Родители и дети — общий путь к здоровью (игра-путешествие)

Разделы: Социальная педагогика


Цель: пробудить у учащихся интерес к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Формирование отношения к своему здоровью, как важнейшей социальной ценности.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни
  • Организовывать родителей для участия в воспитательном процессе.
  • Развитее творческих способностей детей.

Подготовительная работа.

Собеседование с учащимися по теме, работа с родительским активом, подготовка карты страны Здоровья, подготовка памяток, оформление выставки рисунков ребят, мультимедийный проект, плакаты с высказыванием о здоровье.

Материально - техническое оснащение: листы ватмана, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, цветная и белая бумага для ксерокопий, компьютер и мультимедийная установка

Место проведения: учебный класс.

Метод проведения: дискуссия.

Форма организации деятельности обучающихся: коллективная.

Характер деятельности: под руководством педагога.

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Оформление и оборудование: Выставка рисунков "Мы выбираем здоровье", плакаты .

В народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. Заботиться о нем надо с первых дней жизни. До определенного возраста здоровье ребенка берегут его родители. Но, подрастая, он это должен делать сам: укреплять его, развивать данные природой возможности. К сожалению не все люди это понимают. Спохватываются только тогда, когда здоровью уже причинен вред.

Вашим родителям и все нам хочется, чтобы вы выросли людьми с крепким здоровьем. И поэтому сегодня наш разговор пойдет о здоровье. У каждого из вас уже, я думаю, сложилось свое собственное видение, появился опыт - как надо жить, закалять, тренировать себя, чтобы не болеть, чтобы быть сильным, красивым душой и телом человеком.

Мы сегодня отправимся с вами в путешествие по островам, из которых состоит прекрасная страна, под названьем - "Здоровье". А в здоровой стране живут здоровые люди. Ребята, а как вы думаете, какого человека можно назвать здоровым?

Ученики: Того, который:

  • Хорошо чувствует себя и хорошо выглядит;
  • Сильный, крепкий, ловкий.
  • Не болеет, не пропускает занятия или работу.

Учитель: Здоровый человек это, тот который психически и физически хорошо развит и хорошо себя чувствует. А что влияет на наше здоровье и от чего оно зависит? На здоровье некоторых из нас влияет наследственность, это то, что передают нам родители, например склонность к полноте или повышенное давление. А что еще влияет?

Ученики: Здоровье во многом зависит от нашего умения отдыхать и работать.

  • От медицинского обслуживания.
  • От окружающей среды, воздуха, которым мы дышим, воды которой пьем.
  • От того ведем ли мы здоровый образ жизни.

Учитель: А вести здоровый образ жизни, что это значит?

Ученики:

  • заниматься физкультурой и спортом;
  • правильно питаться;
  • соблюдать правильный режим дня.
  • уделять внимание личной гигиене.
  • разумно использовать свое свободное время.
  • не иметь вредных привычек.
  • быть в хорошем настроении.

И так мы начинаем свое путешествие. Первый остров, где мы делаем свою остановку - остров "Физической тренировки". Вы слышали такую фразу: "Движение это жизнь". Так вот на этом острове живут обыкновенные люди, которые ведут активный образ жизни. И с одним таким человеком я вас сейчас познакомлю. Это Раиса Николаевна, она мама 3-х детей, бабушка у которой 6 внуков и один правнук. Человек с активной жизненной позицией, она играет в волейбол, ездит на велосипеде, поднимается по лестнице пешком, а не на лифте. Давайте попросим Раису Николаевну рассказать, что помогает ей, чувствовать себя всегда в форме . (3 мин.)

Не все безоблачно на этом острове, злые волшебники пытаются заставить людей часами сидеть у телевизора, переключая с канала на канал, не вставая с кресла. Удерживают их у компьютера, различными захватывающими играми. Тем самым сводят, на нет, всю двигательную активность человека и наносят вред его здоровью. О своих наблюдениях мы попросим сейчас рассказать жителя этого острова, Костю. (3 мин.) Проблема влияния компьютерных игр, сегодня очень актуальна и обширна. В своей работе я рассмотрел лишь небольшую часть этой проблемы. Я выяснил, что: компьютерные игры являются любимым занятием ребят 9-10 лет. Ребята по долгу играют в компьютерные игры, им трудно от них оторваться, они очень сильно затягивают. Ребята бывают, недовольны, когда их игру прерывают. Но не все игры одинаковы по силе и глубине своего влияния на человека и на ребенка в особенности. На первом месте стоят ролевые компьютерные игры, и родители должны следить в какие игры играют их дети. Родителям пока под силу контролировать процесс общения ребенка с компьютером. Они могут ограничивать время, проведенное за игрой, могут выработать правила работы на компьютере для ребенка и договориться с ним эти правила соблюдать. Не отправлять ребенка поиграть в компьютерную игру, когда у них нет времени на общение с ним. От родителей во многом зависит, как не допустить, чтобы компьютер заменил ребенку живое общение, спорт и учебу. И от того, с какой целью ребята используют компьютер, сколько времени проводят за ним, и как его воспринимают: компьютер может стать другом или врагом. Может помочь беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Скажите ребята, - "Чтобы вы посоветовали бы людям которые, вынуждены целый день работать за компьютером?" ( Называются упражнения) кровообращение улучшается за счет приседаний. Мышцы ног - мощный насос крови. Прыжки способствуют кровообращению и улучшают дыхание и работу головного мозга.

