Образовательная программа дополнительного образования по театральной деятельности (театр кукол) для детей школьного возраста (7-14 лет)

Разделы: Внеклассная работа


«Главная, неотразимая сила театра заключается в живом, трепетном сердце актера, в его пламенных мыслях и чувствах».
А.Д.Попов

Театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах действительности, воплощенной в театральном искусстве.

Сегодня данный  вид искусства очень актуален и  значим для гуманизации образования и воспитания. Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки.

Образовательная программа дополнительного образования «Веселый Буратино» для детей школьного возраста имеет художественно-эстетическую направленность, является модифицированной. За основу взята программа Л.А Уфимцевой.

Программа «Веселый Буратино» вводит ребенка в мир театрально-игровой деятельности, знакомит с основами кукольного театра. Действуя от имени своего персонажа, ребенок погружается в мир фантазии, знакомый ему по домашнему общению с куклой, свободно обращается с куклой-партнером, учится слушать, совершать осмысленные действия (куклы и свои).

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Программа позволяет средствами театрализованной деятельности решать воспитательные  задачи, развивать творческие способности ребенка, учит видеть прекрасное в жизни и в людях, развивает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Она предусматривает знакомство и использование социокультурных возможностей среды, включение детей в систему социальных отношений и приобретение социального опыта,  способствует формированию социально – необходимых знаний и навыков, повышению общей культуры дошкольников. Это делает программу актуальной и практически значимой.

Отличительными особенностями  данной программы является:

  • то, что она модифицированная – адаптирована  к условиям образовательного процесса т/о «Веселый Буратино».
  • программа первого года обучения реализуется на базе образовательных   учреждений, обучающиеся второго и третьего годов обучения занимаются на базе ДДТ № 1. Набор детей первого года обучения проводится на основе начальной школы в двух возрастных категориях: 1-2 классы (7-8 лет) и 3-4 классы (9-10 лет). Продолжая обучение по программе «Веселый Буратино», обучающиеся первой возрастной категории закончат обучение в возрасте 10-11 лет, а обучающиеся второй возрастной категории закончат обучение в возрасте 12-14 лет.

В программу мною внесены следующие изменения:

  • для обучающихся второго года занятия проводятся по 3 часа  2 раза в неделю, т.е. 6 часов в неделю (время занятий второго и третьего года обучения может изменяться в зависимости от недельной часовой нагрузки педагога);
  • изменено количество часов на изучение теории и практики  для обучающихся второго и третьего года обучения;
  • учебно-тематическое планирование строилось с учетом культурной жизни города, его традиций и материально – технических возможностей т/о;
  • изменен примерный репертуар всех трех лет обучения исходя из материально – технического оснащения т/о.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006года №06-1844 «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей» и реализуется в творческом объединении театр кукол «Веселый Буратино»  МОУ ДОД «ДДТ№1»

Цель программы: творческое развитие детей в театрализованной деятельности, приобретение нового социального опыта.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • познакомить, расширить и углубить знания детей в области театральной деятельности и, в частности, традиционного театра кукол;
  • содействовать развитию творческих и коммуникативных  способностей детей и чувства прекрасного;
  • способствовать развитию воображения, фантазии, мышления;
  • способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств личности;
  • оказывать помощь в приобретении нового социального опыта.

Использование данной формы работы не предусматривает разделение детей на художников и исполнителей, хотя, в процессе работы, у детей могут проявляться некоторые склонности к какому-либо виду деятельности. Следовательно, количество детей, посещающих занятия, не более 15 человек.

Программа рассчитана на три года обучения и состоит из двух уровней:

  • подготовительный – один год,
  • театрально-постановочный – два года.

Группы формируются с учётом возрастных особенностей; возраст детей от 7до 14 лет.

Первый год обучения – в неделю проводятся два занятия по два часа, всего 144 часа. Второй и третий  годы  обучения – в неделю проводятся два занятия по три часа, всего 216 часов.

Ожидаемые результаты

Первый год обучения

  • Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
  • Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций,   темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
  • Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению кукол в технике папье-маше.
  • Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
  • Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.

Приложение