного отрывка - проблема нравственного выбора, связанного с эмиграцией).

3). Что вы можете сказать об авторской позиции?

(Авторская позиция - позиция хрестоматийного Маяковского-"агитатора горлана, главаря" - четко сформулирована в следующем восклицательном предложении: "Я землю эту люблю").

4). Определите стиль и тип речи данного текста.

(По стилю и типу речи отрывок представляет собой художественно-беллетристическое рассуждение-доказательство с элементами повествования и описания. Сформулировав тезис "Я землю эту люблю", автор обосновывает его через аргумент "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть". Между тезисом и аргументом прослеживаются явные причинно-следственные отношения, рождающие в подтексте вопрос "Почему я (лирический герой) люблю эту землю (нищую Россию), а следовательно, не могу выехать за ее пределы?". Этот вопрос в подтексте поднимает другую микротему - микротему патриотизма, которая закономерно рождает у читателя вопрос "Можно ли, находясь в эмиграции, оставаться патриотом?". Вступление, представляющее собой, по сути дела, антитезу (противопоставляются богатая Америка и нищая Россия), ставит проблему, связанную с вынужденной эмиграцией (данная проблема в начале ХХ века была весьма актуальной для большевистской Росси); нацеливает на обсуждение важного вопроса, связанного с выбором нравственного характера. На данные вопросы "Как поступить?", "Что делать?" автор дает конкретный, весьма однозначный ответ: ни при каких обстоятельствах нельзя покидать Россию; патриотизм может проявиться только на Родине).

5). Какие художественно-изобразительные средства использовал автор, чтобы выразить свою позицию?

(В соответствии с задачей убеждения, воздействия на воображаемого собеседника (читателя) автор использовал следующие художественно-изобразительные средства - антитезу (противопоставление): сытой Америке противопоставляется нищая Россия 20-ых годов ХХ века; эмоционально-экспрессивную, оценочную лексику: толще свиных причуд, пузы растил и зобы; эпитеты: толще, круглей, из нищей нашей, эту; перифраз: с которой вдвоем голодал. Диалог автора с читателем логичен, убедителен - достигается это за счет следующих синтаксических конструкций: простых парцеллятивных предложений; нескольких рядов однородных членов; прямой речи, представляющей собой восклицательное предложение; сложноподчиненного предложения с придаточным определительным).

- Прослушаем отрывок из стихотворения другого поэта, современника В.Маяковского, о котором Владимир Владимирович сказал: "Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел" - и попытаемся провести частичный сопоставительный анализ двух отрывков.

Вскрываю: читаю: Конечно! Я часто хожу на пристань
Откуда же больше и ждать! И, то ль на радость, то ль в страх,
И почерк такой беспечный, Гляжу средь судов все пристальней
И лондонская печать. На красный советский флаг.
"Вы живы?.. Я очень рада: Теперь там достигли силы,
Я тоже, как вы, жива. Дорога моя ясна:
Так часто мне снится ограда Но вы мне по-прежнему милы,
Калитка и ваши слова. Как родина и как весна".
Теперь я от вас далёко: Январь 1925 г.
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель.
Сейчас вот, когда бумаге
Вверяю грусть моих слов,
Вы с мельником, может, на тяге
Подслушиваете тетеревов.

- Кто автор этих строк? Откуда взят отрывок?

(Отрывок взят из поэмы С.Есенина "Анна Снегина").

- Что связывает его с предыдущим отрывком и в чем разница между ними.

(С предыдущим отрывком его связывает общая тема - тема эмиграции, но, в отличие от Вл. Маяковского, С.Есенин открыто не выражает своего отношения к эмигрантам. Вглядываясь в себя и выстраивая модель своего жизнеощущения, в письме Анна Снегина одновременно обнаруживает некие общие установки сознания тысяч эмигрантов первой волны. Под сомнение ставится сама категория счастья: вдали от Родины его не обретешь - всеобъемлющей становится ностальгия, поэтому оказавшиеся в эмиграции живут не настоящим, а прошлым - воспоминаниями о покинутой им России. Воспоминания лирической героини о первой любви и о недосягаемой теперь Родине - основа лиризма данного отрывка).

- Можно ли, находясь вдали от Родины, оставаться патриотом? Или прав Вл. Маяковский: патриотизм проявляется только в Отечестве?

(Безусловно, можно. Подтверждение тому - жизнь и деятельность эмигрантов первой, второй и третьей волны: Бунина, Ростроповича, Барышникова, Бродского, Аксенова, Тарковского, Солженицына, Нуреева: И сегодня наши соотечественники-эмигранты проявляют себя вдали от Родины весьма успешно, а порой блестяще: к примеру, Дмитрий Хворостовский, Нина Ананиашвили на сценах Парижа, Милана и Токио служат Отечеству не менее достойно и действенно, чем их коллеги, находящиеся в Российской Федерации; наши физики, программисты, инженеры, работающие за границей, держат престиж российского образования на достаточно высоком уровне; не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с русскими фамилиями. Патриотизмом эмигрантов можно считать то, что они способствовали и способствуют экспансии (расширению, распространению) русской культуры в мире - от этого Россия только выигрывает).

- Сопоставительный лингвостилистический анализ отрывков из поэмы "Хорошо" В. Маяковского и поэмы "Анна Снегина" С.Есенина (составляется следующая таблица).

* Отрывок из поэмы

"Хорошо" "Анна Снегина"
В.Маяковского С.Есенина

* изображены первые десятилетия ХХ века

* тема патриотизма,

перерастающая в проблему

(есть выбор нравственного характера):

несмотря ни на что, надо остаться можно эмигрировать
в России - в этом суть патриотизма микротема - ностальгия

* авторская позиция

чётко выражена констатация фактов
из судьбы эмигрантов
первой волны

* Я

лирический герой лирический герой
лирическая героиня

*характерные особенности стиля

высокая патетика тонкий лиризм

Домашнее задание. Письменный сопоставительный лингвостилистический анализ отрывков из поэм "Хорошо" В.Маяковского и "Анна Снегина" С.Есенина.