"Озера". Урок географии в 6-м классе с презентацией

Разделы: География


Задачи урока:

  1. Сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер мира.
  2. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
  3. Научить определять по карте бессточные и сточные озера. (слайд 1)

Оборудование:

  1. Карта полушарий, физическая карта России.
  2. Презентация, учебные таблицы, учебник.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный).

Географическая номенклатура: озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория,, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое.

Ход урока

I. Проверка знаний по теме “Реки”

– Географический диктант (2, 3 слайд) – (Приложение – таблица № 1.2 )

II. Изучение нового материала

– На уроке мы продолжим знакомство с многообразием вод суши.

Послушайте о нем загадки

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
– Итак, темой сегодня на уроке будет?.... (Озеро.) (Приложение 2, 4 слайд)

Дети записывают тему урока в тетрадях.

– Попробуйте сами записать термин, что такое озеро.

Ученики выделяют существенные признаки озер – замкнутость водного пространства, заполненность его водой.

– Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. (5 слайд)

– Площадь озер земли составляет 2,7 млн. км. кв. (1,8% суши) самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро, самое глубокое озеро мира – Байкал.

Посмотрим на карте, на каком материке они расположены, в каком государстве.

– Работа с картой.

Ответ детей (Материк – Евразия, страна – Россия) (6 слайд)

– От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид.

– Посмотрим слайды:

  • тектонические котловины (7,8 слайд)
  • ледниковые (9,10 слайды)
  • вулканические (11 слайд)
  • карстовые (12 слайд)
  • запрудные (13 слайд)
  • старичные (14 слайд)

– Поработаем в группах, каждая группа будет заниматься одним видом котловин, по плану:

  • происхождение котловины;
  • условия образования
  • примеры озер (работа с атласом).

Все данные заносятся в таблицу (слайд 15), (Приложение 1таблица № 3, слайд 16)

– Эти озера нашей страны называют морями. Обычно срок жизни озер – десятки тысяч лет. Возраст этих озер – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле. Другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже уровня моря. Другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2 тысяч метров над его водной поверхностью. Хотя первое из них соленое, а второе пресное. В их водах обитают тюлени. Каждое из озер отличается своеобразной флорой и фауной. Одно из них сточное, а другое бессточное.

Назовите эти озера ( Байкал и Каспийское море).

По режиму озера делятся на сточные, из которых берут свое начало реки, и бессточные.

(17 слайд)

– Посмотрите пожалуйста на схему и определите где сточное озеро, а где бессточное?

(18 слайд)

– Дети анализирует схему. (На первом рисунке 1– впадает, 2 – вытекает. На втором – обе реки вытекают. На третьем – обе реки впадают) (Приложение 2) (19 слайд)

– Приведите примеры сточных и бессточных озер по карте России и карте полушарий, и заполните таблицу в тетради. (20 слайд ) (Приложение 2.1)

Вода, поступающая в озеро, приносит в него растворенные вещества. В литре речной воды содержится всего 0,2 – 0,3 г. солей.

– Выразите эту соленость в промилле и сравните с соленостью океанской воды.

Ответ детей.

– Количество солей, поступивших в озеро за длительное время, может быть очень большим. Из сточного озера соли выносят реки. В бессточном озере вода тратится только на испарение, а соли в нем остаются. Поэтому соленость бессточного озера, испаряющего много воды, может увеличиваться.

Озера по степени солености (21 слайд)

– Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте?

Ответ детей: пресные – голубым цветом, а соленые – розовым.

Приведите примеры, и заполните в таблице. (Пресные – Байкал, Ладожское, Великие американские озера; соленые – Балхаш, Чад, Эйр. (22 слайд) (Приложение 2)

– Найдите закономерность, где встречаются соленые озера? Какие они по типу стока: сточные или бессточные?

Работа с атласом

Ответ детей: около тропиков озер с соленой водой больше.

Продолжительность жизни озера зависит от его глубины и размеров. Быстро зарастают растительностью, наполняются осадками и постепенно превращаются в болота, более мелкие водоемы. Болото– участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью. (23, 24 слайд)

III. Практическая работа

– А сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе “Описание озера” по типовому плану.

План описания озера

  1. Название.
  2. На каком материке находится и, в какой его части?
  3. Между какими меридианами и параллелями располагается.
  4. Происхождение котловины.
  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
  6. Соленое или пресное (слайд 25)

Приложение 1
Приложение 2

Домашнее задание: № 31, работа в контурных картах по обозначению озер, которые записаны в тетрадях в таблице.

Выставление оценок за урок.