Развитие орфографической зоркости на основе моделирования

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


“Моделирование как особая форма научного исследования, специфическое средство отображения человеком изучаемых объектов с помощью аналогов, “заместителей” (моделей) – это одновременно и обобщение многовекового опыта научного творчества”

В.А.Штофф

Моделирование как форма отражения действительности зарождается в античную эпоху одновременно с возникновением научного познания. Образно-знаковая модель возникла в Х веке до нашей эры.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.

Метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении моделей исследуемого объекта, называется моделированием.

Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям.

Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания могут быть усвоены только тогда, когда ученик выполняет какие-то действия с ними. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо заранее определить, в каких действиях они должны использоваться учащимися, т.е. с какой целью они усваиваются. Конструктивно задать цель усвоения знаний – это значит указать те умения, в которых эти знания будут функционировать. Все эти действия можно осуществить используя метод моделирования.

Исследования многих педагогов и психологов (В.В.Давыдов, А.А.Плешаков и др.) показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) является важным средством формирования мышления детей. Их использование способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам.

Л.М. Фридман предлагает классификацию моделей, используемых в науке, технике, быту и обучении.

Классификация моделей

 

Из представленных в классификации моделей возможно использование в основном образных и знаковых моделей, т.к. они требуют меньше затрат при использовании и более понятны младшим школьникам.

С точки зрения анализа динамики познавательного процесса в школе модель выступает в качестве своеобразного элемента научной информации. Говоря словами афоризма “познать сложное – значит, упростить его”, можно констатировать, что метод моделирования как раз и обладает той эвристической силой, которая помогает сделать любой сложный объект доступным для тщательного всестороннего изучения.

В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных.

Моделирование относится к группе практических методов обучения.

Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.

Моделирование выделяется в качестве самостоятельного средства обучения, значительно облегчающего и ускоряющего процесс приобретения учащимися прочных систематических знаний.

В теории и практике моделирование выступает как особая целенаправленная деятельность, активизирующая учебный процесс.

На своих уроках использую работу со схемами.

Схемы создают у школьников наглядную основу для изучения объекта (его некий образ), что позволяет подключить к усвоению объекта не только логическое, но и более развитое образное мышление. Это особенно важно для детей с преимущественно развитым правым полушарием, которые усваивают материал в основном за счёт создания таких образов.

Использование в процессе обучения опорных схем позволяет наглядно продемонстрировать основные характеристики понятий и усвоить их. Опорные схемы способствуют развитию способов деятельности учащихся, т.к. изучение понятий с опорой на схемы вызывает необходимость проводить ряд действий с каждым из них.

В период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2–3 слов. Таким образом дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы использую с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания.

Я приучаю детей, ещё не умеющих писать, изображать предложения в виде схемы.

Вот одна из самых первых схем – схема предложения (1 класс).

– Слова в предложении пишутся раздельно.

Мальчик ловит рыбу.

– Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

– Конец предложения обозначается точкой, вопросительным знаком или восклицательным знаком.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесенного и слова написанного, но написанного ещё без букв.

Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того он видит интервалы между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.

Усвоив существенные связи между схемой и звучащим предложением, первоклассники успешно справляются с обратным заданием – с составлением предложений по заданным схемам.

Для улучшения усвоения понятия “слог” я прибегаю не только к слуховому восприятию его, но и к зрительному восприятию.

 

Работа со схемами снимает чувство скованности и страха перед ответом. Схема становится своего рода наглядным алгоритмом его рассуждений и доказательств, опорой его мысли, практической деятельности, связующим звеном между ним и учителем.

Появляется возможность подключения большего количества упражнений по закреплению, повторению полученных знаний.

– Придумать предложение и объяснить по схеме:

Придумать предложение, которое состоит из трёх слов. Дополни схему чёрточками – слогами.

Схемы по темам дают возможность проводить многократное повторение, облегчают выполнение самостоятельных заданий.

– Придумать слова, относящиеся к схемам:

Тема: “Ударение”

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Маленькому школьнику порой трудно осознать орфографическое понятие и увидеть “ошибкоопасное” место в слове. Необходимо создавать такие формы наглядности, которые позволили бы ученику “материализовать” орфографическое понятие – например, опорные схемы. Они должны быть компактными, читаемыми “на бегу”, понятными каждому ребёнку.

Известно, что обучение в начальной школе любому предмету проходит успешнее, если оно сопровождается возможностью включить в процесс игровые моменты. Однако игры не всегда решают проблемы запоминания правила, а порой и отвлекают ученика. Вот почему я выбрала приём моделирования орфографического понятия.

На первом этапе детям предлагала готовые схемы – опоры, но в дальнейшем появилась возможность и даже необходимость позволить учащимся самостоятельно смоделировать понятие, внести коррективы в предложенные схемы.

Создание схемы – опоры решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс. Ставя перед учащимися задачу, предъявляю языковый материал для наблюдения и анализа, а затем посредством символов, знакомых детям, предлагаю сконструировать модель орфограммы. Создание схем возможно как индивидуально, так и в группах разного состава. Предлагая свою версию модели, ребёнок объясняет, каким образом он пришёл к такому выводу, а это один из путей развития связной речи.

