В Арктике

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.
  2. Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
  3. Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
  4. Стимулировать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой и через игровые моменты.
  5. Максимально вовлекать учащихся класса в активную деятельность на уроке, опираясь на внутреннюю мотивацию каждого ученика, и создавать условия для ее развития.

Оборудование:

  • карта природных зон России,
  • атласы,
  • картины животного и растительного мира Арктики,
  • гербарий,
  • карточки с буквами.

I. Организационный момент. Введение в тему.

Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева".

Сравнение царства Снежной королевы с природной зоной арктических пустынь.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Угадывание героя сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева".

Ответы на вопросы учителя по теме: "Природные зоны России". Если ответили правильно, то открывают любую букву. Получается слово ГЕРДА.

III. Изучение нового.

Вступительное слово учителя об Арктике с использованием материалов дополнительной литературы.

IV. Фронтальный опрос.

Ответы учащихся на вопросы учителя.

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.

Класс разделен на группы, им раздаются карточки с пропущенными словами. Надо вставить пропущенные слова и одному учащемуся из этой группы озвучить рассказ.

VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.

Рассказ учителя о деятельности человека в Арктике.

Рассказ ученика о заповеднике "Остров Врангеля".

VIII. Закрепление изученного материала.

Выполняют задания учебника на стр. 84.

IX. Подведение итогов урока.

По ходу работы над новой темой на доске заполнялась таблица "Арктика - царство льда и снега". Чтение хором этой таблицы.

X. Домашнее задание дается по вариантам.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые , блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"

(Г. Х. Андерсен "Снежная королева").

- Из какого произведения этот отрывок?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство Снежной королевы.

- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).

- Найдите на карте и покажите то место, где могла бы жить Снежная королева.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

- Можно отправиться в путь. Но прежде угадайте имя таинственного героя, который будет нам помогать. Его имя мы будем узнавать так: я задаю вопрос, вы - ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву.

На доске карточки с буквами (как в "Поле чудес").

Ответ: ГЕРДА

Вопросы:

- Покажите на карте и назовите природные зоны России.

- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

- В какой природной зоне царство льда и снега?

- Что мешает людям поселиться в этом краю?

- Как называется край вечных льдов и снегов?

- Ребята, мы сегодня совершим путешествие в Арктику. Познакомимся с растениями и животными этого края, поговорим о взаимосвязи человека и Арктики.

III. Изучение нового.

1. Вступительное слово учителя.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику - центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

(Учитель демонстрирует на карте область Арктики, охватывающую Исландию и приполярные районы Скандинавских стран, России, США и Канады.)

Арктика - это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но и к этим условиям приспособились обитатели Севера.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лед для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях.

Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середины зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 килограммов. Он так силен, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух.

Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лед тает и море очищается ото льда.

Растения, которые появляются летом, - основной источник питания многих животных.

IV. Фронтальный опрос.

- Как вы представляете себе Арктику?

- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой природной зоне?

- Где находится Арктика? Покажите на карте ее границы.

- Нанесите границы Арктики на свои контурные карты.

- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?

- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

- Как вы думаете, почему они возникают?

- Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
(Северное сияние.)

- Какие растения могут расти в полярных районах? Почему?

- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка.

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

VI. Продолжение новой темы. Работа в группах.

- Ребята, мы с вами попали в царство Снежной королевы. Чтобы расколдовать Кая , мы должны объединиться в группы и выполнить задания.

- Нужно вставить пропущенные слова и озвучить рассказ.

1 группа.

Арктика - это огромное пространство : (Северного Ледовитого) океана, с : (морями) и : (островами). Солнце направляет на это пространство : (косые) лучи. Оно : (светит), но не : (греет). Зимой в Арктике : (полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и : (Северное сияние). Дуют : (ветры), бушует : (пурга). Температура опускается до : (минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике : (полярный день), но : (тепла) тоже нет. Это зависит от географического : (положения) арктической зоны. Температура лишь на : (несколько градусов) выше : (нуля).

Рекомендации - см. учебник, стр. 78, 79.

2 группа.

На островах прямо на голых : (камнях) встречаются : (лишайники), они очень : (малы). Также приспособились к жизни на камнях : (мхи) и : (полярные маки). В толще воды, не покрытой : (льдом), большое количество : (планктонных растений водорослей).

Рекомендации - см. учебник, стр. 79, 80, 81.

3 группа.

Животных арктической зоны кормит : (море). Морскими водорослями питаются : (рачки), а ими - : (рыбы). Основная пища птиц и животных - это : (рыба). На скалистых берегах собираются : (чайки), : (кайры) и (гагарки). Птиц с необычными клювами называют : (тупики). Все звери - прекрасные : (пловцы). От холода их защищает : (слой жира). Это : (моржи) и: (тюлени). На тюленей охотятся : (белые медведи). У них длинная густая шерсть : (белого) цвета и : (широкие) лапы, чтобы удобнее было : (передвигаться по льду и снегу).

Рекомендации - см. учебник на стр. 79 - 82.

VII. Продолжение новой темы. Арктика и человек.

- Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда делают это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

- Об арктическом заповеднике "Остров Врангеля" нам расскажет наш одноклассник.

Рассказ ученика.

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.

- Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите о нем знать больше, материал можете найти в книге: Заповедными тропами / Под ред. Т. Д. Адольф, М. И. Давыдовой. - М.: Просвещение, 1988.

VIII. Закрепление изученного материала.

- Составьте две цепи питания, которые сложились в Арктике.

Ответ:

  • водоросли -> рачки -> рыбы -> птицы;
  • рыбы -> тюлени -> белые медведи;
  • водоросли -> рачки -> рыбы -> тюлени.

- Объясните, как приспособлены к плаванию и нырянию птицы Арктики.

Ответ:

у птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обтекаемую форму.

- Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями?

Ответ:

такая связь существует, потому что можно составить цепь питания:

  • водоросли -> рачки -> рыбы -> белые медведи.

IX. Подведение итогов.

По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая таблица:

АРКТИКА - царство льда и снега.

Географическое положение Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещенность полярный день и полярная ночь

северное сияние

Растительный и лишайники, мхи, полярный мак, планктон

животный мир рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый

медведь

Деятельность человека научные станции;

Северный морской путь;

рыбный промысел;

охота

X. Домашнее задание: выполнить задания "Проверь себя",

  • I вариант - задание 1,
  • II вариант - задание 2.