Интегрированный урок в 1-м классе. Окружающий мир и математика

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Уточнить и систематизировать представления о величинах и их общих свойствах, сформировать способность к измерению величин с помощью эталона, раскрыть двойственную природу числа:
    а) результат счёта предметов в группе,
    б) результат измерения величин.
    Тренировать автоматизированный навык счёта в пределах 9, способность к решению текстовых задач.
  2. Формировать представления о далёком прошлом Земли. По знакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами. Узнать, как учёные изучают этих древних животных.

Оборудование: учебники: «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, «Математика» Л.Г. Петерсон, видеоматериал к уроку, карточки к дидактической игре «Собери картинку»

Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент

Звенит звонок, зовёт звонок, и в классе начинается урок.

А урок у нас необычный. Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашей планеты и постараемся применить полученные знания в настоящем времени в области математики.

СЛАЙД 1

II. Актуализация знаний

Работа в тетрадях по математике.

Минута чистописания:

- Записать цифру 6,

- Назвать предыдущее число и записать цифру (5). Назови полученное число. (65). Дай ему характеристику.

- Записать цифры 2, 3, 0. Какое число лишнее? (0, оно не натуральное) Назови полученное число? (230.)

- Записать цифры 1, 8, 4, 2. Какое число лишнее? (1, нечётное.) Назови полученное число. (1842.)

Эти записи в ходе урока помогут запомнить нам некоторые исторические факты.

III. Постановка темы и цели урока

Работа в парах (по вариантам)

«Собери картинку», решив примеры

9 – 3

7 - 4

6 - 4

3 + 6

1 + 3

7 + 1

7 – 6

9 – 2

3 + 2

7 - 7

- Получились динозавры:

Брахиозавр Тираннозавр

СЛАЙД 2

Название «динозавр» (Греческое слов: «динос-» - удивительный, страшный, «завр-» - ящерица.) Придумал это название Ричард Оуэн в 1842 году. В то время было известно всего лишь III вида динозавров. Они имели действительно страшный вид. Земля содрогалась под их тяжестью, их размеры и мощь потрясали.

IV. Проектирование и фиксация нового знания

Видеоматериал

- Давайте посмотрим, как всё это было. а) Как образовалась наша планета? б) «исчезнувшие чудовища».

(Видеоматериал сопровождается словами учителя).

- В безмолвном мраке космоса мчался огромный метеорит. На пути его оказалось скопление малых и крошечных метеоритов. Как облако плыли они в безвоздушном пространстве Вселенной. Одинокий метеорит со страшной скоростью встретился с этим облаком, вобрал в себя эти частицы, стал во много раз больше. Так образовалась наша планета Земля. Захватив в себя малые метеориты, Земля раскалялась. Расплавленная Земля бурлила как молоко в кастрюльке. Тяжёлые клубы испарений, охлаждаясь, образовывали массы воды.

Очень медленно поверхность нашей планеты покрылась твёрдой коркой – земной корой. Она собиралась складками, которые образовывали гигантские выступы – горы. Во впадинах собиралась вода. В то время ужасающей силы ливни шли не переставая. Это было около 5 миллиардов лет назад.

- В самые древние времена на нашей планете были только вода и камни. А динозавры появились 200-250 миллионов лет назад. Они господствовали на суше, в воде и даже в воздухе.

Самым большим был сейсмозавр. Весил приблизительно 100 тонн.

СЛАЙД 3

Брахиозавр 80 тонн > 20 слонов, высота 12 метров.

СЛАЙД 4

Диплодок – длина тела 40 метров, это как цепочка из 6-ти автобусов, мозг с грецкий орех.

СЛАЙД 5

Эти динозавры – травоядные.

Тираннозавр поедал других животных. Он был самым крупным хищником из когда-нибудь существовавших. Его пасть была огромна. Он мог проглотить животное размером с крупную собаку. Клыки – кинжалы достигали 20 см.

СЛАЙД 6

Компсогнат тоже принадлежал к хищникам, но ростом был с индюка приблизительно 60 см.

Динозавры не были первыми живыми существами на планете.

Они появились 230 миллионов лет назад, а исчезли 65 миллионов лет назад, а люди живут на Земле около 5 миллионов лет.

