Методические рекомендации по изучению на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы гуслицкой росписи как вида народной художественной культуры Подмосковья

Разделы: МХК и ИЗО


В методических рекомендациях учителям изобразительного искусства школ предлагается опыт работы по обновлению содержания уроков раздела декоративно-прикладного искусства через изучение гуслицкой росписи. Данный вид художественной культуры несколько лет назад стал изучаться преподавателями и студентами Московского областного музыкально-педагогического колледжа г. Егорьевска совместно с городским Историко-художественным музеем. Думается, что прекрасное творение народных мастеров, писавших и украшавших церковные старообрядческие книги, имеет право быть возрожденным, радовать душу как взрослых людей, так и молодого поколения, вселять в человека стремление к прекрасному, доброму, вечному.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для учителей изобразительного искусства в общеобразовательной школе. При планировании раздела ДПИ, по мнению авторов рекомендаций, целесообразно изучение гуслицкой росписи. Егорьевский и, примыкающие к нему, Орехово-Зуевский и Шатурский районы - это часть региона, называвшегося Гуслицкой волостью или просто Гуслицей. Здесь со времен раскола православной церкви (1653-1656) селились старообрядцы, которым мы обязаны возникновением гуслицкого книжного промысла.

В рекомендациях представлено примерное планирование уроков по ознакомлению школьников с "гуслицкой росписью" в разделе ДПИ, прилагаются образцы карточек-заданий для учеников и наглядные материалы.

Введение

Изучение раздела декоративного искусства на уроках ИЗО в общеобразовательной школе является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих уроках изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.

Народное искусство - один из важнейших разделов декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью художественной культуры России. Оно соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции. Навыки технического мастерства, найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.

При составлении программы в разделе декоративного искусства мы предлагаем изучение гуслицкой росписи. Богатый орнамент, красочное оформление сформировали гуслицкий стиль, который стал общим и обязательным для украшения старообрядческих книг. Гуслицкий орнамент завершил традицию украшения русской старообрядческой рукописной книги, создав ни с чем не сравнимый стиль письма, поэтому он вызывает интерес искусствоведов. Жителям Подмосковья он особенно близок, так как у них есть уникальная возможность изучить самобытное народное искусство, приобщить к нему детей. Пробные уроки в школе показали, что ребята знакомы с историей рукописных книг и с большим интересом вели о них беседу, выразили желание попробовать рисовать орнамент. Такие уроки духовно обогащают учеников, воспитывают уважение к истории юго-восточного Подмосковья.

Задача данных методических рекомендаций ознакомить учителей школ с гуслицкой росписью, как с одним из видов декоративного искусства.

Гуслицкая орнаментика.

Среди большого разнообразия промыслов вершиной искусства гуслицких мастеров стало книжное ремесло. По всей России известны были гуслицкие рукописные книги. Украшением книг занимались искусные мастера, которые владели навыками не только старославянского письма, но и украшали книгу великолепными миниатюрами, заставками и инициалами. Необыкновенная красота росписи, отсутствие повторяющихся узоров придавали содержанию церковных книг особую возвышенность, вселяли в душу умиротворённость и гармонию. Книги отличаются ярким пышным орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко, орнамент исполнен в многообразии оттенков синих, красных, зеленых и желтых тонов, с золотом. Излюбленный элемент гуслицкой росписи птички: поющий петушок, павлин с разноцветным хвостом, птица, вытянувшаяся и клюющая ягоды, восседающие на верхушке дерева - символ добра, приносящий добрую весть. Отличительной чертой, характеризующий гуслицкий орнамент, является цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. Заставка-рамка "гуслицкого письма" занимала титульный лист полностью. Цветок же помещался на обороте справа или слева от текста первого песнопения, который начинался огромным, в половину листа, а то и в лист орнаментированным инициалом. Разделы книг обозначались заставками из вьющихся широких листьев. Тексты писались круглым, слегка вытянутым полууставом с четким разделением на слоги.

