Комплексная воспитательная игра "Материк Золотой Пчелы", введение в образовательную программу "Игра - дело серьезное"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цель: формировать у детей умение выделять наиболее важные качества в человеке, способствовать раскрытию у него положительных качеств.

Задачи:

  • Дать представление о пионерской организации.
  • Вовлечь детей в игровую деятельность.
  • Помочь ребенку осознать и реализовать свои способности и возможности.
  • Способствовать созданию пространства общения и взаимодействия, стремление к комфортному общению.
  • Развивать коллективизм, коммуникабельность, лидерские качества, чувство любви к дому, воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (или интерактивная доска), презентация, нарисованный и разрезанный на части «Материк», нарисованный «Материк» на листе ватмана, нарисованный и разрезанный на кирпичики дом, нарисованный дом на листе ватмана, заготовки из ватмана в виде круга для рефлексии, маркеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

СЛАЙД 1 <Приложение 1>

1. Организационный этап. Знакомство с детьми. Представление себя.

2. Теоретическая часть.

СЛАЙД 2 <Приложение 1>

– Сегодня, я хочу вас пригласить в страну Пионерию. Что вы знаете о пионерах?

Пионерия – это такая страна,
Где правит игра и живет детвора.
Здесь места скуке вам не найти.
Здесь каждый сумеет друзей обрести.
В той стране нет места лени,
Не бывает грустно там.
Наш девиз, значок и галстук
Помогают в этом нам.
На значке сем видно пчелку –
Пионерский это знак
Пчелка всем нам помогает
Делать дело – только так!
В организации у нас
Девиз отличный есть.
Его мы скажем вам сейчас
За Дело! Дружбу! Честь!

Пионер – это «первооткрыватель», «идущий впереди». Отличительный знак пионера – это галстук и символ организации «Пионеры Башкортостана» Золотая Пчелка.
Пионеры всегда интересно и весело проводят время. А вы любите играть? А чтобы интереснее было играть, давайте разделимся на две команды.

СЛАЙД 3 <Приложение 1> «Пчелка – послание » (в конверте раздаются «пазлы – материк»)

– Мы с Пчелкой предлагаем Вам создать свой Материк, освоить его и начать свое путешествие по нему. Для этого Вам нужно сложить части так, чтобы у вас получился красивый материк.

(Самостоятельно собирают пазлы)

СЛАЙД 4 <Приложение 1>

– Посмотрите на материк. Здесь на карте не хватает названий участков. Давайте мы назовем их по-своему, как вам нравится. Например: озеро Надежды, водопад Милосердия.

(Играет музыка. Придумывание названий, занесение их в карту. Каждая команда читает свои названия, наиболее удачные вписываем в карту, расположенную на интерактивной доске.)

– Представьте, мы сейчас на этом Материке. Откуда мы начнем свое путешествие? (Варианты детей.) Для того, чтобы спокойно исследовать один участок за другим, нам нужно где-то жить. А где мы будем жить? Да, нам необходим дом. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где будет нам тепло, уютно и комфортно, где нас любят и принимают такими, какие мы есть. Девиз пионеров: За Дело! Дружбу! Честь!
– Какие же законы соблюдают пионеры?
– Какими качествами они должны обладать?
– Давайте мы постараемся ответить на эти вопросы. А поможет нам участие в общем деле. Мы построим наш дом. Вы согласны? Строительство дома всегда начинается с проекта. – – Давайте обратимся за помощью к Пчелке.

СЛАЙД 3 <Приложение 1> «Пчелка с конвертом», раздаточный материал – кирпичики дома.

Физкультурная пауза: Дом будем строить кирпичный. Давайте сначала мысленно представим его. И покажем некоторые детали. Встали все.
Давайте представим и покажем руками: фундамент дома, стены дома, крыша дома, откроем дверь, откроем окна дома, и в окно покажем свое улыбающееся лицо. На вас дует теплый ветерок. Над вашим домом светит яркое солнце и ласкает вас своими теплыми лучами.

– Вам сначала нужно будет построить дом из кирпичей, но кирпичи необычные. Каждый кирпич с особым свойством – качеством людей, которые могут дружно, мирно жить в этом доме. На каждом кирпичике нужно написать качества.
Например, фундамент – надежность. Следующее качество, которое нужно людям живущем в одном доме – чувство долга. Согласны?
Остальные качества вы напишете, обсудив все вместе на кирпичиках своих домиков.
На эту работу у нас есть 5 минут. (Играет музыка)

Самостоятельная работа СЛАЙД 5 <Приложение 1>

Выявление качеств

– У нас получились замечательные домики.
– Какие кирпичики использовали? (каждая команда называет свои качества)
– Именно этими качествами будут обладать жители этого дома.
– Вы бы хотели жить в этом доме?
– Молодцы.

