Развитие ученика в процессе игры

Разделы: Литература


Ребенок – существо само по себе действенное. Ему нужно все пощупать, познать, «проглотить» все, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов. Это его естественное состояние – учиться, «ребенок» – это состояние активной учебы. «взрослый» учиться меньше, а «родитель» и сам начинает «учить». Суть же ребенка – постоянный поиск источников – знание для жизни. И мы, к великому нашему сожалению это желание учиться, у него отбиваем. Чем? Навязываем свою форму получения знаний: специфическую, учебно-школьную. За парту сажаем, за учебники. А ему хочется играть, бегать, прыгать. Разве меньше он получит в ходе игры того же опыта и знаний, чем за партой?

С уверенностью скажу – еще и больше!

Ребенок развивается, он «образовывается» намного больше чем сидя статично за партой, ибо это его действие, это его человеческое естество! Игра – это увлечение. Так почему не увлечь его игрой в школе? Учебную программу преобразовать в игру. Не ребенка под себя, а себя преобразуйте, переделайте под ребенка, и ваше обучение, воспитание принесет намного больший результат.

Только игра должна стать не игрой, а… миром ребенка.

Но игра, чтобы принесла результат, должна иметь свою строгую структуру, правила организации, самодисциплины, наглядность, четкость заданий, неожиданность экстремальной ситуации, полное погружение участников в проблемность действия, правдоподобие экстремальной ситуации.

Игровая учебная деятельность

Игры-тренинги.

Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

Схема 1. Игровая цель

Формула: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учить включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Пример. Русский язык

Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, - найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т. е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, сколько придаточных и т.д.)?

Схема 2. Логическая цепочка

Формула: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспоминаете всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник – 1 называет Новгород, то участник – 2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград… То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в «городах» таким признаком является последняя буква предыдущего слова.

Игра в случайность

Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Там, где правит бал случай, – там азарт. Попробуйте поставить и его на службу. Для этого годиться рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизорной игре «Что7 Где? Когда?», достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик… Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолетик – в кого попадает… а одна учительница «по секрету» призналась, что делает шуточное «гадание по журналу».

Театрализация

Знание на время игры становиться нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.

Формула: разыгрывается сцена на учебную тему.

Пример. Литература

Московский психолог Л.А. Канцевая предложила своим ученикам вообразить себя актерами или режиссерами. Каждый актер сам выбрал себе роль – Катерина, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самостоятельно выбрал сцену для постановки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру – чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры – как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то что каждый ученик вживался только в один образ, он неминуемо должен был «почувствовать» всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен.

Мозговой штурм

Особо интересный вопрос – решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть «открытыми», они наиболее развивают «творческость» мышления (на западе используют термин «креативность»).

Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам.

Немного истории, или легенда о торпеде

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграмма: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. Алекс – он был капитаном одного из этих кораблей – живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать?

Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы.. Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет.

Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспомнил это случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щеки не напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться.

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей мирной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель.

Перечислим дидактические ценности УМШ:

  • Это активная форма работы, дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
  • Учащиеся тренируют умения кратко и четко выражать свои мысли;
  • Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей;
  • Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
  • Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
  • УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Технология проведения мозгового штурма.

Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

До штурма:

  1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – никакой критики!
    В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
    Группа выбирает секретаря, чтобы зафиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…).
  2. Проводиться первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
  3. учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. Создание банка идей

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему…

Второй этап. Анализ идей

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

И опять небольшой перерыв.

Третий этап. Обработка результатов

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практическое предложение и самой «дикое»). В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации: Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Возможна организация конкурса идей. И пусть жури тоже состоит из учеников.

Пример.

Литература

Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни…)

  1. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.
  2. нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен временем, даже проведен на другом уроке. Если за время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Ведь главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отведенное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.

Правила «мозговой атаки»

  1. Во время «мозговой атаки» нет ни начальников, ни подчиненных.
  2. «Мозговая атака» не терпит шаблонного мышления. Необходимо полное освобождение из плена стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помогают вдохновению.
  3. Полная свобода воображения. Как бы фантастично и невероятно не была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением.
  4. Рекомендуется задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров.
  5. категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки. На стадии обсуждения ничего не отвергается.
  6. свои мысли следует формулировать тщательно и коротко. Чем больше будет выдвинуто идей, тем, лучше.
  7. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют умственную энергию человека!

Упражнения для интеллектуальной разминки

«Бег ассоциаций»

Ведущий произносит 2 случайных слова, один из участников описывает образ, соединяющий эти два слова, затем создавший образ + свое слово, затем следующий по кругу делает тоже самое с этой парой слов прибавляет свое слово и передает ход другому участнику круга.

«Продолжи фразу»

  1. Мне всегда трудно…
  2. Мне всегда легко…

«Спор с подключением третьего»

Первая начинает спор на любую тему, затем 1-ый обращается к 3-ему за поддержкой и т.д. по кругу 2-ой к 4-ому.

«Запиши фразу»

Из дневника Евгения Ильфа:

  • вчера я купила себя бежевые туфли и такого же цвета лиловые носки…
  • вчера я купила путевку в страну непуганых идиотов…
  • как скучно быть кариатидой и подпирать чужой балкон…
  • снег падал тихо как в стакане…
  • вчера во мне проснулся частник, мне захотелось торговать…

«Сравните понятия» 

Убедить – доказать Тестирование – испытание
Объяснить – понять Воспитание – образование
Практика – опыт Гуманизм – гуманность
Знание – опыт Истина – правда
Оценка – стимул Добро – благо
Работа – ремесло Воображение – творчество
Творчество – хобби Образование – просвещение
Учитель – ведущий Традиционность – привычность
Снисходительность – слабость Знание – эрудиция
Веселость – шутовство Талант – гений
Точно – педантизм Знание – умения
Требовательность – придирчивость Знания – навыки
Творчество – новаторство  
Задача – проблема  
Ответ – решение