Дальше на уроке возможна работа по коррекции модели, применение ее в других видах учебной деятельности: при составлении, классификации, в дидактических играх. Совершенствование открытия, самостоятельно выстроенная цепочка рассуждений – лучший способ “пропустить” материал через сознание, а значит быстрее и прочнее запомнить.

Можно выделить три этапа работы со схемой:

Первый этап – это перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы, составление схемы.

Второй этап – углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование учащихся в схеме, владение доказательствами с использованием схем, дополнение схемы, исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами, самостоятельное выполнение заданий по теме в школе и дома.

Третий этап – это работа на основе приобретенных знаний и умений, схемы уходят, формируется навык беглого действия.

Приведу несколько примеров.

1. Тема: “Безударная гласная в корне слова”.

Карточки: “корень”, красные кружки (гласные буквы), значок “ударение”.

Модель орфограммы: (Приложение, схема 1)

2. Тема: “Разделительный твердый знак”. Карточки:

Слова для наблюдения: въезд выезд
подъезд переезд
отъезд проезд
объезд приезд

(Убедившись, что все слова имеют приставки и одинаковый корень, учащиеся выкладывают первые схемы:)

При дальнейшем анализе (фонетическом) выясняется, что приставка перед твёрдым знаком оканчивается на согласный звук, а в случаях, где нет твёрдого знака, – на гласный.

3. Тема: “Разделительный мягкий и твёрдый знак” (Схема 2)

Слова для наблюдения: перья разъезд
ручьи съедобные
ночью объехал

4. Тема: Предлог” (Схема 3)

“Считывая” формулировку правила с краткой схемы, ребенок развивает память, воображение, речь, мышление.

Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы. (Схема 4)

Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, предназначенными для демонстрации или фронтальной работы.

На следующем этапе обучения моделирующей деятельности с целью актуализации приёмов логического мышления вводятся упражнения с элементами сравнения, обобщения и классификации.

Классификация. Правописание предлогов (по, в, за, про, у, на, над, с, под, об) (Схема 5)

Продумывая ход работы, раскладываем схему на отдельные смысловые блоки. (Схема 6)

Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно в процессе логических рассуждений и размышлений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой целостной схемой гораздо меньше возможностей для организации поисковой деятельности. Чаще всего она репродуктивна: рассматривая целостное изображение объекта, учащиеся слушают рассказ или объяснение учителя, отвечают на вопросы, исходя из того, что увидели.

Чтобы сделать разнообразной работу с готовой схемой или по её созданию использую различные приёмы, например:

  • привести примеры объектов, которые соответствуют данной схеме (Схема 7):
  • “расшифровать схему”: (Схема 8)
  • найти ошибку в схеме: (Схема 9)
  • расставить карточки-схемы правильно: (Схема 10
  • дополнить (закончить) схему: (Схема 11)
  • подумать, что будет, если убрать один из элементов схемы: (Схема 12)
  • выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем: (Схема 13)
  • составить схему по ходу рассказа учителя (творческая работа):

а) Попробуй составить схему для того, чтобы рассказать одно из правил русского языка: (“В сочетаниях ЧК, ЧН мягкий знак не пишется” ) (Схема 14)

б) Прочитай правило в учебнике, расскажи, что ты понял. (Схема 15)

  • Зрительный диктант. Вариантом этого вида диктанта является вписывание в схему трудных или неусвоенных орфограмм.

Работу со схемой можно использовать в игровой форме:

Тема: “Состав слова”

– Эти слова хотят сесть в свои поезда. Давайте им поможем.

Поход, полюшко, верхолазы, полоса.

Схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции для младшего школьника, поскольку наглядно-образное мышление, которого достигают младшие школьники, является наглядно-схематическим, основой логического мышления.

Схемы используются на разных этапах урока:

  • при изучении и закреплении нового материала (проводится основная работа по созданию схем с различной степенью самостоятельности учащихся

– учитель строит схему – учащиеся наблюдают;
– учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают работу;
– учащиеся самостоятельно создают схему.

  • при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их).

Примеры моделей-схем, используемых на уроке в процессе изучения нового материала. (Схема 16)

Примеры схем, использованных во время закрепления и проверки знаний учащихся. (Схема 17)

Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Таким образом, схемы – опоры включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают “плотность” урока, дают возможность применять необычные формы контроля.

Ребята свободно оперируют понятиями, самостоятельно выбирают уровень выполнения заданий, не боятся контрольных работ, осознанно выполняют работу над ошибками.

Литература:

  1. Гайсина Р.С. Моделируя – познаем мир // Начальная школа. – 2006. – 9. – С.67 – 71
  2. Ивашова О.А. Использование графического моделирования при обучении младших школьников вычислительным приемам // Начальная школа. – 2005. – 12. – С. 23 – 24
  3. Кропочева Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – С. 255 – 274
  4. Прохорова Л.Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. – 3. – С. 43 – 45
  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 175 с.
  6. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.