Характеристика заданий, способствующих освоению школьниками гуслицкой росписи.

Методика изучения гуслицкой росписи в школе, на наш взгляд, хорошо видна в системе описания заданий для школьников. Последовательность выполнения каждого задания объясняется учителем и представлена на специальной карточке, имеющей свой номер, название, описание выполнения работы и зрительно - наглядный ряд. Использование карточек-заданий, как дидактического материала, дополняется специальными таблицами, необходимыми средствами, позволяющими освоить основные приемы росписи (карточки-задания и таблицы см. в приложении).

Данные задания сами по себе не сложные и связаны с последующим изучением гуслицкого орнамента. Ученик, выполняя задания, изучает предложенный ему материал, что подготавливает его к последующей более сложной работе. Учитель должен четко обозначить цели и задачи каждого урока, не перегружая излишней информацией, незнакомыми терминами, которые мешают усвоению нового материала.

Для качественного выполнения задания на урок необходимо заготовить раздаточный материал (карточки-задания, индивидуальные для каждого ученика).

Мы рекомендуем их использовать в той же последовательности, в которой они расположены.

Особое внимание следует уделить подготовке к уроку декоративного рисования. На парте у учеников должны быть необходимые материалы. Для обучения гуслицкой росписи необходимо подготовить кисти, баночку, палитру, тряпочку для удаления лишней влаги. Бумага не должна быть мелованной, на ней не получится хорошей штриховки кистью. Для выполнения хорошей качественной работы желательно иметь плотные листы.

Для штриховки целесообразно использовать кисти № 1; 2 (белка или колонок). Для выполнения контурных линий - колонок, синтетика - № 0; 1. Для лучшего качества штриховки желательно, чтобы кисти были упругими. Если линии получаются недостаточно тонкими, то край ворса можно проредить. В начальной школе можно использовать гелиевые ручки и цветные карандаши, это способствует развитию и закреплению графических навыков.

Карточка-задание № 1

"Выполнение элементов гуслицкого орнамента".

Выполнение работы на карточке поможет ученикам ознакомиться с элементами гуслицкого орнамента. Неоднократное повторение рисунка цветка и завитка поможет освоить и закрепить полученные навыки. При выполнении данного задания можно воспользоваться таблицей № 1, где показана схема построения цветов. Работая самостоятельно, ученик изучает особенности стиля, обретает уверенность. За один урок ученик нарисует несколько разнообразных элементов. Такая форма обучения сделает его живым, интересным и доступным.

Карточка-задание № 2

"Цветы".

Прежде чем приступить к выполнению работы на карточке № 2, следует обратить внимание на выполнение штриха. Штриховку можно производить как по направлению к себе, так и от себя. При выполнении штриховки следует обратить внимание на положение руки с четкой фиксацией локтя, т.е. в процессе работы он должен опираться на поверхность стола, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении.

Цветочек штрихуется по форме лепестка "на растяжку", насыщеннее к основанию элемента. Работа начинается с обводки лепестков желтым цветом, затем штрихуются лепестки, верхняя часть которых остается белой, не заштрихованной. Работа продолжается красным, а затем синим цветом, штрих как бы моделирует объем элементов. Контур цветка подчеркивается желтой или зеленой краской, а иногда сразу двумя цветами, сначала - желтым, а край лепестка - зеленым, в зависимости от того, какой цвет в орнаментальной композиции нужно уравновесить. Весь рисунок цветка обводится черным контуром. Для выполнения качественного штриха необходимо удалять лишнюю воду с кисточки, сделав несколько предварительных штрихов на палитре (см. таблицу № 1).

Карточка-задание № 3

"Деревья".

Полевые украшения представляют собой небольшую орнаментальную композицию, которая выделяла и украшала начало какого-либо раздела книги. Гуслицкие мастера любили изображать изящных цветных птичек в верхней части композиции.

