Красота окружающей среды в творчестве И.А. Бунина, пейзажах художников и в музыке композиторов

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством И.А.Бунина;
  • Совершенствовать умения работать над художественными средствами и приемами в стихотворении "Листопад";
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;
  • Развивать умения видеть красоту окружающей среды через творчество поэтов, писателей, художников и композиторов;
  • Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, увиденному и услышанному;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать самостоятельную организованность, взаимовыручку, умение работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: портрет И.А. Бунина, выставка книг, презентация "Птицы нашей республики", видеослайды с картинами природы С. Г. Басова, картины (на слайдах) художников - пейзажистов "Золотая осень" Левитана, Поленова, Остроухова, Шишкина, портрет Шишкина, его картины (на слайдах), высказывания о красоте, толковый словарь, осенние листья из бумаги (домашнее задание).

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие. Инсценирование стихотворения: "Доброе утро"

Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! - сказало.
- Доброе утро! - кричу я прохожим,
Весёлым прохожим, на утро похожим:
А если проснёшься и дождик в окно
Стучит да стучит и без солнца темно,
Доброе утро, друзья, всё равно:
Придумано мудро:
- Доброе утро!
- Доброе утро, ребята!
- Доброе утро!

- Пожелайте доброго утра друг другу и нашим гостям. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжка и дневник?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Знаю, каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"
Каждый знает, что успех
Ждет лишь тех, кто старательнее всех.

II. Актуализация знаний. Беседа о красоте

- Итак, начинаем наш урок.

- Внимание на экран.

Просмотр видеослайдов картин природы.

- Эти замечательные картины природы написал современный художник республики Татарстан - Сергей Геннадьевич Басов, который с юных лет занимался живописью. Впервые показал свои картины на выставке молодых художников в Музее изобразительных искусств Татарстана в 1993 году, с 1998 года постоянно участвует в выставках в ведущих московских художественных галереях.

- Ребята, какие чувства возникли у вас после просмотра? (ответы детей)

- Как вы понимаете, что такое красота? (высказывания детей)

- Прочитайте, как истолковывается слово "красота" в толковом словаре.

- Прочитайте высказывания великих людей о красоте. (Чтение по слайдам)

1. "В красоте нужно жить, чтобы узнать ее".

Николай Александрович Бердяев.

2. "Как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!".

Юрий Алексеевич Гагарин.

3. "Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней".

Виктор Гюго.

- Как вы понимаете эти тезисы?

III. Проверка домашнего задания.

- А теперь вспомните, как называется тема, с которой мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С поэтической тетрадью "Светлый край берез, моя Россия")

- Почему она так названа? (В этой теме стихотворения о России, ее красоте. Березы - символ России, символ её красоты.)

- Какое домашнее задание выполнили к сегодняшнему уроку? (стихотворение Алексея Николаевича Плещеева "Дети и птичка" читать наизусть по ролям и выполнить проектную работу на тему "Птицы нашего края")

- В какой форме А.Н. Плещеев написал это стихотворение? (в форме диалога)

- Пожалуйста, кто готов прочитать стихотворение? (слушание чтения наизусть)

- Спасибо, молодцы!

- А теперь познакомьте, пожалуйста, с вашей проектной работой.

(Защита проектной и исследовательской работы на тему "Птицы нашего края" по составленной презентации)

IV. Тема.

1) Введение в тему.

- Сегодня мы продолжим наблюдать за красотой нашей природы.

2) Определение темы урока.

- Тема нашего урока, посвящена прекрасной осенней поре, когда листья на деревьях, как в сказке, превращаются в настоящую оранжерею и, потихоньку опадая, застилают землю персидским ковром. Догадались о чем пойдет речь? (О листопаде)

- Совершенно верно. Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое так и называется "Листопад", написанное русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным.

(портрет и выставка книг)

3) Краткий рассказ о биографии писателя.

- Послушайте краткую биографию писателя.

Иван Алексеевич Бунин родился в городе Воронеже в 1870 году. В 4 годика они с семьей переезжают жить в деревню. В деревне от матери и крестьян маленький Ваня наслушался много песен и сказок и в возрасте 8 лет он написал свое первое стихотворение.

В 1901 году вышел его сборник стихотворений под названием "Листопад", который высоко оценили классики русской литературы: Блок, Пушкин, Куприн и присудили одно из главных мест в русской литературе.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за автобиографический роман "Жизнь Арсеньева".

В 1936 году (в возрасте 66 лет) Бунин отправился в путешествие в Германию и другие страны, а также для свидания с издателями и переводчиками. Но в Германии его арестовали и до окончания Великой Отечественной войны Бунин прожил в Германии в бедности. В письмах и дневниках Бунин говорит о своей тоске по Родине и желании возвратиться в Москву. С огромной радостью Бунин встретил победу советского народа в войне. После войны, в 1945 году он навсегда pаспpощался с Германией и переехал в Париж.  

Но вернуться на родину он не смог. В бедности, старости и болезнях - решиться на такой шаг было не просто. И в 1953 году Ивана Алексеевича Бунина не стало. Похоронен великий русский писатель под Парижем во Франции.

Бунин внес большой вклад в русскую литературу.

4) Первичное знакомство со стихотворением "Листопад".

- А теперь послушайте стихотворение. (Чтение учителем).

Рефлексия. - Понравилось стихотворение?

- Какие чувства вложил Бунин в стихотворение?

5) Словарная работа

- Что обозначают слова: лиловый, золотой, багряный? (цвет).

- Давайте определим, какому цвету соответствует каждый цвет.

Лиловый - фиолетовый

Золотой - желтый

Багряный - красный цвет густого тёмного оттенка

- Приходилось ли вам слышать словосочетания со словом "Лазурь"? (небесная лазурь).

- Какой цвет схож с цветом неба?

Значит, лазурь - светло - синий цвет.

6) Самостоятельное чтение стихотворения. (применяя разные виды чтения: вполголоса, шепотом и про себя).

Рефлексия. - Как вы думаете, как относится поэт к листопаду?

V. Физминутка.

1) "Листопад"

Листопад, листопад.
Листья по ветру летят.
Полетели, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер стих. Тишина.
Листьям спать пришла пора.
Но тут ветер - озорник
Поиграть решил шутник!
Он листочки подхватил
И легонько закружил.
Листья по ветру летят,
Собрались в кучку, потом в ряд.
Вместе всё же хорошо,
Дружно, весело, тепло.
- Полетели на свои места.

2) Упражнения для дыхания

3) Упражнения для глаз.

VI. Работа над стихотворением.

1) Выразительное чтение стихотворения.

а) Читаем в парах. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

б) Проверка выразительного чтения.

2) Работа над стихотворением.

- Какая рифма в стихотворении? Докажите (перекрестная, парная)

- Какие художественные приемы использовал Бунин в стихотворении? Найдите эпитеты, сравнения.

- Почему осенний лес поэт сравнивает с расписным теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

- С чем сравнивает ёлочки (как вышки), паутину (сеть из серебра), мотылька (точно белый лепесток)?

- Какие метафоры, олицетворения использовал поэт? (лес стоит над светлою поляной, березы блестят, ёлочки темнеют и др.)

- С кем сравнивает поэт осень? (вдовой).

- Что скрыто в этом слове? (вдова - женщина, у которой умер муж. Но поэта волнует психологическая настройка "тихая вдова". Почему?)

3) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание двора. Что это за явление в природе, когда летают "воздушной паутины ткани"? (бабье лето)

- Какие звуки наполняют осенний лес? Прочитайте. (Мертвое молчание).

- Обратите внимание, как начинается и заканчивается стихотворение. В чем сходство и различие? (повторение строк - обращает внимание на красоту осеннего леса, в начале - осень только начинает вступать в свои права, в конце - осень становится полноправной хозяйкой природы).

Рефлексия. Красоту природы можно описать в поэзии, прозе. А как можно показать? (Через картины природы - пейзажи).

VII. Наблюдение за красотой природы в изобразительном искусстве.

1) Беседа о художниках и их творчестве.

- Вспомните и назовите художников - пейзажистов. (Серов, Левитан, Грабарь, Жуковский, Шишкин, Айвазовский и др.)

2) Рассматривание пейзажей "Золотая осень" разных художников.

- Внимание на экран. Красоту "Золотой осени" рисовали многие художники. Определите, кому принадлежат следующие картины, кто их автор.

(просмотр слайдов: пейзажи "Золотая осень" и определение художников (Левитан, Шишкин, Остроухов и др. )

3) Рассматривание картин Ивана Ивановича Шишкина и краткий рассказ учителя о биографии И.И. Шишкина.

Иван Иванович Шишкин - наш земляк, родился в г. Елабуге. Много картин природы написал знаменитый художник (рассматривание и определение названий пейзажей учащимися "Рожь", "Дубки", "Корабельная роща", "Ручей в лесу", "Утро в сосновом лесу" ).

Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел картины подсказал Шишкину его друг К. А. Савицкий, но толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж Шишкина "Туман в сосновом лесу". Савицкий написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине.

Однако приобретший картину П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, свойственной именно Шишкину".

В городе Елабуге есть музей картин Шишкина. <рисунок 1>

VIII. Наблюдение за красотой природы в музыке.

- Красоту природы можно передать в музыке. На слова Бунина написаны песни. Вашему вниманию предлагаю послушать некоторые из них.

(прослушивание песен "Как светла как нарядна весна", "Похолодели лепестки")

IX. Рефлексия.

1) - Понравился урок?

- Что особенно понравилось?

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

- Обобщите: о чем мы говорили на уроке? (о красоте природы)

- Где можно увидеть эту красоту? (везде)

- Спасибо за вашу замечательную работу на уроке, за вашу красоту.

Молодцы!

2) Оценки.

X. Домашнее задание.

- Отгадайте загадку.

"Сидит-зеленеет, летит - пожелтеет, падает - почернеет".

Объясните её.

- Посмотрите на доску. (На доске бумажные осенние листья)

Это осенние листочки, в них письмо - задание вам. Прочитайте и постарайтесь выполнить задания листьев.

Текст домашнего задания (записан на обороте листьев).

Продолжай наблюдай за красотой вокруг. Подготовься рассказать об увиденном на следующей уроке

Какие строчки стихотворения И.А.Бунина наиболее понравились? Словесно (устно) нарисуй картины к этим строчкам.

Приготовь выразительное чтение стихотворения "Листопад"

Приложение.