- Мы выяснили, как размять мышцы и оставаться бодрым даже при однообразных занятиях и малых физических нагрузках. Польская писательница София Вендровская очень точно сказала: Человек, который хочет быть в форме, должен ежедневно заниматься гимнастикой. Надо много ходить, плавать, кататься на лыжах, заниматься туризмом. Самый опасный враг - лень. Активный отдых включает в себя и физический труд. И поэтому мы с вами высаживаемся на острове "Труда". Многие родители считают, что ученье - это тяжелый труд и стараются освободить своих детей от дел по дому. Но народная мудрость гласит - " Кто любит трудиться, тому без дела не сидится", а это значит, что человек, умеющий трудиться и любящий свое дело не вырастит легкомысленным. А легкомыслие это уже порок, порождающий те " удовольствия", которые портят здоровье и жизнь самого человека и людей его окружающих. Группе ребят было дано задание написать сочинение о труде, я сейчас зачитаю вам отрывки из этих сочинений.

"Когда я поработаю с родителями на даче, у меня поднимается настроение и появляется заряд бодрости".

"Когда твой мозг и руки заняты делом, то начинаешь думать о результатах труда, а не о глупостях. Мне это помогает избавиться от вредных привычек".

Когда я стал заниматься утренней зарядкой и трудиться вместе с папой (помогаю в гараже, на даче по дому), я стал чувствовать себя лучше. А мама радуется моему аппетиту и называет меня своей жизненной опорой. Я горжусь, когда слышу это.

Ребята у нас есть возможность поговорить с человеком, который живет на этом острове.

Это Василий Лаврентьевич, он не минутки не сидит без труда, постоянно чем - то занят. Трудится сам и привлекает к труду своего внука Юру. Василий Лаврентьевич, как Вы считаете, прав ли был Сухамлинский, который говорил, что главные медикаментами чистый воздух, холодная вода, пила и топор?

И действительно, чистый воздух, общение со сверстниками, чувство собственной значимости, все это залог хорошего психического и физического здоровья человека. С этим убеждением мы отправляемся в путь. Труд это еще и увлечение или хобби. Если Человек имеет нормальное, здоровое увлечение то он должен много над этим работать. Мы проплываем пролив Увлечений. И каких только тут нет течений. Цветоводство и звероводство, нумизматика и марки, вязание, вышивка и плетение, резьба по дереву и выжигание. Спорт и музыка. Наш корабль заходит сюда. И здесь мы сможем поговорить с Алиной, она занимается в музыкальной школе. Алина c какого возраста ты занимаешься музыкой? А сколько часов в день? Кроме музыки, чем ты еще занимаешься? Что-нибудь из твоих увлечений может повлиять на выбор твоей будущей профессии. Спасибо Алина, удачи тебе. Ребята, вы согласны теперь со мной, что увлечение это труд? Каждый человек, наделен каким - то талантом, часто мы просто хотим поделиться с другими людьми тем прекрасным, что умеем. Это для того, что бы они хотя бы на время забыли о бедах и неприятностях. А когда человек чем-то увлечен у него всегда хорошее настроение. И мы высаживаемся на острове "Улыбок". Здесь живут доброжелательные люди, которые сами всегда в хорошем настроении и не когда не портят его другим и поэтому они здоровы. А кто знает, что такое настроение? Правильно - это настрой, то есть, как сам себя настроишь. Очень, часто бывает очень трудно себя сдержаться, не нагрубить. Послушаем, как это получается у жителей этого острова Вани.

"Я раньше часто раздражался, на крик срывался, и тогда сказала мама мне: "Погоди, посчитай до десяти". И пока я так считал, весь мой уже пропал."

Видите, Иван нашел свой путь решения этого вопроса Можно сказать, что он умеет управлять своими чувствами и мыслями, а значит и поступками. А значит не поступит не обдумано, во вред себе и своему здоровью.

Ну а мы отправляемся дальше и чтобы правильно выбрать направление, попробуйте вспомнить и продолжить фразу: " Если хочешь быть здоров :".

Да вы угадали, мы отправляемся на остров "Закаляйка".

