Работа учителей по преодолению неуспеваемости учащихся и развитие их реальных учебных возможностей

Разделы: Общепедагогические технологии


Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов,
если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая.

В.А.Сухомлинский

Почему ребёнок плохо учится? Этот вопрос волнует и семью и школу. В своём докладе я остановлюсь на описании основных причин школьной неуспеваемости психически здоровых детей, к неуспевающим я буду относить также и “троечников”, некачественно, поверхностно и с пробелами усваивающих школьную программу.

В основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.

Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.

Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и др.

Причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы, к первой из которых отнести недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Среди причин первой группы выделяют следующие три фактора:

– несформированность приёмов учебной деятельности;

– недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

– неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

1. Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Самостоятельно обнаружить ошибочность своих способов учебной работы и произвести их замену на более эффективные школьник не может. Ему требуется помощь со стороны взрослого, но учителю эту помощь оказывать очень трудно. Ведь, для того чтобы вскрыть недостатки учебной работы ученика, он должен внимательно наблюдать за самим процессом этой работы, а не оценивать ее по конечному результату. Учитель просто не всегда в состоянии внимательно наблюдать за каждым учеником, если в классе 25-30 человек.

Только в индивидуальной работе с учащимся, беседуя о том, как он выполняет то или иное учебное задание, можно обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них внимание и внимание его родителей. Если ученик не принимает никаких советов, можно давать ему индивидуальные задания, которые неизбежно требуют новых способов работы. Такие задания не будут вызывать протеста у учащегося, поскольку они воспринимаются им вне связи с предложением изменить свои привычки.

2. Формирование мыслительных навыков у школьников происходит, как правило, стихийно, а поэтому далеко не у каждого, а если эти навыки и формируются, то не самым экономным способом.

Известно, что мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них – абстрагирование, обобщение, анализ, классификация, сравнение. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучать. Без овладения операциональной стороной мышления знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить.

Итак, для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений. В этом направлении учителю должен помогать школьный психолог. Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения (коррекционная программа), выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности. Для анализа мыслительных процессов можно использовать тесты умственного развития, включающие задания на выполнение различных умственных операций.

3. Третий фактор, который может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся (напомню, что первые два – несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических процессов). Неадекватное использование учащимся своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.

Среди основных свойств нервной системы можно выделить силу и подвижность как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение особенности человека.

Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы – слабость нервной системы. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Другое свойство нервной системы – подвижность – определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Подвижной нервной системе противостоит инертная. Человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.

Имея в виду вышесказанное, выделяют те виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

– длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;

– ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время;

– ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа;

– работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;

– работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

– работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);

– работа в шумной, неспокойной обстановке;

– работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.

– работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

– ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

А теперь перечислю ситуации, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:

– когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

– когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращённых к классу;

– когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

– когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);

– когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

– когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;

– выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих.

Для того чтобы в перечисленных условиях учебная деятельность слабых и инертных была успешной, им следует выработать специальные приёмы её организации. Существенную роль при этом может играть учитель. Он способен как облегчить, так и осложнить учебную деятельность ученика.

Полезными для слабых по своим нейродинамическим свойствам учеников будут следующие правила, используемые учителем:

– не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

– желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

– нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

– лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

– путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа “отлично”, “молодец”, “умница” и т.д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;

– следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

– во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

– следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

– не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

– следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

– не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

– поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;

– нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставлять время на обдумывание и подготовку;

– в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

– нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Итак, были рассмотрены три причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудности в учёбе очень часто пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива, их социальный статус ухудшается. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения.

Рассмотрим ту группу причин неуспеваемости, которая связана с особенностями мотивационной сферы.

Мотивационная сфера учения, т.е. то, что определяет, побуждает учебную активность, имеет сложное строение и изменяется в ходе индивидуального и возрастного развития школьников.

Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации и осуществления необходимых педагогических воздействий.

Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребёнка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребёнка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика (“Я не ожидал”, “Меня очень удивило…” и т.д.).

Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.

Будет ли реально действующим этот вид учебной мотивации, во многом зависит от учителя. Роль школьного психолога, помогать учителю в формировании учебных интересов, в качестве консультанта.

В своём докладе я остановилась на основных причинах учебных трудностей, которые могут возникнуть у ребёнка и привести его в разряд отстающих, неуспевающих учеников. Речь шла о нормальных в психическом отношении детях.

Многие трудности в учёбе образуют своего рода “порочный круг”, в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего учителю, совместно с психологом, нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребёнку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться.