Конспект урока музыки во 2-м классе по теме: "Инструменты симфонического оркестра"

Разделы: Музыка


Цель: сформировать первичное представление о симфоническом оркестре.

Задачи:

  • повторить пройденный материал;
  • познакомить с инструментами симфонического оркестра;
  • учить различать тембры инструментов симфонического оркестра;
  • развивать метроритмическое чувство и тембровый слух.

Ход урока

Рисунок 1

1. Орг. момент.

- Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие по разным станциям:

"Повторялкин"

"Отдыхалкин"

"Запевалкин"

"Узнавайкин"

А что бы вы хотели узнать на уроке музыки? (ответы детей).

- Этим мы и будем заниматься на уроке. А также вспомним музыкальные страны, по которым путешествовали, музыкальные произведения, которые слушали, а также познакомимся с инструментами симфонического оркестра.

 

Рисунок 2

2. Станция "Повторялкин"

Давайте вспомним, по каким музыкальным странам мы путешествовали.

(опера, балет, симфония).

ОПЕРА

Что такое опера? (музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра.)

С чего она начинается? (увертюра)

Какой жанр главный? (песня)

Какие музыкальные номера присутствуют в опере? (ария, дуэт, хор и его виды)

Что такое оперетта? (маленькая опера, музыка лёгкая, весёлая)

С какими видами искусства "дружит" опера? (музыка, песня, изобразительное и драматическое искусство)

 

Рисунок 3

БАЛЕТ

Что такое балет? (музыкальный спектакль, где содержание передаётся с помощью музыки и танца)

С чего начинается балет? (увертюра)

Какой жанр главный? (танец)

Назовите участников балета (балерина, танцовщик, кордебалет, оркестр, балетмейстер, хореограф)

img4.jpg (20722 bytes)

Рисунок 4

С какими видами искусства "дружит" балет? (музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство)

Фрагменты каких балетов мы слушали? (П.И.Чайковский "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", С.С.Прокофьев "Золушка")

Где мы можем услышать и увидеть оперу и балет? (Национальный академический Большой театр Оперы и Балета Республики Беларусь)

СИМФОНИЯ

Что такое симфония? ("созвучие"; музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра)

Когда были написаны первые симфонии? (XVIII век)

Из скольки частей состоит симфония? (4-х)

Где можно услышать симфоническую музыку? (Белорусская государственная филармония)

img6.jpg (13147 bytes)

Рисунок 5

Симфонии каких композиторов мы слушали? (П.И.Чайковский 4-я симфония)

Какой жанр привел нас в симфонию? (песня "Во поле береза стояла")

3. Слушание. А.П.Бородин 2-я симфония "Богатырская".

В произведении 2 темы: тема богатырей (главная) и тема природы (побочная).

 

Рисунок 6

Как звучит главная тема? (Решительно, мужественно)

В каком регистре? (низком)

Как звучит побочная партия? (напевно, нежно)

Вывод: Значит, живопись помогает увидеть музыку, а музыка наполняет звучанием картину (или озвучивает картину).

- Лучшими на этой станции были:

4. Станция "Отдыхалкин"

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

"Полечка"

Мы пойдем сначала вправо

(два приставных шага - учитель считает "раз-два, раз-два")

А потом пойдем налево ( / = / = / )

А потом пойдем мы к центру (два шага вперед)

А потом пойдем от центра (два шага назад)

А потом мы все присядем (присесть)

А потом мы все привстанем (встать)

А потом мы все станцуем (произвольные движения)

А потом начнем сначала (три хлопка, три притопа)

- Лучшими на станции были: все!

5. Станция "Запевалкин"

Пение. "Фруктовые часы" (см. Приложение1)

* Какую песню учили на прошлом уроке? ("Фруктовые часы")

Исполнение песни с ДМИ.

- Лучшими на станции были:

6. Станция "Узнавайкин"

Тема сегодняшнего урока - Инструменты симфонического оркестра.

Что же такое оркестр? Оркестр - это коллектив музыкантов, которые играют на различных инструментах.

В Древней Греции оркестрой называлось место перед сценой, на котором помещался хор. Много позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов. Постепенно сложились определённые виды оркестра: духовой, эстрадный, оркестр народных инструментов, инструментов других народов и, конечно же, симфонический - самый полный и совершенный по звучанию.

В наше время трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии, сюиты, cопровождает действие в к/ф, участвует в исполнении опер, балетов.

- А кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижёр)

Перед вами схема размещения музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Как видите, музыканты никак не могут сидеть, как кому нравится, а только в строго определённом порядке.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получить звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся инструменты:

  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Струнные смычковые.

Скрипка

Альт

Виолончель

Контрабас (примерно 2м)

Скрипка - королева оркестра. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, они свято хранили секреты своего мастерства. Самый известный мастер - Антонио Страдивари, который уже в 23 года стал работать самостоятельно, хотя многие шли к этому порою всю жизнь.

История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, - в первой половине XIX в., не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

Скрипки, альты, виолончели появились в XVI-XVII веках. Скрипка - самый высокий по регистру. Далее, в порядке понижения регистра, следуют альт, виолончель, контрабас. Звук струнных самый слабый, поэтому их так много в оркестре.

7. Слушание. А. Вивальди цикл "Времена года" - "Осень".

Духовые ("звучащие от дыхания") делятся на 2 группы: деревянные и медные.

Деревянные духовые

Флейта - звучит то пронзительно, то мягко, нежно.

Гобой - звучит высоко, глуховато.

Кларнет (был изобретен в конце XVII в.)

Фагот

Медные духовые. Их звучание придаёт величие оркестру.

Валторна - внешне похожа на улитку. Произошла от старинного французского охотничьего рога.

Труба - очень древний инструмент. Трубой пользовались в ходе военных сражений, ею подавали сигналы, звучала во время торжественных церемоний. Основная роль в оркестре - фанфарные сигналы и военные призывы.

Тромбон - его можно делать то длиннее, то короче, тогда звук то выше, то ниже. По громкости он "чемпион" в симфоническом оркестре.

Туба - появилась в середине XIX в. Инструмент мощно звучит в самом низком регистре. Почти всегда этот инструмент звучит, когда исполняется "похоронная" скорбная музыка.

Саксофон - был создан в середине 1840 году. Сегодня он в основном используется как джазовый инструмент.

Ударные ("звучащие от удара")

Бубен

Тарелки - один из древних инструментов.

Треугольник

Барабан (малый, большой)

Большой гонг или тамтам - диаметр=1м. Звук особенный, после удара он очень долго разносится не затихая. Удар тамтама в музыке означает катастрофу, смерть или действие колдовских сил.

Литавры - старинный музыкальный инструмент, пришедший к нам с Востока. Это медные большие барабаны, своей формой напоминающие большие котлы, на которые натянута кожа. Литавры могут издавать звук определённой высоты, и в этом ещё одно их отличие от барабана. Чем сильнее натянуть кожу, тем выше звук.

8. Слушание. Гершвин концерт № 1.

Хренников балет "Любовью за любовь", Гимн любви.

ВЫВОДЫ:

  • Что такое оркестр?
  • Какие оркестры бывают?
  • Какой самый большой?
  • Какие группы инструментов в симфоническом оркестре вы знаете?
  • Какие инструменты входят в струнную группу, духовую, ударную? (рисунок 17)

Лучшими на станции были:

9. Рефлексия.

Приложение.