Открытый урок по программе А.А. Плешакова "Окружаюший мир", 3 класс, на тему "Питание"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока нового учебного материала посредством технологии игры-исследования.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Цели по содержанию:
Образовательная:

  • способствовать пониманию учащимися важности сохранения своего здоровья, осознанию проблем, связанных с неправильным питанием.

Развивающая:

  • способствовать развитию умений учащихся пользоваться разными методами исследования.
  • способствовать развитию умения самостоятельно отбирать и использовать нужную информацию.
  • способствовать формированию умений выделять главное в содержании текста учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию.
  • способствовать формированию адекватной оценки собственной деятельности и деятельности учащихся класса.

Воспитательная:

  • способствовать формированию у учащихся позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья.
  • способствовать воспитанию у учащихся культуры поведения во время приёма пищи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас. 3 класс» в 2-х частях, часть 1, Москва, Просвещение, 2003, стр. 144-147.
  2. Дидактический материал:
    • папка исследователя у учителя и учащихся (в неё входят карточки с изображениями методов исследования (см.Приложение №1 ниже) и кармашками, в которые вложены чистые листы для записи наблюдений)
    • карточки с заданиями
    • карточки-инструкции
    • карточки с дополнительной информацией по теме исследования
  3. Таблица с изображением изучаемого объекта
  4. Презентация на тему «О питательных веществах»
  5. Энциклопедия «Большая книга «Почему»/ в переводе с итальянского О.Живаго, издание на русском языке. ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 год, с.182 – 183.
  6. Энциклопедия «Обо всём на свете от А до Я», Москва, «МАХАОН», 2007, с.47

Оборудование: компьютер, экран, проектор, стаканы с питьевой водой, упаковки от различных продуктов.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1. Минутка вхождения в урок

Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!

Прозвенел давно звонок, мы готовы на урок!

2. Этап целеполагания.

Прослушайте отрывок из стихотворения про Робина Бобина Барабека и скажите, почему у бедняги Робина заболел живот:

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом…
А потом и говорит:
-- У меня живот болит!

 -- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Открывает написанную на доске тему урока, дополняет её (Верно, мы будем говорить о правильном питании, о питательных веществах, необходимых организму, и о пищеварительной системе).
-- Прочитайте хором тему урока и попытайтесь определить цель нашего урока.
На доске слова- помощники:

  • познакомимся с …
  •  узнаем о…

Сегодня у нас будут работать группы «Аппетит» и «Здоровье», которые будут проводить исследование.

 

 

 

Ответы детей:
Живот заболел оттого, что ел всё подряд, неправильно питался и т.п.

 

Мы будем говорить о правильном питании.

 

Познакомимся с работой пищеварительной системы
Узнаем о правилах правильного питания
Узнаем о питательных веществах

3. Актуализация знаний и умений

-- Ребята, вспомните методы исследования и назовите их. (Приложение №1)

Вспоминают и называют методы исследования.

4. Первичное усвоение знаний.

На доске появляется запись: пища – а + е + варенье – ь + и = ?
Определите тему нашего первого исследования.
Совместная работа:

  1. Подумай о том, что ты уже знаешь. Попробуй дать определение.
  2. Просмотри и прослушай сообщение. (метод «Посмотреть на компьютере») (см.Презентация)
  3. Рассмотри таблицу в учебнике и на доске. Используя текст учебника (с.145-146), дополнительную информацию на карточке жёлтого цвета, составь (зарисуй или запиши схему путешествия пищи по нашему организму).
  4. Проведи эксперимент: сделай глоток воды. Пронаблюдай, дышал ли ты в этот момент?
  5. Спроси товарища в группе, что он знает о пищеварительной системе организма человека, сам поделись своей информацией с соседом.
  6. Задай себе вопрос: «Что ещё я хотел бы узнать по данной теме?»
  7. Сделай вывод по теме исследования.

Как происходит пищеварение.

Работа в группах под руководством учителя.

 

 

 

 

 

Заслушивается 1-2 выступления.

Физкультминутка

Нос суёт свой Игорёк то в варенье, то в медок.
Ой, боюсь я, как бы нос к банке с мёдом не прирос!

Дети выполняют предлагаемые учителем упражнения.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Сейчас предстоит каждой группе потрудиться самостоятельно. Тема работы группы -- «лишняя» фраза или слово среди записанных на карточке. (см.Приложение №2)Найдите её и объясните вашу точку зрения.
Группа «Аппетит»: скелет, мышцы, зубы, осанка, кости.
Группа «Здоровье»: Укрепляй мышцы тела: больше двигайся. Правильно сиди за партой, не сутулься. Правильно питайся. Тяжёлый груз распределяй равномерно в обе руки.
Пользуясь инструкцией (карточка красного цвета) и дополнительной информацией (на карточке синего цвета), составьте план исследования (последовательность методов исследования).
Проведи исследование, пользуясь карточкой зелёного цвета.

Читают написанное на карточках, осмысливают, определяют тему для исследования . Обосновывают свою точку зрения.

6. Закрепление учебного материала.

Продумайте содержание своего выступления, используя материалы, наработанные различными методами.
Обобщите полученный материал и подготовьтесь сделать сообщение.

Выступления детей из каждой группы

7. Информация о домашнем задании.

Предлагает учащимся вариативное домашнее задание:

  • Продолжить исследование на выбранную тему дома, включив неиспользованные на уроке методы исследования
  • Сделать памятку «Как правильно питаться» в виде рисунков.

Индивидуально выбирают оптимальный вариант домашнего задания, записывают его в дневник.

8. Выводы по уроку. Рефлексия.

(цветовая)
Учитель предлагает каждому ученику оценить собственную работу на уроке (с помощью цветных сигналов).
Благодарит учащихся за работу.