Для композиционного решения характерно: выстраивание вертикальной композиции, нанизанность элементов, движение вверх, пропорциональность и соразмерность элементов.

Для цветового решения характерно: чередование красного, синего, белого цветов и, дополнительных к ним, желтого и зеленого. Иногда в композиции появляется оранжевый цвет, который получается способом наложения красного цвета на желтый. (См. таблицу № 2)

Изучение цветовых сочетаний поможет ребятам подобрать интересные цветовые решения и выполнить творческую работу. Опыт показывает, что ученики, усвоив принцип чередования цветов, рисуют бесконечное количество вариантов орнамента.

Карточка-задание № 4.

"Дорисуй орнамент"

Для его выполнения мы предлагаем более сложные элементы гуслицкого орнамента. Если первые упражнения проводятся с предварительным показом учителя, то в данном задании ученик может проявить больше самостоятельности, так как он уже ознакомился с последовательностью выполнения работы. Чтобы у учеников не пропадал интерес к работе, задания постепенно усложняются, и их выполнение будет требовать все больше внимания и трудолюбия, совершенствования навыков.

Задания № 5, 6.

В качестве творческой работы мы предлагаем выполнить иллюстрацию к русской народной сказке, в орнаментальной рамке, составленной из элементов гуслицкой росписи.

Безусловно, за семь уроков, ученики не освоят роспись в совершенстве, но творческий процесс обязательно будет "витать в воздухе", а это является неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства.

Методические рекомендации к проведению уроков ИЗО по теме "Гуслицкая роспись".

С учетом возраста, накопленных знаний и художественного опыта, с ДПИ дети знакомятся на протяжении всего времени изучения изобразительного искусства. Познакомить школьников с гуслицкой росписью можно в разных классах общеобразовательной школы на протяжении небольших отрезков учебного времени (1-2 урока), соблюдая определенную последовательность и учитывая возраст, знания и умения учащихся.

Гуслицкая роспись - это творчество, отточенное столетиями. Поэтому техника ничего не представляет без глубокого изучения традиций. Особое внимание при изучении гуслицкого орнамента следует уделить не только рисованию элементов орнамента, но и приобщению ребят к исследовательско-поисковой работе. Задача педагога - помочь ребенку включиться в творческий процесс, увлечься им и ощутить удовлетворение от выполненной работы, духовный подъем. При этом обучение тесно переплетается с воспитанием. Последнее на наш взгляд становится особенно действенным, так как оно не навязчиво, косвенно, а потому не встречает сопротивления и проникает в самую душу ученика. В такие минуты он ощущает себя не ребёнком, не школьником, а творцом. Задача педагога состоит в том, чтобы закреплять это состояние многократно, стимулируя учащихся к осознанию своей принадлежности к русской национальной культуре.

Примерное тематическое планирование уроков:

№№ Тема урока Кол-во час.
1. История культуры родного края. Рукописные старообрядческие книги. Гуслица (беседа). 1
2. Гуслицкий орнамент. Освоение приемов гуслицкой росписи. Выполнение карточки- задания № 1. 1
3. Последовательность выполнения росписи (Цветы). Выполнение карточки-задания № 2. 1
4. Выполнение карточки № 3 "Деревья". 1
5. Выполнение карточки № 4 "Дорисуй орнамент". 1
6-7. Выполнение иллюстрации к русской народной сказке, в орнаментальной рамке, составленной из элементов гуслицкой росписи (творческая работа). 2
8. Итоговый урок. Выставка работ. 1

Всего: 8 часов

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

Урок 1.

История культуры родного края. Рукописные старообрядческие книги. Гуслица.

Урок-беседа. Беседа носит познавательный характер и способствует расширению кругозора, развивает внимание, мышление, память. История Гуслицкого края. Рукописные книги. История возникновения и развития шрифта. Важно создать условия, чтобы дети смогли убедиться в красоте и самобытности гуслицкого книжного орнамента, сделать акцент на мастерство наших предков, глубину их души, что помогло им создать немеркнущее со временем великолепие.