- Чтобы лучше понять, как развивалась жизнь на нашей планете, вообрази, что её возраст соответствует одним суткам, т.е. 24 часам.

Если сейчас полночь, то люди появились за 1 минуту до полуночи. Т.е. мы живём на Земле совсем недавно.

Динозавры появились около 11 часов вечера, но до них существовало немало и других животных.

Проблемное объяснение нового содержания

- Итак, ребята. Мы с вами говорили о времени, в котором жили динозавры, о длине, высоте, весе этих животных.

- Как назвать одним словом эти понятия? (Величины.)

Тема нашего урока: Свойства величин.

СЛАЙД 7

- Какие величины вы знаете? (Длина, масса, объём, время.)

- Почему их можно назвать величинами? (Их можно измерить и результат измерения выразить именованным числом.)

- Что характеризует длина? (Протяжённость предмета от начала до конца.)

- В каких единицах измеряется длина? (см, м, км) Прибор для измерения длины?

- Что характеризует масса? (Тяжесть предметов.) В каких единицах измеряется масса? (г, кг, т, ц) Прибор для измерения массы?

- Что характеризует объём? (Вместимость.) Что является эталоном измерения объёма? (Литр.)

- Что такое время? Прибор для измерения времени? Единицы измерения времени?

- Ребята, вы должны запомнить, что число имеет двойственную природу: а) результат счёта предметов в группе – отвлечённое число; б) результат измерения величин – именованное число.

V. Первичное закрепление

- Как измерить величину?

Давайте выведем алгоритм.

  1. Выбрать мерку
  2. Узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине. 

СЛАЙД 8

- Значение одной величины можно сравнивать с помощью знаков >, <, =, если они измерены одной меркой.

VI. Самоконтроль и самопроверка по эталону

Самостоятельная работа

3 кг + 2 кг … 3 кг – 2кг

8 см – 4 см … 8 см – 2 см

7 л + 2 л … 2 л + 7 л

4 кг + 3 кг … 4 м + 3 м

Четвёртое задание не имеет решения, т.к. разные величины.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Мы узнали, что высота брахиозавра 12 м, а высота человека – 170 см. Я утверждаю, что человек выше динозавра. (Нет. С увеличением мерки значение величины уменьшается.)

Работа по учебнику – страница 16, № 2

Задача: У папы длина большого пальца 5 см, а длина среднего пальца 7см. На сколько его средней палец длиннее большого?

- Анализ задачи. Соотнести содержание со схемой.

- Какого вида задача? (На нахождение разности.)

- Какое знаете правило?

Решите эту задачу и составьте две обратные, так чтобы одна из них была на увеличение числа на 2 единицы в косвенной форме.

Задание № 5

- Определить и сравнить площадь фигур.

- Площадь - это количественная характеристика места, которое фигура занимает на плоскости.

- Смогли бы мы пригласить к нам на урок брахиозавра? (Нет, он бы не вместился в класс по высоте, длине и площади.)

Работа с учебником «Окружающий мир», страница 75

- Могло ли быть такое на самом деле? (Нет, во времена динозавров не было человека и тем более мотоцикла.)

- Динозавры вызывают интерес не только учёных, но и режиссёров, художников, писателей.

Послушайте стихотворение В. Берестова

Жил-был игуанодон
Весил восемьдесят тонн,
И дружил он с птицею
Птеродактилицею.
Ничего эта птица не пела,
Лишь зубами ужасно скрипела,
И хрипела она, и стонала,
А других она песен не знала.
Но в восторге хриплый стон
Слушал игуанодон,
Радуясь певице
Птеродактилице.
Ибо звуки ужасные эти
Были первою песней на свете,
Самой первою песней на свете,
На безлюдной, на дикой планете.

VIII. Рефлексия

Существует гипотеза исчезновения динозавров. Самая популярная из них утверждает, что Земля столкнулась с огромным метеоритом. Из-за этого могло подняться облако пыли, которое закрыло Солнце на многие месяцы, поэтому погибли многие животные и растения.

Наше путешествие в прошлое закончилось.

Какие открытия вы сделали? Что особенно запомнилось?

СЛАЙД 9

- Спасибо за работу на уроке!