Обучение студентов навыкам эффективного поведения в конфликте

Разделы: Общепедагогические технологии


В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью жизни. Конфликты приходят в нашу жизнь закономерно. Меняется жизнь, меняются и причины и формы конфликтов. Психологи считают заблуждением житейские соображения, что конфликт – это нечто неприятное и опасное. Некоторые люди наивно верят в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем конфликтуя. Избежать конфликтов невозможно, они необходимы для развития, роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.

В подростковом, юношеском возрасте ученик приобретает самостоятельность через конфликт. Цель такого конфликт – порвать с внешним источником влияния. Основной причиной такого конфликта является стремление к самоопределению, самостоятельности.

Существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках и стремлениях, несовпадением целей и поступков. По мнению Е. Мелибруда они укрепляют отношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие годы, проведенные во взаимном обмене любезностями (2, с. 89).

Очень важным со стороны педагогов является обучение юношей и девушек определенным навыкам конструктивного преодоления конфликтов. Психологи считают, что конфликтовать конструктивно – значит выявлять разногласия и противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Техники созидательного управления конфликтом – полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения (3, с. 87).

Основной контингент учащихся первого курса Соликамского педагогического колледжа составляют выпускники основного среднего образования. Первокурсники имеют возможность выбора факультативного курса, способствующего повышению психолого-педагогической компетентности. К такой дисциплине относится – “Эффективное поведение в конфликте”.

Остановлюсь более подробно на содержательной части дисциплины “Эффективное поведение в конфликте”. В учебном плане данная дисциплина изучается на специальностях 050202 Информатика, 050711 Социальная педагогика. Максимальная учебная нагрузка – 51 час, из них аудиторных – 39 часов, 12 часов – самостоятельная работа студентов.

Программа состоит из следующих разделов:

  1. Понятие и причины конфликтов. В данном разделе студенты знакомятся с понятием “конфликт”, рассматривают основные причины межличностных конфликтов, как субъективные, так и объективные.
  2. Типы конфликтов. Данный раздел включает в себя анализ различных видов внутриличностного конфликта и психологических защитных механизмов, а также анализ межличностных конфликтов в значимых для данного возраста сферах – со сверстниками, родителями, педагогами.
  3. Человек в конфликте. Изучая данный раздел, студенты имеют возможность узнать виды эмоциональных состояний в конфликте, ознакомиться с различными способами саморегуляции эмоциональных состояний.
  4. Психология бесконфликтного общения. В этом разделе мы знакомим студентов с методикой эффективного слушания, в частности эмпатического слушания. Студенты учатся применять техники “Я-высказываний” в ситуации затрудненного общения.
  5. Созидательное управление конфликтом. Изучая данный раздел, студенты знакомятся с основными стилями разрешения конфликта, приводят конкретные примеры целесообразного использования данных стилей. Студенты познают основные этапы творческого разрешения конфликта.

Изучая данную дисциплину, мы побуждаем студентов к рефлексии – процессу самопознания своих внутренних состояний. Рефлексия как понимание и знание студентом самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности – важное качество студента.

При проведении занятий используются следующие методы: анкета-рефлексия; анализ студентами собственной деятельности; ответ на вопрос, побуждающий к рефлексии; оценка студентом собственного состояния в процессе работы, самооценка и др.

На самом первом занятии студентам предлагается письменно ответить на вопрос: “чего больше всего я ожидаю от изучения данной дисциплины”? Приведу примеры типичных ответов на данный вопрос: “Я хотел бы быстро разбираться в конфликтной ситуации...” Сергей Д.; “Хочу научиться не ссориться с друзьями” Наташа П.; “Хочу понять, почему со мной происходят конфликты” Таня С.; “Как надо вести себя в конфликте…” Ольга Н. и др.

Осознанию себя в конфликтной ситуации помогает самоопросник:

  1. Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда вы думаете о конфликте?
  2. Какие чувства вы испытываете, думая о предстоящем конфликте?
  3. Что вас беспокоит в связи с конфликтом?
  4. Что может быть для вас привлекательным в конфликте?
  5. Какие виды конфликтов или разногласий вы предпочитаете? (3, с.88)

Опрос показал, что проблема конфликта волнует студентов. Размышления о конфликте приводят студентов к следующему: “вызывает негативные эмоции на весь день”; “возникает чувство страха”; “я не страшусь конфликта, а беспокоюсь за его разрешение”; “как вести себя во время конфликта”; “Не хочу ни с кем спорить”; “конфликт – это бесконечные споры и ругань”; “нужен ли конфликт вообще?” и т.п.

