Статья "Обучение малым жанрам публицистического стиля как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Разделы: Русский язык


По требованиям ГОС Федерального компонента, коммуникативная компетенция должна выражаться в речевой деятельности, в частности, в умении создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социокультурной, учебно-научной, деловой сферах общения.

Общеизвестно, что однообразие типов школьных сочинений приводит к тому, что учащимся надоедает писать сочинения уже в средних классах. Задание написать сочинение, используя такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение воспринимаются учениками как очередное учебное упражнение и не вызывает живого интереса и желания писать.

В настоящее время изменяются и виды творческих заданий, предлагаемых учащимся на ЕГЭ. Самой сложной является часть С, предполагающая создание собственного небольшого (150-180 слов) текста, как правило соотносимого с каким – либо типом речи. Например: “Напишите небольшое сочинение – размышление по прочитанному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией автора?”. Кажущаяся простота такого задания требует сформированности целой системы умений и навыков: способности к логическому мышлению, навыков, связанных с орфографическим, пунктуационным, речевым и стилистическим оформлением текста.

Все шире в школьную практику вводится работа над различными жанрами публицистического стиля. Становится очевидным, что интерес к обучению учащихся текстопорождению в жанровых формах не случаен, поскольку эти сочинения позволяют развивать творческие способности учащихся, дают возможность выразить свою индивидуальность, расширить картину мира.

Современные дети хотят не просто писать сочинение, а овладевать теми речевыми жанрами, которые существуют в реальной речевой практике. Именно к ним относятся газетные жанры, в том числе информационные. СМИ играют в нашей жизни большую роль. Благодаря им читатели, зрители, слушатели постоянно знакомятся с происходящими социально – политическими событиями, новостями науки, культуры, искусства. Наиболее демократичным средством массовой коммуникации является газета. В информационных газетных жанрах (хронике, заметке, репортаже, интервью) преобладает задача сообщения, передачи информации. Поэтому большое значение имеют оперативность, новизна факта, его достоверность. Информационные жанры различаются соотношением между чистой информацией и выражением личностного авторского начала.

Рассмотрим, как была построена работа на уроках развития речи в 7-м классе по теме “Публицистический стиль”. После знакомства с характерными особенностями данного стиля, основными стилевыми чертами, идет знакомство с различными газетными жанрами, ученики знакомятся со спецификой работы журналиста. Ученики работают с материалами городской газеты “Школьная жизнь”, лицейской газеты “Лига”, знакомятся с тем, что из себя представляет заголовочный комплекс, с газетной информацией, представленной на страницах газеты, рассматривают особенности газетных жанров, законы, по которым они создаются. Предлагаются различные тексты, один из которых относится к жанру хроники, а другой – к жанру информационной заметки. На конкретном материале ученики выясняют, в каком тексте содержится только информация, а в каком выражается отношение автора к сообщению. Заметка выигрывает, когда она эмоционально окрашена, написана с “душой”, она не терпит общих фраз, словосочетаний, ставших штампами. Ученики обращают внимание на то, что может привлечь внимание читателей газеты. Это интересная тема, форма изложения. Газета должна быть разнообразной по форме и содержанию, помимо статей на серьезные темы должны быть фотографии, забавные случаи, комиксы, рисунки.

Следующим этапом работы является работа редакционной группы. Ученики работают по следующим отделам: отдел международной информации (“Туманный Альбион”), отдел информации по России (лицейские новости), отдел культуры и искусства (декада русского языка и литературы, открытый урок чтения, литературное творчество), отдел спортивной информации (участие в соревнованиях, конкурсах), фотоотдел, отдел рекламы, Ученики выбирают членов художественного отдела, отвечающих за оформление газеты.

Роли распределяются заранее: редактор, художник, корректор, корреспондент. Каждый отдел предлагает свой вариант названия газеты, название рубрик. Идет подготовительный этап (сбор материала), обсуждение рабочих материалов, редактирование текстов. На следующем 2-часовом занятии – выпуск газеты. Работа каждого отдела оценивается по следующим критериям: оформление макета страницы, оригинальность названия материалов и рубрик, четкость выполнения задания, литературная работа, темп работы, слаженность коллектива, взаимопонимание в группе.

Данная форма работы была представлена на семинаре для британских коллег “Повышение профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений”. Для учеников такая работа была интересна еще и потому, что была презентация своей продукции, непосредственное общение, ответы на вопросы. Ученики подарили выпуск своей газеты британским школьникам.

Работы учащихся отличаются оригинальностью, подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры. Подобное обучение способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся, совершенствует их общеречевые умения, способствующие их социализации в современной жизни.

Приложение

Презентация