Обобщение педагогической деятельности учителя технологии

Разделы: Технология


АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.

Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.

Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:

  1. Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
  2. Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
  3. Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
  4. Павлова М. Б., Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России), Сопельняк А. П. (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).

В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:

  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проектной деятельности.
  • Дифференцированный подход к обучению.
  • Личностно-ориентированный подход к обучению.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

При реализации личностно-ориентированного обучения я координирую учебный процесс, наблюдаю, косвенно руковожу деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.

Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.

Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.

Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю девять лет.

В методической копилке:

Блоки-модули.

  • Модуль первый. Личная гигиена и гигиена жилища.
  • Модуль второй. Элементы кулинарии.
  • Модуль третий. Цветы в доме.
  • Модуль четвертый. Семейные праздники.
  • Модуль пятый. Плетение и ткачество.
  • Модуль шестой. Обработка тканей.
  • Модуль седьмой. Элементы машиноведения.
  • Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.
  • Модуль девятый. Основы предпринимательства.

Тематические и поурочные планы.

Темы урока:

Элементы материаловедения.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.

Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе.

Дидактический материал:

Инструкционная карта. Построение чертежа цельнокройного фартука.

Инструкционная карта. Раскрой фартука.

Инструкционная карта. Изготовление нагрудного накладного кармана.

Инструкционная карта. Притачивание пояса к юбке.

Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.

Инструкционная карта. Конструирование воротников.

Карточки для проверки знаний.

Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.

Муляжи.

Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).

Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • таблицы;
  • опорные схемы;
  • банк учебных проектов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:

  • все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
  • 100% успеваемость;
  • процент качества за предыдущий год по всеклассно составляет 100%.

В апреле 2007 года участвовала в городском смотре-конкурсе учебных мастерских муниципальных общеобразовательных учреждений , награждена дипломом за 3-е место. Приняла активное участие в городской выставке учителей технологии посвященной началу 2007-2008 учебного года. В марте месяце участвовала в городской выставке кукол проходившей в школе искусства. Награждена грамотой за подготовку проекта "Школьная газета: содружество участников образовательного процесса" занявшего 3 место в городской акции "Я - гражданин России". Разработала и представила костюмы для участников городского смотра - конкурса "безопасное колесо" заняла 3-е место март 2007года.

В апреле 2007года к проведению школьного семинара подготовила выступление "Блочно модульное преподавание".

За многолетний добросовестный труд и в связи с 10-летием Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" управления образования- награждена почетной грамотой главы города Губкинского.

В сентябре 2006-2007года назначена руководителем городского МО учителей технологии.

В 2008 году ученица 4-Б класса Морозова Настя заняла 3-е место, в городской выставке -конкурсе коллективно- творческих работ"Семья России". В Мае 2008 года получили дипломы за участие во втором корпоративном фестивале "Факел" г. Ноябрьск, Морозова Настя, Гаврилюк Александра, Гаврилюк О. А. В городском конкурсе молодежных проектов и творческих работ "Радуга профессий" в номинации Декоративно- Прикладное Творчество Гаврилюк Александра награждена дипломом за 1 место.

За сотрудничество в сфере профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан и за активное участие в конкурсе молодежных проектов и творческих работ получила благодарственное письмо.

В ноябре месяце 2008 года ученица 9-Б класса Гилемханова Ксения стала призером в городской олимпиаде по технологии.

За участие в окружном конкурсе декоративно-прикладного и художественного искусства "Вселенная детского творчества" посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей награждена дипломом. Салехард 2008 год.

За представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале "Открытый урок" награждена дипломом в 2007-2008 учебном году.

Считаю большой долей заслуги моей работы выбор профессии учеников нашей школы идет по направлению технологии. Две выпускницы Лешик Ольга и Бондаренко Ирина закончили училище с красным дипломом получив профессию повар-кондитер.

Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.

Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.

ТРУДОЕМКОСТЬ.

Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.

Они прекрасно ориентируются в подборе литературы, распределяя между членами группы этапы работы.

Приложение.