Урок по курсу "Геометрия для младших школьников". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тема: Построение развертки призмы и пирамиды.

Цель: сформировать навык построения разверток геометрических тел.

Задачи:

  • С помощью циркуля, линейки научиться строить развертки призмы и пирамиды.
  • Развивать логическое мышление.
  • Показать на примере, что любая ошибка в проектировании может привести к трагедии.
  • Создание благоприятной атмосферы для развития творческой личности.

Наглядность:

  1. Иллюстрация: ступенчатая пирамида фараона Джосера из Саккара;
  2. Алгоритм построения развертки призмы.
  3. Алгоритм построения развертки пирамиды.

ХОД УРОКА

1. Разминка (отвечать нужно быстро и коротко)

  • Что означает слово «геометрия»?
  • Линия, у которой нет ни начала, ни конца.
  • Простой инструмент для проведения прямой линии.
  • Расстояние от точек окружности до ее центра.
  • Отрезок, соединяющий две точки окружности.
  • Треугольник, у которого две стороны равны.
  • Хорда, проходящая через центр окружности.
  • Фигура, у которой все углы прямые и все стороны равны.
  • Часть окружности.

Задачи на сообразительность.

  • Представим себе, что в центре арены цирка стоит обезьянка, а у края арены – дрессировщик. Дрессировщик обходит арену кругом. При этом обезьянка поворачивается и все время смотрит на дрессировщика. Как вы считаете: обошел ли дрессировщик «вокруг» обезьянки?
  • Можешь ли ты очертить «вокруг» себя мелом и, не выходя из него, принести книгу из соседней комнаты?
  • На что пойдет больше краски – на окрашивание квадрата или фигуру, изображенную снизу?

Рис.1

2. Изучение нового материала

Учитель: На уроках геометрии мы узнали много нового о геометрических фигурах. Много тысяч лет назад геометрия зародилась в Древнем Египте и мы начали изучение своего курса с исторической справки.

Сообщения о пирамидах на гробницах (сообщения обучающихся).

  • «Кони устали…Рамсес… остановился под кущей пальм между группой пирамид и сфинксов. На площади поверхностью приблизительно в квадратный километр размещено множество гробниц…, над которыми возвышаются три величайшие пирамиды: Хеопса, Хефрена и Микерина. Эти колоссальные сооружения удалены друг от друга всего на несколько сотен шагов. Три пирамиды стоят в один ряд…, а к востоку. Поближе к Нилу, лежит Сфинкс, у ног которого расположен подземный храм Гора.

Пирамиды, и в особенности пирамида Хеопса, поражают своими размерами. Последняя представляет собой остроконечный каменный холм высотой в 35 ярусов (137 метров), стоящий на квадратном основании, каждая сторона которого равна почти тремстам пятидесяти шагам (227 метров)… На ее постройку пошло такое количество камня, что из него можно было бы воздвигнуть стену выше человеческого роста и толщиной в полметра, а длиной 2500 км».
Болеслав Прус «Фараон».

  • В очень далеком прошлом в Египте правил фараон Джосер. Именно при его дворе жил удивительно талантливый и на редкость мудрый человек – Имхотеп. Еще при жизни ему оказали высшие почести, ибо он был мудрец. Его считали покровителем медицины, письменности, образования, ремесла, искусства и науки. После его смерти в Египте была установлена статуя с надписью: «Высший сановник (чиновник) фараона Верхнего Египта, первый после правителя Нижнего Египта, смотритель дворца, советник по праву наследования, верховный жрец (хранитель) Гелиополя, зодчий, скульптор и главный изготовитель ваз».

Согласно египетскому писанию, Имхотеп является основоположником каменного строительства на Земле, и его называют «создателем каменного зодчества». Благодаря его знаниям и таланту было положено начало новой эпохи – эпохи пирамид.
Пирамида фараона Джосера – первое большое каменное строение на Земле. Массивные плиты и блоки заготавливались прямо возле строительной площадки, а материал для отделки доставляли с противоположного берега реки Нил. Территория вокруг пирамиды считалась особенной, священной. Ее обносили забором. (Священное пространство вокруг пирамиды фараона Джосера, обнесенное забором десятиметровой высоты).

Учитель: А знаете ли вы, где произошла первая в мире строительная катастрофа? Тоже в Египте! В результате землетрясения или того, что угол наклона был слишком крут, тяжелая каменная отделка поползла вниз и увлекла за собой многие блоки. Вся эта лавина камней быстро засыпала большую территорию вокруг пирамиды, где находились десятки тысяч рабочих и рабов. Страшно даже представить сколько жизни унес обвал этой искусственной горы.

Рис. 2. Ступенчатая пирамида фараона Джосера из Саккара.

Как вы думаете, почему мы сегодня начали разговор о пирамидах? (Формулируется тема, цель урока).

Работа в парах. Раздается алгоритм построения развертки призмы, пирамиды (выполненный в виде чертежа). Необходимо разобраться в этапах построения и «озвучить».

Рис. 3. Алгоритм построения
разверткипирамиды

Рис. 4. Алгоритм построения
развертки призмы

3. Практическая работа «Архитектурное проектирование из геометрических фигур»

1. Подготовительный этап

Инструменты: линейка, циркуль, лист бумаги с изображением какого-либо ландшафта (горы, степь, океан, лес и т.п.).
Учитель: готовясь к работе, необходимо выбрать стиль твоего будущего замка и подобрать к нему соответствующий ландшафт, то есть фон, на котором он будет построен. Данная работа требует от тебя много фантазии и выдумки. Не бойся творить и выдумывать. Данная работа выполняется самостоятельно. Если у тебя возникает вопрос, постарайся найти на него ответ в учебнике. За помощью к учителю обращайся в крайнем случае.

2. Этап подготовки «строительного материала»

  • Построение разверток поверхности геометрических тел.
  • Вырежи и склей основные элементы строения.
  • Выложи детали замка на фоновом листе и подумай, чем еще можно дополнить.

3. Этап защиты фантастической идеи

Рассказать о своем замке. Кто там живет и чем занимается, почему построен такой замок и почему в данном месте. При рассказе не забудьте о геометрических фигурах.

4. Рефлексия (поставить + или –)

  • Доволен ли ты как прошел урок?
  • Было ли тебе интересно на уроке?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Сумел ли ты показать свои знания?

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

Имея модели призмы и пирамиды, сделать необходимые измерения и построить развертку.