Трудовое обучение "Полотняное переплетение". Сувенир «Подсолнух»

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • Дать понятие о полотняном переплетении нитей в тканях. Познакомить с тканями, имеющими полотняное переплетение нитей. Научить выполнять полотняное переплетение.
  • Развивать навыки по обработке бумаги: разметку по шаблону и на глаз, резание, склеивание. Развивать внимание, моторику рук.
  • Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Оборудование:

  • материалы: цветная бумага, альбомный лист, проволока, клей;
  • инструменты и приспособления: шаблон цветка, линейка, карандаш, кисточка для клея;
  • наглядность: план презентации урока (инструкционная карта), коллекция тканей с полотняным переплетением, словарные слова - подсолнечник, канва, марля, ситец.

Ход урока

1. Организация внимания

2. Актуализация.

3. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока и целей

4. Анализ поделки

5. Практическая работа.

6. Итог урока

7. Уборка рабочих мест.

- Приготовились к уроку трудового обучения. Проверили наличие рабочего материала на партах.

- Сегодня у нас необычный урок: работать мы будем с бумагой, а говорить о тканях.

- Какие вы ткани знаете?

- Из какого растения получают хлопковое волокно, а затем прядут пряжу, нитку и ткани?

- Приведите примеры хлопчатобумажных тканей.

- Все ткани состоят из нитей, переплетенных между собой. Переплетения нитей бывают простые, сложные, мелкоузорчатые, крупноузорчатые.

- Многие из хлопчатобумажных тканей имеют нить из лубяных волокон, у них - полотняное переплетение.

- Полотняное переплетение - это одно из простых переплетений.

- Полотняное переплетение бывает у тканей, у которых нити основы и утка поочередно переплетаются друг с другом, образуя на лицевой и изнаночной стороне одинаковый рисунок, напоминающий шахматную доску. Полотняное переплетение позволяет придать тканям высокую прочность.

- Посмотрите на образцы тканей у вас на партах, прочтите, как они называются.

- Сегодня мы научимся выполнять полотняное переплетение, изготавливать поделки растений.

- Отгадайте, какое растение мы будем изготавливать:

Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем -
Много зерен наберем,
Их поджарим, погрызем.
А придут гости -
Им дадим по горсти.

- Правильно, подсолнух. Сегодня мы будем выполнять сувенир "Подсолнечник"

- Что вы можете рассказать об этом растении?

- Из каких материалов выполнена поделка?

- Из каких деталей она состоит?

- Каким способом выполнена сердцевина цветка?

- Повторите правила рабочего человека и ТБ при работе с ножницами.

- Работать будем, придерживаясь, инструкционной карте:

- обвести шаблон цветка на желтой бумаге, вырезать;

- сложить цветок пополам, лицевой стороной внутрь;

- на глаз с помощью линейки и карандаша разделить сердцевинку цветка на полоски и разрезать их;

- прямоугольник черной бумаги разрезать на полоски, на глаз;

- взять одну полоску и переплести ее с желтой полоской в середине цветка в шахматном порядке;

- взять следующую полоску черной бумаги и переплести ее с желтыми полосками, но наоборот и т.д.;

- концы черных полос с изнаночной стороны обрезать и подклеить;

- проволоку обмотать зеленой полоской бумаги и приклеить стебель к цветку;

- на глаз разметить листочки, вырезать и подклеить к стебельку;

- оформить сувенир самостоятельно: наклеить на альбомный лист.

- С каким переплетением нитей мы сегодня познакомились?

- Какие ткани имеют полотняное переплетение?

- Девочки выйдут к доске и покажут свое изделие.

- Теперь мальчики выйдут и покажут свой сувенир.

- Уложите бумагу на край стола, инструменты в портфель, уберите обрезки.

- Урок окончен.

Подсолнечник

Подсолнечник называют цветком солнца. Это растение привезли из Мексики. Сначала его выращивали как декоративное, а теперь еще и как культурное. Подсолнечник - высокое растение с крупными листьями и красивым цветком. Из семян подсолнечника делают масло, халву. Жмых, оставшийся после выжимания масла, служит хорошим кормом для животных.

Шляпка подсолнуха всегда повернута в сторону солнца.

Шерсть, хлопковое волокно, льняное.

Из хлопка

Ситец, марля

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ

КАНВА, СИТЕЦ, МАРЛЯ

Подсолнух

Ответы детей

Переплетением

Индивидуальная помощь учащимся

Идет оценивание поделок учащихся

Приложение.