Анализ ответов на вопросы помогает преподавателю сориентироваться в подборе материала для обсуждения на занятии, привести примеры, обсудить ситуации, которые волнуют студентов. В качестве основы для упражнений служат конфликтные ситуации из художественной литературы или фильма, телепередачи, реальная жизненная ситуация. Студенты разыгрывают роли выбранных персонажей, демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом.

После каждого занятия спрашиваю: что больше всего удалось на занятии? Что больше всего обрадовало? Что огорчило? Таким образом студенты учатся осознавать стоящий перед ними вопрос и анализировать свои затруднения и достижения, анализировать свое эмоциональное, волевое, интеллектуальное состояние.

Главная форма занятий – практические упражнения, анализ жизненных ситуаций, самодиагностика.

Приведу примеры некоторых игр и упражнений, творческих заданий, используемых при изучении различных тем.

При изучении темы “Конфликтные реакции” студенты изучают модели реагирования в конфликте (3, с. 98-99).

Временная модель Как управлять собой и окружающими
Вулкан (непредсказуемые вспышки) Постепенно уходите в сторону
Глиняный горшок Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя
Волна (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова) Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий
Собиратель (до тех пор, пока не находится достаточно обид, не выказывает никакой реакции) Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте как обстоят дела
Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их) Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки

Затем студентам предлагается оценить свою временную модель. При этом студенты отвечают на вопросы:

Моя привычные временные модели______________________________

Они проявляются когда________________________________________

Результаты моего поведения____________________________________

Далее студенты составляют список людей, с которыми они общаются. Отмечают, какие временные модели у них преобладают, и как можно взаимодействовать с ними более продуктивно?

При изучении темы “Поиск достойных путей выражения чувств” используются игры и упражнения (7, с. 109-110).

Путаница

Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе партнера по рукопожатию. Число игроков должно быть четным. Сцепившись правыми руками, все вытягивают вперед левые руки. Снова надо найти партнера по рукопожатию, но ни в коем случае того же самого, кому ты протянул и пожал правую руку. Когда все руки соединились, образовалась путаница и теперь группе предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. Конечная цель игры – снова выстроиться в круг. Данная игра – типичный энергетик, повышающий тонус группы, работающий на групповое сплочение.

“Встреча взглядами”

Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, “немеют”, опускают головы и смотрят на носки собственных ботинок. По сигналу ведущего все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое сцепились взглядами, они протягивают друг другу руки и вдвоем выходят из круга: они встретились, “нашли друг друга”. Задача группы – разбиться на пары с одной попытки, сразу. Ведущий фиксирует число попыток, потребовавшейся группе для решения данной проблемы. С игроками обсуждается вопрос: почему во второй раз число попыток увеличилось?

Встреча

Все игроки делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается в круг так, чтобы образовать два концентрических круга – внешний и внутренний. Все поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы круги начали вращаться в противоположные стороны, например, внешний – по часовой стрелке, а внутренний – против часовой стрелки. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться, по сигналу ведущего останавливаются. Стоящие во внешнем и внутреннем кругах поворачиваются друг к другу, разбиваясь на пары. Несколько раз надо потренировать само движение. Когда ведущий увидит, что пары выстроились безошибочно, он дает команды, указывая что делать:

– вы встретились после долгой разлуки. Но до этого были в добрых, но не очень приятельских отношениях;

– вы были самыми близкими друзьями в детстве. Одного из вас родители увезли в другой город. Вы встретились впервые после годовой разлуки;

– Человек, стоящий напротив тебя, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодри его.

В теме “Эмоциональные состояния в конфликте” отмечаем, что для конструктивного эмоционального взаимодействия необходима произвольная децентрация, т.е. перенос своего “Я” на состояние окружающих, что в психологии называется эмпатией – сонастроенность на единую эмоциональную волну с собеседником.

Этому способствуют такие упражнения как “Он – эмоция” Для игры используются слова, обозначающие эмоцию. Возьмите слово “грусть”, а теперь вспомните своих знакомых и “подберите” одного из них к этому слову. Кто внутренне “похож” на это слово? Образ кого из ваших знакомых соответствует состоянию грусти? Также вы можете поупражняться со словом “радость”, “горе”, “удивление” и др. Подумайте, кто из близких вам людей своим мироощущением, характером, отношением к себе и людям олицетворяет каждое из этих слов? (3,с.32).

Все эти практические задания побуждают студентов к осознанию конфликта, обучает методике “хорошего общения” в конфликте, совместному поиску адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Список литературы

  1. Барлас Т.В. Популярная психология От конфликтов к обретению “Я”. – М.: Издательский центр “Академия”, 1997. – 160 с.
  2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
  3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
  4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2-х ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – ч.2. Психология общения: 11 кл. – 192 с.
  5. Рогов Е.И. Психология общения. – ГМ.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
  6. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000. – 304 с.
  7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.