Ребята как вы думаете, что за люди здесь живут? Правильно, те, что закаляются. А какие виды закаливания вы знаете? (Закаливание воздухом, закаливание солнцем, закаливание водой, закаливание наиболее слабых участков тела, например горла, моржевание, банный жар). Не которые люди считают, что закалятся вредно. Например, попробовали обливаться холодной водой и заработав простуду, они отрицают необходимость закаливания вообще. Но разве могут быть противопоказания к оздоровлению? Вот в этом мы попросим помочь разобраться жителя этого острова Галину Николаевну, которая вместе со своей семьей, уже много лет увлекается закаливанием. Галина Николаевна поделитесь вашим опытом. (2 мин.)

Закаливание дает эффект, если оно проводиться регулярно. Любое закаливание надо начинать постепенно. - Японские врачи утверждают, что чем больше человек ходит раздетым, тем дольше он живет. А русская пословица гласит: "В который день паришься. В тот день не старишься" и, конечно же, каждый из вас помнит: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".

Вот на такой хорошей волне мы " подплываем" к острову "Отказа от вредных привычек".

Ребята, что такое привычка? Правильно - это то, что привык делать. Привычки бывают полезные и вредные. А какие привычки называют вредными?

Нельзя сказать, что здесь совсем нет вредных привычек, но жители этого острова с ними борются. Мы даже можем узнать, как они это делают, если послушаем рассказ жителя этого острова Игоря (2 мин.) (Рассказ Игоря о том, как он убедил бросить курить своего папу)

Итак, каждый человек вправе выбирать сам, как ему жить: сосуществовать с вредными привычками, ведущими его к краю гибельной пропасти, или же, выбирая жизнь, отказаться от вредных привычек. Выбор каждый делает сам. Но а нам, пора в путь. И следующая остановка - это остров Режим дня. Как вы думаете, ребята кто живет на этом острове?

Режим дня - это определенный ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, учебы, сна, питания. А если это не выполнять, то может получиться как у жителя этого острова. Давайте дадим ей слово. Аня читает стихотворение.

Мне учиться, никогда не надоест,
Я уроки делаю все в один присест.
Без перерыва я часов так пять
Могу читать , писать, считать.

Но хоть сидеть подольше мне охота, не продуктивной получается работа
Чем дольше я стараюсь и сижу, тем больше устаю и торможу.
И дрема ко мне тихо подбирается, потом устало, веки опускаются.
Мне говорит обычно мама: не будь же ты такой упрямый.
Занятия свои надо менять, не будет мозг так уставать.

Многие ребята не любят слово "режим" им кажется, что так взрослые хотят ограничить их свободу и самостоятельность. А кто думает, что это не так и почему?

Жители этого острова прислали вам послание с рекомендациями по соблюдению режима в течение дня.

Вот послушайте:

  1. Если ты проснулся, распрямись, потянись, но не задерживайся в постели долго - это расслабляет, сделай зарядку, прими душ.
  2. Для восстановления организма необходимо 7-8 часов, поэтому спать ложись не позднее 22 часов, вставать старайся пораньше 6-30; 7-00 часов.
  3. Не переедай на ночь, плотно завтракай утром.
  4. Старайся больше двигаться в течение дня.

Рядом с островом режим дня расположен остров "Рациональное питание" и мы отправляемся туда. Что бы попасть на этот остров надо пройти через входные ворота, а над ними табличка: "Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться". Ребята как вы понимаете эти слова?

Уметь есть, уметь питаться, как нестранно умеют немногие. А между тем это необходимо каждому. "Уметь есть" это не только есть за столом и не брать пишу руками. Уметь есть -это значит питаться умеренно, сытно и в определенное время. Кому из вас это удается ребята?

Питание это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но и полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для детей. Почему именно детей?

Принципы здорового рациона питания.

  1. Только натуральная пища
  2. Не спешить во время еды.
  3. Не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде.
  4. Не разговаривать за столом.
  5. НЕ смотреть телевизор во время еды.
  6. Стараться есть больше овощей, даже если они вам не сильно нравятся.

Приходим к выводу, что рациональное питание - это разнообразие продуктов, умеренность в приеме пищи и соблюдение режима питания. Уезжая с острова питания, мы видим надпись на воротах, это слова великого Гиппократа: " наша пища должна быть целебным средством, а наши целебные средства должны быть пищей". Постарайтесь их запомнить.

Вот и закончилось наше путешествие по стране здоровья, но не закончилось ваше вхождение в мир здорового образа жизни. Давайте же сейчас все вместе еще раз повторим составляющие формулы здорового образа жизни ( повторяем по карте страны здоровья)

А сейчас пусть каждый из вас закончит фразу - итог нашего сегодняшней работы. "Скажу на дорожку".

(Каждый ребенок произносит фразу со своим окончанием.) И напоследок я хочу подарить, вам такую карту на память. Пусть она будет вашим путеводителем в страну здоровья.

До свидания! Крепкого вам всем здоровья!

Приложение.