(На интерактивной доске появляется проект дома, где в каждый кирпичик учащиеся записывают выборочно наиболее важные качества: надежность, чувство долга, любовь, взаимопонимание, терпение, доброта, уважение, трудолюбие, доверие, или те же качества дети записывают на кирпичиках нарисованного дома на ватмане.)

– Как вы думаете, пионер должен обладать этими качествами? Основное правило пионеров – правило «4 сами»:

СЛАЙД 6 <Приложение 1>

1. Сами планируем
2. Сами готовим
3. Сами проводим
4. Сами анализируем.

– Мы с вами на сегодняшнем занятии воспользовались этими правилами, как настоящие пионеры.
1. Сами планируем.
– Мы сами спланировали материк? (Ответы детей)
2. Сами готовим.
– Мы сами определили из каких кирпичиков должен быть построен наш дом? (ответы детей)
3. Сами проводим
– Мы сами построили наш дом? (Ответы детей)
4. Сами анализируем
– Анализом нашей деятельности мы сейчас с вами занимаемся.
– Давайте подведем итог. Помните, я вам называла девиз пионеров, и у нас был вопрос: Какие законы соблюдают пионеры?

СЛАЙД 7 <Приложение 1>

– Вы все участвовали в общем деле, построили дом на радость и пользу себе и людям.
Каким законом мы с вами руководствовались исходя из девиза? (Закон ДЕЛА)
2. Дом построили дружно, все вместе? К какому закону можем отнести это? (Закон ДРУЖБЫ)
3. Мы довели свое дело до конца? Никого не обидели?
Какой закон мы соблюдали? (Закон ЧЕСТИ)
Вы выполнили законы и правила пионеров. С чем я вас и поздравляю.
Осталось самое главное. Дом построен. Мы знаем, что мы его строили для себя. Осталось что сделать? Правильно, заселиться.

СЛАЙД 8 <Приложение 1> (Слайд улыбающиеся лица в окнах, дым, цветочки)

Материк наш большой. Интересных и полезных дел на нем не счесть. Мне очень понравилось, как вы с удовольствием и желанием начали дело на Материке.
Мне было очень приятно с Вами общаться.
Я увидела в вас доброту, трудолюбие, внимательность, общительность и ещё те качества, которые присущи пионерам, и у меня появилось желание посвятить вас в кандидаты в пионеры. Вступая в наши ряды, вы приобретете новых друзей, узнаете много интересного об окружающем вас мире и как правильно себя вести в различных ситуациях. У нас вы сами сможете выбирать те темы и мероприятия, которые вам интересны для подробного изучения. ходить в увлекательные походы. Приобретете навыки общения, лидерства, экономические знания (как зарабатывать и управлять деньгами), организаторские способности.
Вам это интересно? (Ответы детей)

Рефлексия. Вам понравилась сегодняшняя наша встреча? На столах у вас лежат заготовки для смайликов. Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

Выразите свое настроение после занятия, проанализировав:

– насколько я, то есть вы каждый лично, были активны,
– насколько были активны ваши соседи,
– и в целом, какое у вас настроение после нашего мероприятия.

– Нарисуйте, пожалуйста, на этих заготовках ваше настроение, после занятия используя варианты, предложенные на экране (отличное, хорошее, плохое).

– А теперь давайте сделаем «Крышу хорошего настроения» используя ваши нарисованные улыбающиеся лица, закрепив их на крыше нашего дома. (На ватман приклеиваем, на доске рисуем).

СЛАЙД 10 <Приложение 1>

– Дальнейшее исследование Материка мы продолжим на следующих мероприятиях. Добро пожаловать в нашу организацию, где вас ждут интересные и познавательные дела.

Литература:

  1. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений и специалистов учреждений молодежной политики по работе с первичными объединениями Республиканского движения молодежи. «Деятельность детских и молодежных общественных организаций» Автор-составитель: Антонова И.Н. – Уфа: 2007. – 200 стр.

  2. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. Кипарис-11. Учебно-методическое пособие /под общей редакцией Хуснутдиновой И.Н./ – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.