Урок 2.

Гуслицкий орнамент. Освоение приемов гуслицкой росписи. Выполнение карточки-задания № 1.

Цель упражнения - отработать рисование цветов и листьев. Наметь линию движения листьев и цветов, обратить внимание на симметричность выполнения цветов. Выполненные в карандаше элементы можно обвести черной гелиевой ручкой, но лучше контур обвести кистью №№ 0, 1 (белка), что будет способствовать приобретению навыков кистевой росписи.

Урок 3.

Последовательность выполнения росписи (цветы). Выполнение карточки-задания № 2

Задание направлено на освоение техники штриховки кистью. Показать выполнение штриховки кистью (карандашом, гелиевой ручкой). Обратить внимание на последовательность выполнения работы цветом. Роспись выполнить с применением красного, синего, желтого, зеленого цветов. Контур обводится черным цветом. Целесообразно первоначально попробовать штриховать на отдельном листе, а затем выполнять работу на карточке (см. таблицу № 1).

Урок 4.

Выполнение карточки-задания № 3 " Деревья".

Карточка на закрепление графических навыков школьников содержит два задания: первое задание состоит в выполнении копии предложенной орнаментальной композиции; второе задание - выполнение двух орнаментальных композиций, которые необходимо заштриховать, учитывая цветовую гамму, характерную для гуслицкой росписи. Для цветового решения характерно: чередование красного, синего, белого цветов и, дополнительных к ним, желтого и зеленого. Иногда в композиции появляется оранжевый цвет, который получается способом наложения красного цвета на желтый (см. таблицу № 2).

Урок 5.

Выполнение карточки-задания № 4 "Дорисуй орнамент".

В данном упражнении предлагается дорисовать орнаментальную композицию. Выполнить задание сначала в линиях. Обратить внимание на симметрию рисунка, соразмерность элементов. Затем элементы орнамента отштриховать по данному образцу.

Урок 6, 7.

Выполнение иллюстрации к русской народной сказке, в орнаментальной рамке составленной из элементов гуслицкой росписи.

Строение книги. Художники - иллюстраторы: Билибин И., Маврина Т. и т.д. Большой наглядный материал. Привести примеры сочетания иллюстрации с орнаментальной композицией. Обратить внимание на композиционный центр (главное и второстепенное), соразмерность элементов композиции и целостность цветового решения.

Урок 8.

Итоговый урок. Выставка работ.

Итоговый урок-обобщение. Вопросы-ответы, народная музыка. Кабинет оформлен работами учеников. Ребята защищаются на звание "ученик гуслицкого книжного мастера". Здесь каждый может проявить себя, задавая интересные вопросы, оценивая творческую деятельность ученика-мастера.

Искусство преподавания требует творческого подхода. Мы надеемся, что предлагаемая методика поможет учителям школ творчески использовать теоретические знания в практике обучения.

Литература:

  1. Е.А. Агеева. Научный сотрудник музея МГУ. "Гуслицы" Историко-краеведческий альманах. Вып. 5. Ильинский Погост, 2007.
  2. Е.А. Агеева. Книжность старообрядческого Подмосковья: (По мат-лам полевых наблюдений в Моск. Коллекции ОРК и Р НБ МГУ)// Старообрядчество: История, культура, современность: Тез.М.1997 С.197-202
  3. Гуслица старая и новая: Мат-лы межрегион. научно-практ. конф. (Куровское, 29-30 окт. 2003 г.). М., 2004.
  4. С.С.Михайлов, История Гуслицкого края. Гуслицкая округа. Историко-краеведчский альманах. Куровское, 2006.
  5. С.С.Михайлов, История Гуслицкого края. Гуслицкая округа. Историко-краеведчский альманах западной Мещеры. Куровское-Давыдово, 2007.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6.