Деятельностный подход к урокам географии

Разделы: География


На протяжении многих лет меня волновало то, что, заканчивая изучать курс природоведения мы переходили к изучению начального курса географии. И всё время не доставало какого-то перехода. Поэтому я решила использовать в своей работе программу Вильчанской для обучения в 5 классе.

Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем и что каждому можно "прикоснуться" к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся должны понимать, как велик Мир в котором они живут, как важно уже с ранних лет знать, что нельзя получить сколько-нибудь целостный образ окружающего нас мира, если наблюдаемая территория не привязывается к определенной точке пространства, что людской мир очень сложный и в нем постоянно происходят явления, обусловленные физическими и химическими процессами, а растения и животные - результат биологических процессов; что человек не может жить вне природы, он в ней обитает и подвергается влиянию окружающей среды. В то же время человек сам влияет на эту среду, изменяет ее.

Учащиеся в данном курсе впервые узнают много необычного из истории географических открытий, учатся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.

Курс "Земляне и природа" играет большую роль в экологическом воспитании учащихся. Таким образом, я работаю уже не один год в 5-х классах по авторской программе курса "Земляне и природа". Избрала этот курс, так как он относится к развивающему обучению, является мостиком между окружающим миром в начальной школе и физической географией в 6-м классе, что позволяет грамотно решить методическую проблему, которая возникает у учителя. Изучая именно этот курс, я могу убедить детей в том, что география возникла в самой гуще жизни - в многоязычных морских портах, на шумных базарных площадях, в купеческих лавках и развивалась под неумолкаемый гул прибоя и свист ветра над скалами. Её озаряли полярные сияния и отблески вулканических извержений, обжигало тропическое солнце, и засыпали арктические снега. В географию шли наиболее отважные и предприимчивые люди, те, кто умел и любил рисковать, те, кто не знал большего счастья, чем счастье открытий, и с лёгким сердцем оставлял насиженные места. Эти люди шли на подвиг. И ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии: почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью. Этот курс даёт возможность познакомить обучающихся с великими путешественниками и их открытиями, дать первоначальное представление о географической оболочке и её развитии, создать представление о природе и как может изменить её человек своей хозяйственной деятельностью. (приложение 1)

В 6-7 классах использую новые для школы учебники и учебно-методические комплексы. Это география О.В.Крыловой, в которой осуществляется нетрадиционная подача материала, реализация деятельностного подхода в обучении, базирующаяся на концепции развивающего обучения. Учебники имеет большую практическую направленность, содержит разнообразные многоуровневые задачи. УМК для 6 и 7 классов богаты обширным иллюстративно-картографическим материалом, яркими описаниями особенностей природы материков и океанов, жизни и быта населяющих их народов.

Чтобы не нарушать преемственность развивающего обучения в 8-9 классах работаю по новым учебникам под редакцией В.П.Дронова, И.И.Бариновой, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе. В нём география России рассмотрена с позиций комплексного подхода в изучении географии. Первая часть посвящена природе России, её населению и тем отраслям хозяйства, которые ориентированы на природные ресурсы. Вторая же часть - характеристике хозяйства и крупных географических районов России.

Работая по развивающим учебно-методическим комплектам, учитываю требования к уровню подготовки выпускника по географии, что обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет возможность вариативности в выборе программ.

Такая форма обучения способствует использованию творческих работ, которые выполняются учащимися в формах: реферата, проекта, доклада, презентации и представления материалов. Наиболее продуктивными в своей работе я считаю использование частично-поисковых и исследовательских методов, а так же метод прогнозирования. Работая по выше указанной программе, у меня появилась возможность для организации прогностической деятельности школьников в процессе обучения, предлагая им решить задачи типа: "Какие меры следует принять для того, чтобы :"; "Какое воздействие будет оказано на ПТК, если :"; "Что произойдёт, если :" и т.д. Постановка подобных заданий вызывает большой интерес у школьников, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность, инициативу, эрудицию.

Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов. Школьники должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.

Кроме понятийного материала предлагаю обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения (приложение 2)

Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.

Для того чтобы успешно выполнять подобные учебные задачи, ученикам предстоит овладеть ещё одним важным приёмом учебных действий - устанавливать по картам пространственные и другие соотношения между рассматриваемыми объектами.

В 6 классе по теме "Различие гор по высоте. Определение географического положения гор" географические задачи распределены следующим образом;

А. Определение высоты гор,

Б. Определение географического положения гор,

В*. Определение протяжённости гор.

  • "А" - наиболее простые задачи.
  • Сложнее - это задания "Б".
  • Наиболее сложные - "В*".

У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии в 5-7-х классах.

Таким образом, создана система контрольных работ по географии (индивидуальных самостоятельных работ обучаемых с целью определения качества овладения программными знаниями и умениями по итогам изучения темы), в том числе создан банк контрольно-измерительных материалов в форме тестов ко всем уровням обучения географии (6 - 11 классы).

На сегодняшний день создан электронный банк тестов для 6, 7 классов, а также для контроля знаний раздела "География Ростовской области", что помогает проводить компьютерное тестирование. Тесты создаются в программе Microsoft Excel. Банк тестов по всем темам для 6-11 классов на бумажных носителях, которые широко использую в своей работе, так как это один из инновационных методов оценивания качества образования, банк контрольных работ по этим же классам. Образовательной программой предусмотрено выполнение практических работ по географии, которые делятся на обучающие, тренировочные и оценочные. Комплект заданий практических работ предоставляется каждому ученику индивидуально, что помогает им не отвлекаться и целенаправленно выполнять задания.

Контрольно-измерительные материалы имеют единую структуру и состоят из трёх частей. Задания первой части соответствуют базовому уровню усвоения знаний и умений, без которых невозможно дальнейшее качественное усвоение географии. Если обучаемый выполнил только первую часть контрольной работы, он получил оценку "3". Задания второй части контрольной работы соответствуют более высокому уровню подготовки.

Если ученик без ошибок выполнил первую и вторую части заданий, он получил оценку "4" (хорошо). Задания третьей части контрольной работы соответствуют высокому уровню подготовки. Отвечая на них, обучаемые демонстрируют владение знаниями и умениями, т.е. способность применить их в новых условиях. При успешном выполнении всех трёх частей работы обучаемый получает отметку "5" (отлично).

Таким образом, контрольная работа оценивается по "накопительной системе": чем больше заданий выполнено, верно, тем выше оценка, это отличается от традиционного выставления оценок "способом вычитания", таким образом, наряду с тестированием в практике своей педагогической деятельности использую рейтинговую систему оценки знаний учащихся. Использование системы контрольных работ помогает мне в планировании результата обучения и познавательной деятельности учеников, что способствует повышению качества обучения.

Такая форма работы помогает обучающимся готовиться к сдаче экзамена по предмету в форме ЕГЭ.

Большое внимание уделяю опросу обучающихся и их оцениванию, поэтому в своей работе применяю разнообразные карточки-задания. (приложение 3)

Это карточки для проверки номенклатуры карты, для выполнения заданий по различным географическим картам, чтение климатограмм, что закрепляет практические навыки. Задания различаются по видам познавательной самостоятельной деятельности обучающихся. Это карточки-задания, которые можно использовать для организации эвристической беседы на уроке, дидактических игр, дискуссионного обсуждения, мини-практических работ.

Все задания карточек разделяю на несколько типов. К первому относятся задания, требующие от обучающихся умения называть и показывать на карте географические объекты. Второй тип - это задания на определение координат географических объектов, измерение расстояний между ними.

Задания третьего типа - на умение давать описание географических объектов и явлений. Более сложные задания четвёртого типа, которые требуют от обучающихся умения объяснять причины географических явлений.